Вторник, 19.03.2024
×
Пик инфляции ожидается скоро. Как изменятся налоги. Экономика за 1001 секунду
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Алина Розенцвет: «Новые агентства способны привнести «свежую кровь» в развитие рейтингового бизнеса»

Генеральным директором Национального рейтингового агентства сегодня была назначена Алина Розенцвет. Она рассказала Finversia.ru о том, как будет развиваться агентство, стоит ли ожидать значимых перемен в его деятельности, а также поделилась своим видением ситуации на рейтинговом рынке страны в целом.

- Вы встаете у руля агентства, которое совсем недавно получило аккредитацию в реестре ЦБ. Связаны ли эти события? Будете ли вы пересматривать приоритетные направления развития Агентства и его бизнеса, ведь ещё недавно в НРА заявляли, что нацелены на кредитные рейтинги для компаний нефинансового сектора и страховых организаций?

- НРА вошло в реестр Банка России чуть более полугода назад. За этот период Агентство присвоило 8 некредитных рейтингов надежности и качества услуг, поддерживается еще 14 некредитных рейтингов.

Некредитные рейтинги исторически были сильной стороной НРА. В прошлом году были усовершенствованы соответствующие методологии, и качество этой услуги Агентства перешло на более высокий уровень. В ближайшие месяц-два НРА присвоит еще около 15 некредитных рейтингов.

Что касается основного вида деятельности аккредитованных кредитных рейтинговых агентств — кредитных рейтингов, то, к сожалению, Агентство пока движется к достижению намеченных планов медленнее, чем хотелось быть. Тем не менее, в апреле мы планируем выпустить как минимум два соответствующих релиза, а к лету — еще три. Это будут рейтинги, присвоенные страховым компаниям. Я сейчас говорю о том, что уже точно будет. При этом Агентство не планирует менять приоритетов, сохранив поставленные цели по кредитным рейтингам для предприятий нефинансового сектора и страховых компаний, наращивая свою активность на рынке.

НРА не планирует менять приоритетов, сохранив поставленные цели по кредитным рейтингам для предприятий нефинансового сектора и страховых компаний, наращивая свою активность на рынке.

- Как именно вы будете добиваться этих целей?

- Для реализации этих планов созданы все предпосылки — утверждены соответствующие методологии, а в ближайшее время выйдет методология присвоения кредитных рейтингов страховым компаниям, занимающимся страхованием жизни. Мы по-прежнему нацелены на рейтингование компаний МСП, входящих в так называемый «сектор роста» Московской биржи. Это направление, вероятно, в ближайшее время не сможет дать желаемых темпов развития, но тем не менее требует подготовки и усовершенствования методологической базы, детализации подходов.

В то же время интерес Агентства к развитию кредитных рейтингов финансовым компаниям будет более значительным, чем это предполагалось ранее. Банки – моя стезя, практически вся моя трудовая биография так или иначе с ними связана, поэтому, конечно же, с моим приходом активизируется работа по выпуску методологий рейтингования организаций этого сектора экономики – банков, других финансовых компаний, институтов микрофинансирования, лизинговых компаний, а в перспективе – краудфандинговых площадок и других финансовых посредников.

- Продолжит ли Агентство присваивать «экологические» рейтинги?

- НРА одним из первых рейтинговых агентств начало прорабатывать тематику оценки устойчивого развития. В 2014 году вышел первый рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России, который мы готовили совместно с WWF и фондом KREON. Проект был задуман для снижения нагрузки на окружающую среду, а также развития социальной ответственности у бизнеса. Рейтинг был по многим аспектам уникальным, в нем приняли участие крупнейшие нефтегазовые компании России. За прошедшие семь лет с помощью этого рейтинга удалось добиться существенного повышения уровня публичного раскрытия информации компаний в части загрязнения окружающей среды, а также программ ликвидации аварийности в регионах добычи нефти и газа. Кроме того, компании стали действительно уделять больше внимания устранению результатов аварийного загрязнения не только окружающей среды, но и сокращению влияния на социальную среду регионов. Таким образом, рейтинг подтолкнул российские компании к реализации программ ответственного финансирования и соблюдению принципов устойчивого развития, что сейчас является одним из ключевых факторов при оценке деятельности бизнеса в мире. Сейчас рейтинги развиваются по отраслевому принципу. В рейтингах 2019 года в нефтегазовой отрасли оценено 20 компаний, горнодобывающей – 43, электрогенерирующей и теплогенерирующей –15 компаний. В 2020 году прибавится еще две отрасли. В международном рейтинге, который носит название «Каспийский», оценены 32 компании Казахстана и Азербайджана.

