При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На ежегодном собрании акционеров Berkshire Hathaway Уоррен Баффет, бессменный лидер компании и гуру инвестиций, неожиданно заявил о своей отставке до конца 2025 года. В настоящее время акции холдинга значительно опережают рынок.
Рынок – вниз, Berkshire – наверх
В первые 100 дней президентства Дональда Трампа фондовый рынок показал худшую динамику в сравнении с другими президентами. Между тем, акции Berkshire Hathaway, которые считаются квази-взаимным фондом, который ориентирован на широкий рынок, показали завидную устойчивость. И даже принесли прибыль: +17,3% с начала года и по 24 апреля 2025 года. Индекса VFINX Vanguard 500, который эксперты считают фондом широкого рынка, снизился за тот же период на 6,4%.
Эми К. Арнотт, директор по анализу ценных бумаг Morningstar, сформулировал три основные причины, по которым Berkshire добилась успеха.
Причина № 1: Акции Berkshire не отражают рынок, и это хорошо.
Инвестиционный портфель Berkshire обгонял рынок потому, что не был подвержен влиянию некоторых крупных акций, которые понесли убытки. В этом году некоторые фавориты из числа бигтеха показали отрицательную двузначную доходность. А вот такие позиции холдинга, как акции Coca-Cola, Chevron и Kraft Heinz показали лучшие результаты.
Причина № 2: У Berkshire по-прежнему имеется значительный запас наличности.
Компания располагает достаточными денежными резервами и вступила в 2025 год с еще более оборонительной позицией, чем ранее. Денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги со сроком погашения один год или менее) на конец 2024 года составили около $321 млрд. Эти активы помогли компании частично снизить риски, связанные с инвестициями в акции.
Причина № 3: операционный бизнес Berkshire был относительно устойчивым.
Помимо денежных средств и акций, обращающихся на бирже, компания управляет широким спектром операционных операций. К ним относятся обширные страховые операции, на долю которых приходится почти половина операционной прибыли, а также другие направления бизнеса, включая производство, энергетику/коммунальные услуги и железные дороги. И, хотя некоторые направления бизнеса Berkshire могут оказаться уязвимыми в случае экономического спада, диверсифицированный характер ее бизнес-операций в целом является положительным фактором.
Это не первый случай, когда Berkshire Hathaway отклоняется от общих тенденций рынка. Хотя корреляция акций с общим состоянием фондового рынка со временем несколько возросла (с менее чем 0,5 в начале 1980-х годов до примерно 0,7 за последний трехлетний период), этот показатель по-прежнему остается довольно низким. Фактически, трехлетняя корреляция Berkshire с общим рынком акций ниже, чем у рыночных ориентиров для международных акций (0,81) и акций компаний с малой капитализацией (0,92). Это означает, что он гораздо меньше привязан к общим тенденциям рынка, чем могли бы ожидать инвесторы.
Более того, акции Berkshire Hathaway часто (хотя и не всегда) демонстрировали более высокие показатели, чем в среднем по рынку, во время спадов. Так было в начале 2000-х, во время кризиса доткомов. Так было и во время кризиса 2022 года.
Несмотря на выдающиеся результаты, аналитики Morningstar не советуют частным инвесторам покупать акции Berkshire Hathaway. Эми К. Арнотт напомнил, что в настоящее время акции холдинга сильно перекуплены – торгуются с премией в 9% к оценке справедливой стоимости, которую делает Morningstar. В тоже время, покупка данных бумаг может стать «полезным дополнением к пассивному портфелю акций», добавил Эми К. Арнотт.
Есть ли жизнь после Уоррена Баффета?
Уоррен Баффет, председатель правления и главный исполнительный директор холдинга, на ежегодном собрании заявил, что планирует уйти с поста генерального директора в конце года. И порекомендовал совету директоров Berkshire назначить на должность Грега Абеля. Остается открытым вопрос о том, останется ли Баффет председателем.
– Я бы хотел остаться в каком-то качестве, чтобы быть полезным в некоторых случаях, – добавил Баффет.
Баффет сделал это заявление, держа перед собой две банки Coca-Cola, а рядом с ним стоял удивленный Абель. Баффет сказал, что только двое из директоров, его дети Сьюзи Баффет и Говард Баффет, знали о сегодняшнем заявлении до того, как он его сделал.
Баффет в 60-й раз выступил перед акционерами Berkshire Hathaway на собрании в 2025 году; трудно представить, какой будет компания без него у руля, размышляет Сьюзан Дзюбински, старший менеджер по продуктам Morningstar. При этом, компания готовилась к возможному уходу последние 25 лет.
Аналитики Morningstar ожидают, что искусство накопления капитала и крупных покупок сохранится и после ухода Баффета.
– Поскольку культура автономии в управлении и предпринимательства в Berkshire стала институционализированной. Однако новые менеджеры, вероятно, будут работать с несколько иным набором возможностей, и мы считаем, что они превратят Berkshire из исторически сложившегося механизма реинвестирования в механизм, который в большей степени ориентирован на возврат капитала акционерам, чего мы и ожидали бы от компании такого размера с ограниченными инвестиционными возможностями, – считает Сьюзан Дзюбински.
Выплатит ли Berkshire Hathaway дивиденды после ухода Баффета? Несмотря на свой размер и достаточную денежную позицию, Berkshire в настоящее время не выплачивает дивиденды. Между тем, в Morningstar уверены, что ситуация изменится после того, как Абель займет пост генерального директора.
Аналитики считают, что выплата дивидендов могла бы помочь Berkshire удержать акционеров, которые, возможно, подумают о продаже, когда Баффет больше не будет у руля.
Накануне заседания совета директоров акции Berkshire Hathaway выросли на 19% с начала года, поскольку инвесторы искали «более безопасные активы» на волатильном фондовом рынке в этом году.
– Мы давно считаем, что Berkshire является наилучшим примером того, каким должен быть децентрализованный конгломерат: разумным распределителем капитала, несущим минимальные издержки для акционеров. Мы ожидаем, что эти аспекты бизнеса сохранятся независимо от того, кто стоит у руля, – подчеркнула Сьюзан Дзюбински.
обсуждение