Суббота, 28.11.2020
×
Риски инвесторов и портфельные инвестиции. Ян Арт и Андрей Паранич

Проблема «андерпрайсинга» и предстоящие IPO этой осенью

+1 -0
Аа +

Коронавирус расстроил планы многих компаний, рассчитывающих провести IPO в первой половине года. Однако бурный рост индексов вновь вернул интерес к первичным размещениям. За какими IPO стоит последить этой осенью, в том числе на российском рынке, разбиралась редакция портала Finversia.ru и приглашённые эксперты.

Проблема «андерпрайсинга»

Одна из главных проблем с IPO связана с тем, что в первый день размещения новые акции показывают бурный рост, а затем – столь же стремительное падение, которое может растянуться на месяцы и даже годы. Например, памятная история с «народным» размещением ВТБ: потребовалось более 7 лет, чтобы рынок вновь поднял стоимость акций этого банка к уровню размещения. Распискам TCS Group Holding (Тинькофф Банк) на это потребовалось 4 года. Быстрый рост цен новых акций в первый день торгов на бирже называется андерпрайсингом (underpricing).

– Экономисты уже полвека строят объясняющие его теории. Но, так или иначе, статистически подтверждено, что участие в IPO, в среднем, выгодное занятие, – объясняет Леонид Делицын, аналитик Финама.

Андерпрайсинг – приём, который используют крупнейшие андеррайтеры, такие, как Goldman Sachs, Morgan Stanley и JP Morgan. В среднем, андерпрайсинг составляет 25%, иногда больше. Чтобы попасть в число счастливчиков, нужно быть крупным клиентом у брокерской компании. Леонид Делицын шутит, что для этого стоит «сперва стать миллиардером и не скрывать этого от брокера».

Однако не все инвесторы ставят целью немедленный заработок. Например, для пенсионных фондов куда важнее купить бумаги, которые – если повезёт – за следующие 20 лет вырастут в цене в 100 раз.

Эксперт Финама приводит пример, когда молодому американцу в 1986 году досталась акция Microsoft, стоившая тогда $21. По состоянию на 2020 год стоимость этой бумаги, с учётом девяти сплитов, составляет $66,5 тысячи.

Но как найти свой Microsoft?

– Скорее всего, те компании, которые сегодня «на слуху», уже чересчур велики для будущего кратного роста. К примеру, если AirBnb при размещении оценят в $30 млрд, то рост в 3 тысячи раз будет эквивалентен $90 трлн. При том, что совокупная капитализация всех американских компаний на сегодня это $35 трлн.

Сомневается эксперт и в том, что 30 лет подряд будут расти акции компании по доставке еды.

«Компании, которые сегодня «на слуху», уже чересчур велики для будущего кратного роста. Кроме того, ожидать заработать в первые же 3 месяца больше 3-4% не следует», – Леонид Делицын, Финам

По его словам, ожидать заработать в первые же 3 месяца больше 3-4% не следует. Хотя, разумеется, встречаются исключения – вроде Facebook, который в течение последних 10 лет в среднем приносит своим акционерам по 27% стоимости ежегодно. При этом, первые полгода после IPO стоимость акций детища Марка Цукерберга снижалась.

Недавно СМИ растиражировали новость о предстоящем размещении бумаг Ant Financial (платёжное подразделение Alibaba), которое должно состоятся на биржах Гонконга и Шанхая. Но в Китае есть другие потенциальные «звёзды»: Didi Chuxing (агрегатор предложений такси) и Toutiao (ByteDance – создатель TikTok).

– Крупных IPO китайских компаний со временем будет всё больше, а их потенциал роста очень высок, – прогнозирует Леонид Делицын.

Snowflake, DoorDash, Airbnb

В компании «Фридом Финанс» опасаются, что большое размещение Ant Group ($30 млрд при оценке в $200 млрд) может оказать давление на стоимость бумаг. Что касается акций Palantir, то брокер советует рассмотреть покупку акций уже после начала торгов на бирже.

– Наиболее перспективные компании - это Snowflake (облачные технологии), DoorDash (службы доставки еды на фоне пандемии набрали популярность, также аналитики в дальнейшем прогнозирует рост рынка доставки) и Airbnb (несмотря на проблемы в бизнесе, компания находит пути выхода из кризисной ситуации, также оценка компании на последнем раунде финансирования снизилась с $31 млрд до $18 млрд), – перечисляет Алем Бектемиров, аналитик «Фридом Финанс».

2 правила выбора IPO

Александр Бартенев, старший персональный брокер по международным рынкам «БКС Брокер», предлагает руководствоваться рядом простых правил при выборе бумаги:

– Первая закономерность: выручка должна расти более, чем на 15-20% год к году. На практике инвесторы хотят видеть молодую быстрорастущую компанию, если такого взрывного роста нет, инвесторы предпочтут конкурентов, которые уже торгуются на бирже. Вторая закономерность: объём выручки к капитализации. Желательно, чтобы капитализация компании не была в 10 и более раз выше, чем ее годовая выручка. Т.к. это означает довольно низкий объем продаж.

«2 правила выбора акций. 1) Выручка должна расти более, чем на 15-20% год к году. 2) Объём выручки к капитализации. Желательно, чтобы капитализация компании не была в 10 и более раз выше, чем ее годовая выручка», – Александр Бартенев, «БКС Брокер»

Что касается Palantir, то эксперт отмечает, что «эмитент соответствует критериям быстрорастущей компании». Поскольку выручка растет большими темпами, как и инвестиции в разработку и технологии. Основные инвестиции компании сосредоточены именно на этой статье расходов, из-за чего, компания пока что убыточна.

– Я вспоминаю похожую ситуацию в акциях Square Inc. Компании потребовалось некоторое время, чтобы перестать инвестировать так много в развитие и сосредоточить усилия на росте маржинальности. У нас нет официальной рекомендации участия в Palantir, но мы видим высокий рост выручки компании и при долгосрочном инвестировании шансы инвесторов могут быть высокими.

Ещё одно интересное IPO в сентябре – Unity Software, компания создала игровой движок, на котором создаются мобильные и другие игры. Рост выручки за 2 последних года составил 42%:

– Мы отмечаем возможный высокий потенциал роста бумаг в долгосрочной перспективе, но официально рекомендовать на покупку не можем.

Российские IPO

В России IPO случаются реже, но постепенно ситуация меняется.

– Есть потенциальные кандидаты, которые определенно будут интересны институциональным и розничным инвесторам. Среди них Сибур, Медси. К сожалению, о сроках размещения ничего не известно, – говорит Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс».

Аналитик рекомендует участвовать в размещениях через ЗПИФ «Фонд первичных размещений».

В Финаме вспоминают, что ещё в начале года на Московской бирже ожидали около 30 размещений. Называлось большое число известных компаний, в числе которых Ozon и «Яндекс.Такси».

– Однако последние месяцы предоставили возможность зарабатывать много на публичных компаниях, в том числе и из IT-сектора, таких как Яндекс или Mail.ru. А сейчас инвесторы получают доступ и к американским акциям из индекса S&P-500. Сперва массовым инвесторам предстоит утолить интерес к этим новым инструментам. Кроме того, тревогу вызывают возможность «второй волны» коронавируса и политическая ситуация. Я думаю, что локомотивом должны пойти размещение AirBnb в Гонконге и Шанхае и два-три крупных и успешных американских IPO. После этого придёт время и для крупных российских размещений, – предполагает Леонид Делицын.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

» 17%

Корпоративные новости »