Понедельник, 01.06.2020
×
США грозит затяжной кризис. Lufthansa выбирает банкротство? ООН призывает помочь бедным странам

Алина Розенцвет: «Новые агентства способны привнести «свежую кровь» в развитие рейтингового бизнеса»

+10 -0
Аа +

Генеральным директором Национального рейтингового агентства сегодня была назначена Алина Розенцвет. Она рассказала Finversia.ru о том, как будет развиваться агентство, стоит ли ожидать значимых перемен в его деятельности, а также поделилась своим видением ситуации на рейтинговом рынке страны в целом.

- Вы встаете у руля агентства, которое совсем недавно получило аккредитацию в реестре ЦБ. Связаны ли эти события? Будете ли вы пересматривать приоритетные направления развития Агентства и его бизнеса, ведь ещё недавно в НРА заявляли, что нацелены на кредитные рейтинги для компаний нефинансового сектора и страховых организаций?

- НРА вошло в реестр Банка России чуть более полугода назад. За этот период Агентство присвоило 8 некредитных рейтингов надежности и качества услуг, поддерживается еще 14 некредитных рейтингов.

Некредитные рейтинги исторически были сильной стороной НРА. В прошлом году были усовершенствованы соответствующие методологии, и качество этой услуги Агентства перешло на более высокий уровень. В ближайшие месяц-два НРА присвоит еще около 15 некредитных рейтингов.

Что касается основного вида деятельности аккредитованных кредитных рейтинговых агентств — кредитных рейтингов, то, к сожалению, Агентство пока движется к достижению намеченных планов медленнее, чем хотелось быть. Тем не менее, в апреле мы планируем выпустить как минимум два соответствующих релиза, а к лету — еще три. Это будут рейтинги, присвоенные страховым компаниям. Я сейчас говорю о том, что уже точно будет. При этом Агентство не планирует менять приоритетов, сохранив поставленные цели по кредитным рейтингам для предприятий нефинансового сектора и страховых компаний, наращивая свою активность на рынке.

НРА не планирует менять приоритетов, сохранив поставленные цели по кредитным рейтингам для предприятий нефинансового сектора и страховых компаний, наращивая свою активность на рынке.

- Как именно вы будете добиваться этих целей?

- Для реализации этих планов созданы все предпосылки — утверждены соответствующие методологии, а в ближайшее время выйдет методология присвоения кредитных рейтингов страховым компаниям, занимающимся страхованием жизни. Мы по-прежнему нацелены на рейтингование компаний МСП, входящих в так называемый «сектор роста» Московской биржи. Это направление, вероятно, в ближайшее время не сможет дать желаемых темпов развития, но тем не менее требует подготовки и усовершенствования методологической базы, детализации подходов.

В то же время интерес Агентства к развитию кредитных рейтингов финансовым компаниям будет более значительным, чем это предполагалось ранее. Банки – моя стезя, практически вся моя трудовая биография так или иначе с ними связана, поэтому, конечно же, с моим приходом активизируется работа по выпуску методологий рейтингования организаций этого сектора экономики – банков, других финансовых компаний, институтов микрофинансирования, лизинговых компаний, а в перспективе – краудфандинговых площадок и других финансовых посредников.

- Продолжит ли Агентство присваивать «экологические» рейтинги?

- НРА одним из первых рейтинговых агентств начало прорабатывать тематику оценки устойчивого развития. В 2014 году вышел первый рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России, который мы готовили совместно с WWF и фондом KREON. Проект был задуман для снижения нагрузки на окружающую среду, а также развития социальной ответственности у бизнеса. Рейтинг был по многим аспектам уникальным, в нем приняли участие крупнейшие нефтегазовые компании России. За прошедшие семь лет с помощью этого рейтинга удалось добиться существенного повышения уровня публичного раскрытия информации компаний в части загрязнения окружающей среды, а также программ ликвидации аварийности в регионах добычи нефти и газа. Кроме того, компании стали действительно уделять больше внимания устранению результатов аварийного загрязнения не только окружающей среды, но и сокращению влияния на социальную среду регионов. Таким образом, рейтинг подтолкнул российские компании к реализации программ ответственного финансирования и соблюдению принципов устойчивого развития, что сейчас является одним из ключевых факторов при оценке деятельности бизнеса в мире. Сейчас рейтинги развиваются по отраслевому принципу. В рейтингах 2019 года в нефтегазовой отрасли оценено 20 компаний, горнодобывающей – 43, электрогенерирующей и теплогенерирующей –15 компаний. В 2020 году прибавится еще две отрасли. В международном рейтинге, который носит название «Каспийский», оценены 32 компании Казахстана и Азербайджана.