- Как будет развиваться это направление бизнеса в Агентства?

- Накопленные компетенции НРА во взаимодействии с ключевыми экспертами в области устойчивого развития были реализованы в двух методиках: верификация зеленых финансовых инструментов на соответствие признаваемым принципам зеленого финансирования на российском и международном рынке, и рейтинг ESG (Environmental Social Governance). Рейтинг ESG оценивает нефинансовые факторы (экология, социальная политика и корпоративное управление) и их влияние на долгосрочную устойчивость и успешность компании. Оценки такого рода наряду с экологической открытостью становятся в мире ключевыми критериями для принятия решений институциональными и частными инвесторами при работе с проектами, а международными банками и фондами -при организации финансирования и кредитования. Методики прошли этап тестирования на пилотных компаниях и в скором времени будут представлены в Банк России в числе дополнительных услуг, предлагаемых Агентством.

В планах НРА на этот год — присвоение рейтингов ESG, верификация путем выражения второго мнения по «зеленым» облигациях эмитентов, выходящих на биржу и уже разместивших на ней облигации. В дальнейшем, по мере накопления опыта, НРА планирует интегрировать факторы ESG в методологии присвоения кредитных и некредитных рейтингов.

НРА одним из первых рейтинговых агентств начало прорабатывать тематику оценки устойчивого развития. В 2014 году вышел первый рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России, который мы готовили совместно с WWF и фондом KREON.

- Грядут ли другие перемены в агентстве? Кадровые, в частности?

- Агентство находится в стадии окончания формирования команды. Это оказалось не такой простой задачей, тем не менее, костяк уже создан, особенно в Рейтинговой службе и поддерживающих подразделениях. Требуется еще усилить команду за счет профильных аналитиков, профессиональных методологов. Кстати говоря, если ваши читатели хотели бы попробовать себя в рейтинговой сфере, то мы готовы рассматривать их резюме, встречаться в любом возможном формате.

В целом же я уже прочувствовала сильный, закаленный командный дух в НРА. Думаю, нам не страшны любые грядущие испытания, поскольку понимание друг друга и взаимовыручка – это сильные стороны большинства сотрудников НРА.

- Какое у вас отношение к демпингу в отрасли? Ведь на рынке уже 4 аккредитованных ЦБ агентства? Как вы думаете, как изменится отрасль в связи с выходом двух агентств «на игровое поле»? Будет ли это взрывной рост количества присвоенных рейтингов? Например, рейтингов для малых компаний? Насколько это изменит их способность привлекать фондирование?

- Я считаю, что конкуренция на любом рынке – это всегда благо для клиентов. И это не всегда означает демпинг — может, просто цены приходят к разумному уровню, посильному для большинства компаний, а не задраны «до небес». На мой взгляд, с учетом современных информационных технологий, доступности данных, роста транспарентности бизнеса, развитости различных каналов распространения информации, дороговизна рейтинга – это в большой степени миф.

Я думаю, что новые агентства способны привнести «свежую кровь» в развитие рейтингового бизнеса в России, простимулировать внедрение новых технологий, а самое главное – расширить сферу применения рейтингов.

На мой взгляд, наличие хотя бы одного рейтинга от аккредитованного агентства должно стать “must have” для любой уважающей себя компании, прочно войти в практику делового оборота. При этом сама отрасль уйдет от изначально заданного пути развития, когда необходимость рейтинга диктовалась исключительно теми или иными нормативными требованиями, а ценовая политика определялась тем, что клиенты вынуждены иметь рейтинг.

