Вторник, 19.03.2024
×
Пик инфляции ожидается скоро. Как изменятся налоги. Экономика за 1001 секунду

Риск-менеджмент: быть или не быть

Аа +
+3 -0
3

С проблемами, связанными с изоляцией внешнего рынка от внутреннего, с подготовкой к катастрофическому падению ликвидности на рынках, с проблемами с разрывом транзакционных цепочек, а также со стресс-тестами, риск-менеджмент в том виде, в каком он сейчас существует в российских корпорациях, не справился. К такому выводу пришёл обозреватель Finversia, приняв участие в тематической конференции «Cbonds Financial Risk Conference», которая состоялась 22 сентября 2022 года в Москве.

О главном предназначении риск-менеджмента

С институтом риск-менеджмента сегодня происходят интересные пертурбации. Очевидно, что первая соломинка, за которую хватаются владельцы бизнеса, как только грянет гром – это риск-менеджмент. Тот самый отдел (департамент, дирекция, et.cet), который отвечает на вопрос «А что теперь делать?». В случаях с банками, к примеру, это означает, ужесточение условий выдачи кредитов. Грубо говоря. Но, главное назначение риск-менеджмента – не тушить пожар, а, по возможности, его не допустить. Именно поэтому к положениям, к самой концепции риск-менеджмента, приковано сегодня повышенное внимание внутри любой корпорации.

Всё ли сделали сотрудники данного подразделения для того, чтобы адекватно встретить надвигающийся шторм и не позволить опрокинуть лодку? Это вопрос №1. Второй же ключевой вопрос формулируется следующим образом: «А нужен ли вообще компаниям риск-менеджмент в нынешнем виде?».

Стресс-тесты. Они вообще нужны?

Кстати, на конференции куда более информативными по содержанию оказались интерактивные опросы с участниками мероприятия, а не официальные доклады. Что конечно же, большая заслуга организаторов: создать нужную искреннюю атмосферу. Так вот, на вопрос «Как сработали стресс-тесты в вашей компании в кризисе?», почти 64% принявших участие в голосовании выбрали ответ «Что-то сработало, что-то нет». И каждый третий не побоялся выбрать ответ с формулировкой: «Как показала практика, стресс-тесты – это бессмысленное занятие».

«Каждый третий опрошенный заявил, что практика показала, что стресс-тесты – это бессмысленное занятие»

Что-то мне подсказывает, что половина, выбравших дипломатичный, но совсем бессодержательный первый вариант, просто побоялись сделать честный выбор. Как минимум. Издержки нашей психики.

«В любой непонятной ситуации – сокращай позицию»

А вот глас народа на вопрос «Какие инструменты управления рисками сработали наиболее эффективно в нынешнем кризисе?»:

Ответ «Стресс-тесты» набрал 22% голосов, ответ «Ограничение позиций» набрал 55%. Иными словами, в любой непонятной ситуации сокращай позицию. А вы говорите, риск… как там… менеджмент.

Тем не менее, большинство опрошенных заявили, что роль риск-менеджмента в их компаниях не изменилась и даже возросла.

Казалось бы, налицо повышенный и содержательный интерес к проблематике?! Однако ответы на вопрос «Сталкивались ли вы с тем, что, принимая то или иное решение, вы не могли количественно оценить риск?», наводят на иные выводы. Потому, что первое место по количеству ответов занял ответ «Да, неоднократно». На втором месте ответ: «Было, но в целом ситуация под контролем».

В переводе со статистического на русский это всё означает, что в большинстве случаев – если не в 90% – профильные эксперты компаний просто не в состоянии оцифровать риски. Вместо этого они полагаются на… качественные оценки. То есть, на мнения.

«В большинстве случаев риск-менеджеры просто не в состоянии оцифровать риски. Вместо этого они полагаются на качественные оценки, то есть, на мнения»

Всякий раз, когда случается очередной кризис – который проморгали риск-менеджеры– публике представляются его «уникальные особенности» в качестве убедительных аргументов. Такие особенности, которые «никто не мог предвидеть». Даже с помощью провидческого кристалла из мифов и сказаний.

Кто бы знал, кто бы знал…

Дмитрий Иванцов, директор департамента структурных и рыночных рисков Росбанка, сообщил, что одним из таких чёрных лебедей стало укрепление отечественной валюты более, чем на 40%.

– Кроме того, случился раскол рынков, который также никто не ожидал, – добавил банкир.

Говоря о готовности Росбанка к кризису, Иванцов сообщил, что команда банка знала заранее о предстоящих событиях и, в итоге, системный подход к оценке рисков «сработал», а потому банк не пострадал.

Павел Митрофанов, генеральный директор «Эксперт Бизнес-решения», добавил к чёрным лебедям полную блокировку инфраструктуры:

– Такого никто не мог даже предположить, не то, что озвучить.

С другой стороны, эксперт положительно оценивает влияние кризиса на институт риск-менеджмента:

– Хорошо, что даже так мы прививаем культуру оценки рисков внутри корпорации.

По его словам, после каждого кризиса положения риск-менеджмента необходимо пересматривать.

Риск-менеджмент: быть или не быть
Конференция «Cbonds Financial Risk Conference»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Как индекс Мосбиржи и индекс S&P-500 начали жить в разводе

Как можно оценить глубину раскола между внутренним и внешним рынками?

– Если до конца прошлого года была сильная корреляция между S&P-500 и основным индексом Мосбиржи, которая доходила до 75%, то, начиная с прошлой осени – ещё задолго до начала специальной военной операции – корреляция пропала. И мы стали жить своей собственной жизнью, – оценивает Николай Куликов, исполнительный вице-президент Газпромбанка.