- Как будет развиваться это направление бизнеса в Агентства?

- Накопленные компетенции НРА во взаимодействии с ключевыми экспертами в области устойчивого развития были реализованы в двух методиках: верификация зеленых финансовых инструментов на соответствие признаваемым принципам зеленого финансирования на российском и международном рынке, и рейтинг ESG (Environmental Social Governance). Рейтинг ESG оценивает нефинансовые факторы (экология, социальная политика и корпоративное управление) и их влияние на долгосрочную устойчивость и успешность компании. Оценки такого рода наряду с экологической открытостью становятся в мире ключевыми критериями для принятия решений институциональными и частными инвесторами при работе с проектами, а международными банками и фондами -при организации финансирования и кредитования. Методики прошли этап тестирования на пилотных компаниях и в скором времени будут представлены в Банк России в числе дополнительных услуг, предлагаемых Агентством.

В планах НРА на этот год — присвоение рейтингов ESG, верификация путем выражения второго мнения по «зеленым» облигациях эмитентов, выходящих на биржу и уже разместивших на ней облигации. В дальнейшем, по мере накопления опыта, НРА планирует интегрировать факторы ESG в методологии присвоения кредитных и некредитных рейтингов.

НРА одним из первых рейтинговых агентств начало прорабатывать тематику оценки устойчивого развития. В 2014 году вышел первый рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России, который мы готовили совместно с WWF и фондом KREON.

- Грядут ли другие перемены в агентстве? Кадровые, в частности?

- Агентство находится в стадии окончания формирования команды. Это оказалось не такой простой задачей, тем не менее, костяк уже создан, особенно в Рейтинговой службе и поддерживающих подразделениях. Требуется еще усилить команду за счет профильных аналитиков, профессиональных методологов. Кстати говоря, если ваши читатели хотели бы попробовать себя в рейтинговой сфере, то мы готовы рассматривать их резюме, встречаться в любом возможном формате.

В целом же я уже прочувствовала сильный, закаленный командный дух в НРА. Думаю, нам не страшны любые грядущие испытания, поскольку понимание друг друга и взаимовыручка – это сильные стороны большинства сотрудников НРА.

- Какое у вас отношение к демпингу в отрасли? Ведь на рынке уже 4 аккредитованных ЦБ агентства? Как вы думаете, как изменится отрасль в связи с выходом двух агентств «на игровое поле»? Будет ли это взрывной рост количества присвоенных рейтингов? Например, рейтингов для малых компаний? Насколько это изменит их способность привлекать фондирование?

- Я считаю, что конкуренция на любом рынке – это всегда благо для клиентов. И это не всегда означает демпинг — может, просто цены приходят к разумному уровню, посильному для большинства компаний, а не задраны «до небес». На мой взгляд, с учетом современных информационных технологий, доступности данных, роста транспарентности бизнеса, развитости различных каналов распространения информации, дороговизна рейтинга – это в большой степени миф.

Я думаю, что новые агентства способны привнести «свежую кровь» в развитие рейтингового бизнеса в России, простимулировать внедрение новых технологий, а самое главное – расширить сферу применения рейтингов.

На мой взгляд, наличие хотя бы одного рейтинга от аккредитованного агентства должно стать “must have” для любой уважающей себя компании, прочно войти в практику делового оборота. При этом сама отрасль уйдет от изначально заданного пути развития, когда необходимость рейтинга диктовалась исключительно теми или иными нормативными требованиями, а ценовая политика определялась тем, что клиенты вынуждены иметь рейтинг.

Конечно, то или иное регулирование — это стимул, подталкивающий компании к тому, чтобы «попробовать» рейтинг, но в стратегической перспективе, я надеюсь, наличие рейтинга просто станет частью культуры ведения бизнеса в стране. А для этого сами рейтинги должны стать доступны широкому кругу компаний, что невозможно без адекватных цен.

Думаю, что новые агентства способны привнести «свежую кровь» в развитие рейтингового бизнеса в России, простимулировать внедрение новых технологий, а самое главное – расширить сферу применения рейтингов.

- Что, на ваш взгляд, могло бы подтолкнуть рынок к такому пути развития?