Конечно, то или иное регулирование — это стимул, подталкивающий компании к тому, чтобы «попробовать» рейтинг, но в стратегической перспективе, я надеюсь, наличие рейтинга просто станет частью культуры ведения бизнеса в стране. А для этого сами рейтинги должны стать доступны широкому кругу компаний, что невозможно без адекватных цен.

Думаю, что новые агентства способны привнести «свежую кровь» в развитие рейтингового бизнеса в России, простимулировать внедрение новых технологий, а самое главное – расширить сферу применения рейтингов.

- Что, на ваш взгляд, могло бы подтолкнуть рынок к такому пути развития?

- Дополнительный вклад в развитие этой культуры могли бы внести банки. Летом прошлого года активно обсуждалась идея применения национальных рейтингов при оценке корпоративных рисков в рамках так называемого «Базеля-3,5». При этом, помимо сложностей, связанных с недостаточным для эффективного с точки зрения использования капитала международным страновым уровнем рейтинга, проблемой выбора пути, ориентированного на рейтинги, стало и крайне низкое количество присвоенных по национальным шкалам. И тут явно виден «замкнутый круг»: без значительного числа отрейтингованых компаний нельзя перейти к использованию этого инструмента при оценке корпоративных рисков, с одной стороны. А с другой, банки без этого не направляют компании в сторону рейтинговых агентств, а последним и нет особого экономического смысла к ним идти – на процентную ставку наличие рейтинга в большинстве случаев никак не повлияет. Вот здесь мне кажется именно банкам под силу разорвать замкнутый круг и сформировать у своих клиентов практику получения рейтинга, а затем уже и получить возможность высвободить капитал по «Базелю-3,5». Но еще раз, для этого рейтинги должны быть доступны по цене, а банки должны доверять агентствам и учитывать их мнение при оценке кредитного риска (что, на мой взгляд, было бы им любом случае крайне полезно как «второе мнение»).

- В чём вы видите преимущество НРА в сравнении с коллегами по цеху? Кого считаете своими конкурентами?

- К счастью, конкурентное поле в рейтинговом бизнесе все-таки достаточно узкое, а деятельность компаний максимально прозрачна, поэтому при анализе мы рассматриваем в качестве конкурентов все три российские рейтинговые агентства, а в плане стандартов деятельности ориентируемся на практику международных агентств, имеющих более чем вековую историю работы.

Профессионализм аналитиков, глубина мысли и математические способности методологов, расторопность и способность четко понять клиента со стороны сотрудников клиентского департамента, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации – это уже просто правила жизни рейтингового агентства, которым НРА неукоснительно следует. При этом деятельность рейтингового агентства, как и, например, аудиторов специфична. Платит за услуги одна компания, а результатом пользуется гораздо более широкий круг стейкхолдеров, начиная от государства и заканчивая частным инвестором – физическим лицом. Поэтому задача Агентства состоит в том, чтобы сохранив, в первую голову, независимую от оплачивающего услуги клиента позицию, быть максимально с ним в контакте, слушать и слышать его, понимать специфику его бизнеса, учитывать особенности, доверять (но, правда, и проверять) планам и прогнозам, не ставить себя выше клиента, ориентироваться на его профессионализм и глубокие знания той области, в которой он работает. Это непростая задача, но уверена, что НРА на это способно, и эта черта – наше главное конкурентное преимущество.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network. Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Основатель и генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова в интервью Finversia рассказала о состоянии отрасли после ухода иностранных компаний, влиянии закона о маркировке рекламы на работу пиарщиков, почему лучшая стратегия в условиях кризиса и санкций – молчание, а также о том, что может заставить недобросовестных игроков на рынка финансовых услуг более тщательно соблюдать закон о рекламе. Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина, финансовый директор CarMoney, в разговоре с генеральным директором аналитического центра «БизнесДром» Павлом Самиевым на канале Finversia, рассказала об финансовых результатах компании по итогам 9 месяцев 2023 года, а также о стратегических планах на ближайшие 3 года.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)