При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Тарифные войны приведут к укреплению внутриевропейских связей и сделают Европу сильнее. Однако более всего пострадает от новой экономической политики Белого дома «фабричная Азия», особенно экспортно-ориентированные страны, считают в Citi Research.
Более прочные внутриевропейские связи?
Приостановка введения более высоких, чем ожидалось, тарифов США принесла некоторую передышку мировым рынкам, но неопределённость сохраняется.
Аналитики банка уверены, что последствиями тарифных войн станет смена модели роста в ЕС: от традиционной модели роста, ориентированной на экспорт, в пользу большего внимания к внутреннему спросу.
– Мы считаем, что растущие дебаты о расходах на оборону являются мотивом и возможностью для такого перехода, – пояснил в новой аналитической записке «От макро к микро» от Citi Research Алекс Сандерс, количественный стратег по глобальной макроэкономике.
Аналитик ожидает, что со временем это приведёт к росту номинальных показателей в Европе, однако в краткосрочной перспективе это может привести к снижению экономической активности из-за ужесточения финансовых условий, что усугубит другие негативные последствия тарифов США для Европы. Это предполагает форму J-образной кривой, при которой рост, инфляция и процентные ставки сначала снижаются, а затем снова (и ещё сильнее) растут через пару лет.
В Citi также уверены, что новая политика США скорее всего, выведет мировую экономику из состояния «низкоинфляционной» среды 2010-х годов.
Что касается предположения о смене модели роста в Европе, то аналитика банка отметили, что недавние относительно щедрые выплаты по заработной плате в Германии являются признаком того, что политический консенсус смещается в сторону большего внимания к поддержке внутренних доходов. А не экспортных. Растущие препятствия для экспорта из Европы в США могут укрепить связи между европейскими странами. В то время как эти страны предпочитали экспорт как двигатель роста, они уделяли сравнительно мало внимания экономическим показателям своих конкурентов. Несмотря на приверженность политической стабильности ЕС, на экономические показатели Германии, возможно, в большей степени влияли экономические показатели Китая, чем её соседей.
Однако теперь Китай становится для Германии скорее конкурентом, чем клиентом, а США не являются жизнеспособным направлением для чистого экспорта.
– Это одна из причин, по которой мы скептически относимся к тому, что ЕС будет усиливать торговую напряжённость в отношениях с США или наносить существенный ответный удар. Реакция, скорее всего, будет выражаться в изменении политических приоритетов, – подчеркнул Алекс Сандерс.
В банке также отметили, что рост спроса в Европейских странах в связи с ростом оборонных расходов не проявится в ближайшие пару лет, поскольку большая часть инвестиций должна следовать за политическими решениями, а влияние новых инициатив, направленных на стимулирование роста, пока отложено.
С другой стороны, неблагоприятные факторы, вызванные тарифами США, и их последствия не будут отложены на потом. Эти последствия могут включать в себя ужесточение финансовых условий, прямое негативное влияние на спрос, косвенное влияние неопределённости и укрепление евро.
– Всё это приводит к пересмотру в сторону понижения прогнозов роста экономики еврозоны на 1 процентный пункт ВВП в 2025 и 2026 годах. Эти последствия также должны способствовать снижению динамики инфляции, – говорится в аналитической записке.
Учитывая вышесказанное, Сандерс сделал вывод, что Европейскому центральному банку придётся снизить ставки, чтобы попытаться смягчить последствия шока, что позволяет нам ожидать J-образного профиля роста, инфляции и учётных ставок. Мы видим, что все они снизятся в ближайшей перспективе, но по мере того, как Европа будет двигаться к более устойчивой модели роста, в которой внутренний спрос будет преобладать над внешним, все они в конечном итоге должны вырасти.
«Фабричная Азия» под ударом
Решение администрации Трампа о введении тарифов 2 апреля 2025 года особенно сильно ударило по Китаю, странам «фабричной Азии» и связанным с ними цепочкам поставок. В Citi оценили, что во Вьетнаме произошёл «критический» спад в экономике, который в 3 раза превысил спад в экономике США и Китая, а также значительный спад в экономике Таиланда, Южной Кореи, Тайваня, Малайзии и Сингапура.
Даже с учётом 90-дневной паузы по введению новых тарифов и исключений для отдельных товаров, общий 10-процентный взаимный тариф остаётся в силе, угроза повторного повышения тарифов после паузы всё ещё сохраняется, а исключения всё ещё находятся на рассмотрении.
– Мы рассматриваем последние тарифы США как значительный налог, наложенный на американских потребителей и бизнес. Поскольку этот «налог» ударит по экономике США, он повлияет на страны с развивающейся экономикой, наиболее зависимые от рынка США, – отметил Алекс Сандерс.
По его оценкам, Мексика наиболее подвержена резкому замедлению роста экономики США. За ней следуют Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Коста-Рика, Малайзия и Южная Корея. Помимо прямого воздействия, асимметрия распределения тарифов по секторам, вызванная взаимными тарифами, особенно в случае с Китаем, приводит к дальнейшему расхождению в воздействии на экономический рост.
В Citi также ожидают, что США столкнутся со стагфляционным шоком, при котором инфляция в 2025 году будет примерно на 0,9 процентного пункта выше базового уровня, но к 2026 году снизится до дефляционного уровня по мере замедления экономики.
Аналитики начали вносить существенные коррективы в макропрогнозы по Азии. Так, прогноз по росту ВВП Вьетнама понижен на 1,4 процентных пункта, Таиланда – на 0,8 п.п., Китая – на 0,5, Южной Кореи – на 0,4, Индии – на 0,3.
обсуждение