- Дополнительный вклад в развитие этой культуры могли бы внести банки. Летом прошлого года активно обсуждалась идея применения национальных рейтингов при оценке корпоративных рисков в рамках так называемого «Базеля-3,5». При этом, помимо сложностей, связанных с недостаточным для эффективного с точки зрения использования капитала международным страновым уровнем рейтинга, проблемой выбора пути, ориентированного на рейтинги, стало и крайне низкое количество присвоенных по национальным шкалам. И тут явно виден «замкнутый круг»: без значительного числа отрейтингованых компаний нельзя перейти к использованию этого инструмента при оценке корпоративных рисков, с одной стороны. А с другой, банки без этого не направляют компании в сторону рейтинговых агентств, а последним и нет особого экономического смысла к ним идти – на процентную ставку наличие рейтинга в большинстве случаев никак не повлияет. Вот здесь мне кажется именно банкам под силу разорвать замкнутый круг и сформировать у своих клиентов практику получения рейтинга, а затем уже и получить возможность высвободить капитал по «Базелю-3,5». Но еще раз, для этого рейтинги должны быть доступны по цене, а банки должны доверять агентствам и учитывать их мнение при оценке кредитного риска (что, на мой взгляд, было бы им любом случае крайне полезно как «второе мнение»).

- В чём вы видите преимущество НРА в сравнении с коллегами по цеху? Кого считаете своими конкурентами?

- К счастью, конкурентное поле в рейтинговом бизнесе все-таки достаточно узкое, а деятельность компаний максимально прозрачна, поэтому при анализе мы рассматриваем в качестве конкурентов все три российские рейтинговые агентства, а в плане стандартов деятельности ориентируемся на практику международных агентств, имеющих более чем вековую историю работы.

Профессионализм аналитиков, глубина мысли и математические способности методологов, расторопность и способность четко понять клиента со стороны сотрудников клиентского департамента, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации – это уже просто правила жизни рейтингового агентства, которым НРА неукоснительно следует. При этом деятельность рейтингового агентства, как и, например, аудиторов специфична. Платит за услуги одна компания, а результатом пользуется гораздо более широкий круг стейкхолдеров, начиная от государства и заканчивая частным инвестором – физическим лицом. Поэтому задача Агентства состоит в том, чтобы сохранив, в первую голову, независимую от оплачивающего услуги клиента позицию, быть максимально с ним в контакте, слушать и слышать его, понимать специфику его бизнеса, учитывать особенности, доверять (но, правда, и проверять) планам и прогнозам, не ставить себя выше клиента, ориентироваться на его профессионализм и глубокие знания той области, в которой он работает. Это непростая задача, но уверена, что НРА на это способно, и эта черта – наше главное конкурентное преимущество.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+10 -0
3767

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Тараповский: «Авторитетный финансовый консультант всегда будет делать то, что выгодно клиенту» Алексей Тараповский: «Авторитетный финансовый консультант всегда будет делать то, что выгодно клиенту» Что такое финансовые советники и как они работают, чем хорош и чем плох наш финансовый рынок, что делать инвестору в условиях кризиса – в разговоре главного редактора Finversia.ru Яна Арта и независимого финансового советника, управляющего партнера Anderida Financial Group Алексея Тараповского. Эльман Мехтиев: «МФО выгоднее, чтобы заемщик платил хоть что-то, вместо ухода в «глухую» просрочку» Эльман Мехтиев: «МФО выгоднее, чтобы заемщик платил хоть что-то, вместо ухода в «глухую» просрочку» Развитие ситуации с просрочкой на банковском и микрофинансовом рынках, а также её влиянии на устойчивость финансовой системы в интервью порталу Finversia.ru прокомментировал Эльман Мехтиев, президент НАПКА, председатель совета СРО «МиР». Он также объяснил, почему клиенты МФО практически не могут рассчитывать на кредитные каникулы, но могут воспользоваться программами реструктуризации. Игорь Суздальцев: «Главное – не врать самому себе» Игорь Суздальцев: «Главное – не врать самому себе» Где общаться инвесторам и трейдерам – часто звучит этот вопрос. Сегодня в гостях у Finvesria-TV – Игорь Суздальцев, создатель проекта YouTrade.TV – комплекса коммуникационных площадок, которые обеспечивают возможность прямого общения с трейдерами в телевизионном формате.

Трейдинг с Яном Артом

календарь эфиров Finversia-TV »

Новости »