Воскресенье, 19.05.2024
×
Проект Theranos. Элементарно, Холмс!

«Сегодня даже $45-50 за баррель выглядит фантастично»

Аа +
+2 -0

Редакция портала Finversia.ru попросила нефтяных аналитиков обрисовать сценарии развития ситуации с нефтяным рынком до конца года. Большинство склоняется к пессимистичным сценариям, в рамках которых нефть – даже если человечеству удастся более-менее справиться с пандемией коронавируса – к концу года сможет выйти на уровень $40-45 за баррель.

Ещё в начале января этого года цены на нефть марки Brent уверенно находились вблизи отметки в $69-70, однако уже тогда начали появляться первые новости о сокращении Китаем импорта нефти. Когда же появились данные о сокращении Китаем импорта сразу на 20%, рынок начал реагировать. 27 марта 2020 года войдёт в историю пандемии как самый чёрный день для чёрного золота: цены опустились ниже $25. Потом начался естественный отскок, по данным на начало 6 апреля баррель Brent стоил чуть менее $33.

Не слишком ли сильна была перепродана нефть? Учитывая, что экономическая жизнь в Поднебесной восстанавливается, хотя и медленными темпами? Нет – рынок всегда прав, в противном случае давным-давно была для торговли придумана какая-либо ещё площадка или схема. Рынок реагирует на возможности, закладывает в цены все возможные сюрпризы – поэтому и говорят, что это «какое-то событие уже заложено в ценах», даже если оно не произошло – спустя какое-то время рынок вернётся к справедливому ценообразованию. Пока же нынешние уровни отражают прежнюю излишнюю перепроданность и ожидания основных экономических игроков. Ведь, напомним, что нефтяной рынок рухнул не без помощи ОПЕК+, то есть ОПЕК и России. Таким образом рынки не верят, что ОПЕК+ удастся договориться, а мир забудет о коронавирусе через месяц.

Высокие цены невозможны ввиду сложности переговоров внутри ОПЕК+.

– Встреча ОПЕК+ ещё не гарантирует того, что рынок удастся быстро сбалансировать, слишком большое падение спроса (25%) и слишком большой объем профицита (20-25 млн баррелей). Решить эту проблему быстро не получится, потребуются долгие консультации всех стран-производителей, – сомневается Артём Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

Эксперт опасается, что для достижения компромисса российским нефтяникам придётся сокращать добычу до 1,5-2 млн баррелей в сутки, что составляет не менее 40% от нынешней добычи (около 5 млн баррелей в сутки). По словам Деева, даже цены на уровне $45-50 не наполнят бюджет при таком сокращении добычи.

Сценарий, когда нефть штурмует новые вершины, сейчас представляется нереалистичным. Оптимистичным можно считать такой сценарий, при котором среднегодовая цена окажется на уровне выше 50 долларов за баррель. Этот сценарий предусматривает, что участники соглашения ОПЕК+ вернутся за стол переговоров, и к ним присоединятся как минимум Бразилия и Канада. Совместными усилиями они смогли бы сократить предложение на 10-15%. Глобальная нефтяная отрасль, включая сланцевые проекты в США, в этом сценарии начинает консервировать низкорентабельные скважины. Одновременно мир проходит пик распространения эпидемии, выходит из карантина и постепенно, с учетом накопленных избыточных запасов, начинает восстанавливать спрос на нефть. В этом случае ВВП России может в 2020 году показать нулевой рост или небольшое снижение – на 0,5-1%. Это, пожалуй, сегодня представляется самым оптимистичным сценарием.

Годовой ВВП может показать вместо запланированного роста снижение до 2-3%

Налогообложение нашей «нефтянки» представляет собой достаточно гибкую систему: при падении цен ставки НДПИ и экспортных пошлин резко снижаются – при цене ниже $15 за баррель практически обнуляются. Нефтяники, при этом могут сохранять рентабельность достаточно долго, но за счёт «проедания» собственных капитальных затрат. Нефтедобыча может сохранять рентабельность достаточно долго, особенно если начнёт сокращать капзатраты. Однако в этом случае отрасль потеряет инвестиции в воспроизводство ресурсной базы. Государственный бюджет потеряет часть доходов, которые придется восполнять из ФНБ. Экспорт упадет в физическом и денежном выражении. Годовой ВВП может показать вместо запланированного роста снижение до 2-3% в зависимости от уровня цен, который сложится на рынке нефти.