Эксперт напомнил, что в последний раз, когда на мировых биржах случился сильный скачок цен на удобрения и, как следствие, на продовольствие, случилась арабская весна:

– А сегодня мы видим боевые действия прямо в центре Европы. Кроме того, сохраняется большая неопределённость относительно результатов урожая 2022 года.

Дмитрий Куклин, начальник управления риск-менеджмента «Открытие Инвестиции», к рискам причислил рост доли частных инвесторов в биржевой торговле:

– С начала кризиса доля частных инвесторов в торгах на Московской бирже подскочила до 76%. При этом, объёмы торгов – в ввиду запрета нерезидентам принимать участие в торговле и заморозки части открытых позиций – сократились в три раза (!).

Кроме того, правительство активно ищет деньги для реализации бюджетных и внебюджетных проектов, а поэтому предложение «поделиться прибылью» может быть сделано той отрасли, которая показала динамику лучше рынка:

– Как это случилось в своё время с металлургами. Почему бы производителям удобрений этого не избежать? – задаёт риторический вопрос Дмитрий Куклин.

Ещё один риск связан с риском концентрации: во время каждого кризиса сильные съедают слабых:

– Пожалуй, это риск № 2 после риска блокирования инфраструктуры, который проявился в этом кризисе первым.

Риск-менеджмент: быть или не быть
Конференция «Cbonds Financial Risk Conference»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Что, кроме стресс-тестирования?

Роман Литвинов, директор по рискам БКС, показал участникам конференции презентацию с красноречивым заголовком «Стресс-тестирование как будто не работает, но…», в которой он перечислил основные задачи сотрудников, который отвечают в компании за риски:

  1. Знайте ваши риск-факторы и понимайте, какие из них являются основными.
  2. Знайте ваши уязвимые места (болевые точки). Нельзя быть полностью здоровым.
  3. Осознайте линейный (нелинейный) характер чувствительности вашей компании к динамике основных риск-факторов.
  4. Ответьте на вопрос, чего ожидать при реализации определённых событий.
  5. Создайте упрощённую модель реальности. Это позволит в будущем – при реализации рисков – выиграть немного времени и начать мыслить более продуктивно.
  6. В кризис все риски трансформируются в один – в риск ликвидности.

Восстановления рынка ждут не ранее, чем через 5 лет

Ещё момент, который не мог не привлечь внимания на конференции: эксперты крайне пессимистично смотрят в будущее.

«40% опрошенных считают, что восстановление рынка произойдёт через 5 лет. 20% – через 3 года. 33% сказали, что такого рынка, который был, мы не увидим более никогда»

На вопрос «На каком горизонте вы видите восстановление финансового рынка и инструментов для хеджирования?» около 40% ответили, что на горизонте 5 лет и более. За ответ «3 года и более» проголосовал каждый пятый опрошенный. Наконец, каждый третий признался, что такого рынка, который был, мы не увидим более никогда.

Риск-менеджмент и без рисковая ставка

Специфика института риск-менеджмента состоит в том, что он направлен на минимизацию рисков так, что при выполнении всех требований риск-менеджеров рентабельность бизнеса стремится к безрисковой ставке. Такой ставкой сегодня выступают, к примеру, трежерис – в долларах и ОФЗ – в рублях. Иными словами, зачем делать бизнес, если можно заработать безрисковую ставку? В этом главный подводный камень риск-менеджмента и главный его подвох.

Поэтому, чтобы не допустить такого, необходимо определить лишь основные риски, которые угрожают самому существованию компании.

Третья сессия, модератором которой выступил Дмитрий Озеров, управляющий директор группы корпоративных рейтингов НКР, была посвящена кредитным рискам, дефолтам и ковенантам. Юрий Ногин, начальник управления риск-менеджмента «Ингосстрах-Инвестиции», отметил, что главным минусом нынешнего состояние рынка кредитного анализа является невозможность нераскрытия финансовой отчётности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» с начала специальной военной операции повысило рейтинг восьми банкам. Ещё пяти агентство рейтинги снизили.

Роста не будет – будет перераспределение

Юрий Беликов, управляющий директор по валидации «Эксперт РА», в ходе выступления попытался объяснить логику регулятора, который запретил публиковать отчётность:

– Помимо санкционных целей – это минимизация паники среди инвесторов и кредиторов. Потому что бизнес банков серьёзно просел. Мы продолжаем получать информацию от эмитентов, но по закону не можем транслировать количественные показатели во вне.

Ранее Банк России продлил на 1 квартал запрет для банков раскрывать определённую информацию. Однако, с 1 января в ЦБ рассматривают вернуться к прежнему формату.

Беда с мораторием на публикацию отчётности в том, что бизнес-процессы искажены:

– И поэтому дефолтов очень мало – всего четыре дефолта с начала года, но ни одного в банковском секторе, – отметил Юрий Беликов.

В «Эксперт РА» ожидают не роста рейтингового портфеля, но его перераспределения между основными игроками рынка.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Какава весна в экономике Какава весна в экономике Пять пунктов правительства России. Повышение НДФЛ. Новый виток приватизации. Новый проект Чубайса. «Лукойл» скупает офисы и хоронит менеджеров. Цены на бензин, видеоигры и какао. Пик инфляции будет скоро. Яхты и покаяния олигархов. Александр Абрамов: Сбережения в США Александр Абрамов: Сбережения в США Как готовятся к пенсии американцы. Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)