При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Насколько официальная статистика отражает положение дел в экономике?
Чем дольше растёт фондовый рынок и, в целом, экономика, тем чаще люди задаются вопросом: как долго это будет продолжаться? За последние три года индекс S&P500 вырос в 2,5 раза. Это только начало или теперь так будет всегда? В этот раз будет всё по-другому?
Теперь рецессию в США никто не ждёт – все инвестиционные банки, наоборот, регулярно понижают вероятность её наступления. Федеральные резервные банки, а также Бюро экономического анализа регулярно пересматривают ВВП и другие экономические показатели в сторону увеличения. Рынок труда в полном порядке. Продажи и прибыли растут. А раз так, то всё хорошо. Фундаментальные показатели в порядке, так зачем же беспокоиться?
Может и не стоит, может всё, действительно, хорошо. Но что если официальные показатели не дают реальной картины? Помнится, как ещё много лет назад Пол Кругман, нобелевский лауреат, призывал полностью пересмотреть официальную статистику. Точнее, подходы. Потому, что инфляция – это средняя температура по больнице. А ведь в этой больнице кого-то уже выпишут завтра, а кого-то только что привезла скорая с температурой под 40. Не дай Бог никому такого, конечно. Потому, что рост ВВП мало о чём говорит. Какие-то отрасли растут, а какие-то – в убытках сидят. Кругман говорил, что нужны качественные, а не количественные показатели. Например, уровень удовлетворённости жизнью. Или настроения. Причём не только тот сентимент по экономическим ожиданиям. А реальные настроения. Нужно знать, что реально происходят в семьях. Например, хватило ли вам денег в этом месяце или пришлось занимать? Может вы открыли вклад или, наоборот, взяли кредит? И на что? На текущее потребление или на новый автомобиль? А нам рассказывают про рост экспорта нефти. Но кому от этого хорошо? Ладно бы зарплату нефтяникам повысили или пенсии. Ан нет. Меньше минфин будет занимать на рынке и всего то.
The New York Times обратила внимание на продажи Hamburger Helper – почти на 15% с начала года. Helper – это макароны с разными приправами. Туда нужно только фарш добавить или овощи. И паста Болоньезе готова! Helper придумали в 1970-х, на фоне высокой инфляции, высокой безработицы и других экономических трудностей. Согласно теории, продажи Helper растут тогда, когда у людей нет денег на покупку стейков. И индекс Helper – прекрасный показатель реального положения дел в экономике. Пишут также, что продажи риса выросли на 8%. Выросли продажи рыбных консервов и других заменителей «вкусной и здоровой пищи». Например, свежих фруктов, овощей, говядины, выдержанных сыров, а также сладостей и проч. Когда людям не хватает денег на говядину, они переходят на свинину, а затем на курицу. Это известный факт.
Есть также индекс мужских трусов. Считается, что мужчины покупают себе трусы только тогда, когда у них есть деньги. Есть индекс коротких юбок. Считается, что в трудные времена официантки склонны носить короткие юбки ради бОльших чаевых. Есть индекс помады. В Штатах придумали ещё с дюжину таких вот показателей. Иногда это называют всё фрикономикой. То есть, необычными показателями обычных процессов. Может, стоит следить за тем, много ли покупателей в низких ценовых сегментах, вроде магазина «Чижик»? Или выросли ли продажи продуктов в магазинах Fix Price. Там очень дешёвые консервы и конфеты. Настолько, что невольно возникают вопросы из чего они сделаны…
Или взять нынешнее золотое ралли. Я ещё только неделю дней назад писал заметку о пересмотренных прогнозах по золоту от Citi и Альфа-банка. Аналитики предсказали, что золото подорожает до $4000 к концу года и до $4200 – к концу следующего. А банк HSBC повысил прогноз до $3355. Но пару дней назад цена подскочила до $4371.
И вот что интересно. Лина Томас, стратег по сырьевым товарам в Goldman Sachs Research, сослалась на всё те же 19070-е годы.
– В то время финансовые проблемы и неопределенность в политике заставляли частных инвесторов искать средства сохранения стоимости вне системы. Если эти опасения возникнут снова, мы можем увидеть усиление глобальной тенденции к
диверсификации. Однако на данный момент ралли по-прежнему основано на фундаментальных показателях, а не на безумии, – написала она.
Понимаете? С ВВП всё отлично, инфляцию ФРС душит, безработица под контролем, прибыли растут, а инвесторы ведут себя, как в 1970-х годах. Но нам же говорили, что золото – это «тихая гавань», что золото покупают тогда, когда в экономике всё плохо.
Так что, на самом деле происходит?
обсуждение