– Что, в общем, уже не должно удивлять, поскольку даже без фактора нефти один только режим так называемой самоизоляции протяженностью пять недель может дать снижение ВВП на 2 процентных пункта. – подсчитал Алексей Калачев, аналитик ГК «Финам».

В «БКС Премьер» обращают внимание, что существенная скидка российской марки нефти сорта Urals к эталонному Brent составляет уже $4,75 (с поставкой в Роттердам) и может выступать сигналом о том, что нефтяной рынок продолжает движение в сторону «затоваривания».

Нефтехранилища могут быть затоварены через 5-7 месяцев

– При реализации пессимистичного сценария, предполагающего устойчивое закрепление дисбаланса на нефтяном рынке за счет значительного превышения предложения над спросом на рынке в течение всего года, основные мировые мощности по хранению нефтепродуктов могут быть полностью загружены в перспективе 5-7 месяцев. Но этот сценарий не рассматривается нами как базовый, – оговаривается Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер».

Сколько в этом случае потеряет наш бюджет и экономика? Падение стоимости барреля марки Brent ниже отметки $30 равносильно потере нефтяных доходов от 50% до 85%. То есть, потери от низких цен на нефть приведут к тому, что Россия вместо $230 млрд получит $140-180 млрд дохода. И это без учёта потери доходов от продажи газа.

Теперь об оптимистичных сценариях, в которые, впрочем, сегодня мало кто верит. Дмитрий Бабин считает вероятность повышения цен выше $50 только при условии «скорого прохождения пика пандемии и снятия ограничений, направленных на борьбу с ней, так как эти меры наносят большой экономический ущерб и сильно снижают спрос на нефть».

Никто из опрошенных порталом Finversia.ru аналитиков не верит в чудо повторных соглашений между саудитами и Россией – какие бы ни были соглашения, вернуть цены на прежние уровни они не способны. В тоже время, попытаться договориться всё же стоит, и надежды на это рынок возлагает.

При этом, никто из опрошенных порталом Finversia.ru аналитиков не верит в чудо повторных соглашений между саудитами и Россией – какие бы ни были соглашения, вернуть цены на прежние уровни они не способны. В тоже время, попытаться договориться всё же стоит, и надежды на это рынок возлагает.

По подсчётам Антона Покатовича из «БКС Премьер», в весенней перспективе котировки Brent будут формироваться в коридоре $20-30 за баррель.

– При такой ценовой конъюнктуре нефтяного рынка дефицит бюджета страны в этом году продолжит расширяться, и по итогам года может составить порядка 2,5-3% ВВП. Нефтегазовые доходы бюджета в этом году могут сократиться на 30-40%, – оценивает Антон Покатович.

Цены начнут подрастать, начиная с третьего квартала

Что касается третьего квартала, то аналитики ждут, что цены начнут подрастать – к уровням $35-45, если пик давления вирусного фактора на мировую экономику будет пройден летом. В противном случае – если конфликт между саудитами и Россией будет нарастать, а с коронавирусом справится так быстро не получится – нефть закончит год на уровнях в $25-30 за баррель.

«Россия может спокойно выдержать такие уровни, а $30-40 комфортны на протяжении многих лет. Курс рубля останется в пределах 70-80 за доллар, а экономика будет зависеть исключительно от длительности и жесткости ограничений, связанных с COVID-19, и тем, насколько адекватно государство готово компенсировать ущерб экономике», – Виктор Тунев, Agidel Asset Management

Впрочем, Виктор Тунев, управляющий Agidel Asset Management, не считает $20 катастрофой:

– Россия может спокойно выдержать такие уровни, а $30-40 комфортны на протяжении многих лет. Курс рубля останется в пределах 70-80 за доллар, а экономика будет зависеть исключительно от длительности и жесткости ограничений, связанных с COVID-19, и тем, насколько адекватно государство готово компенсировать ущерб экономике. В конечном счете все должно определяться не ценами на нефть, а динамикой бюджетных расходов, процентных ставок и частного кредита. Бюджетное правило организовано таким образом, что экономика России существует всегда как бы при нефти $40+. Но, конечно, цены выше $50 развязывают руки властям на новые расходы и стимулирование экономики, а цены ниже $30, наоборот, ограничивают, – напоминает управляющий.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
+2 -0
3243
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)