При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В четверг, 7 августа 2025 года, вступили в силу тарифы, объявленные президентом Дональдом Трампом для нескольких десятков торговых партнёров США. Последствиями этого станет снижение прибыли компаний из индекса MSCI AC World на 4 процентных пункта, оценили аналитики Citi.
После нескольких недель ожидания окончательных тарифных ставок и лихорадочных переговоров с основными торговыми партнерами, тарифы вступили в силу. Восемь основных торговых партнеров, на долю которых приходится около 40% торговых потоков США, заключили рамочные соглашения о торговых и инвестиционных льготах с Дональдом Трампом, включая Европейский союз, Японию и Южную Корею, снизив свои базовые тарифные ставки до 15%. Британия получила 10-процентную ставку, в то время как Вьетнам, Индонезия, Пакистан и Филиппины добились снижения ставки до 19% или 20%. Как указано в проекте Трампа, в случае, если будет установлено, что товары были привезены из третьей страны с целью уклонения от более высоких тарифов, то пошлина на эти товары дополнительно вырастет на 40%. Согласно оценке Скотта Бессента, министра финансов США, доходы от таможенных пошлин могут приносить бюджету свыше $300 млрд. в год. Таким образом, средние тарифные ставки выросли до 20% по сравнению с 2,5% на момент вступления Трампа в должность в январе 2025 года.
По оценкам команды аналитиков Citi Research во главе с Дэвидом Громаном, объявленные тарифы могут привести к снижению темпов роста мировой прибыли в этом году примерно на 4 процентных пункта по сравнению с базовым уровнем. Речь идёт о компаний из индекса MSCI AC World. Индекс был создан инвестиционным банком Morgan Stanley в январе 2001 года и охватывает как развитые, так и развивающиеся экономики. В настоящее время количество холдингов в индексе составляет 2647.
Что касается влияния тарифов на фондовый рынок, то Дэвид Громан отметил, что в Европе в этом году наблюдался самый значительный спад роста прибыли на акцию (EPS) среди основных регионов. Аналитик пришёл к выводу, что текущие прогнозы роста прибыли на акцию в Европе на уровне 1% по итогам 2025 года, в целом, согласуются с тарифами в США на уровне 20%. При этом, тарифные риски по разным странам отличаются.
– Тариф в размере 39%, введённый в отношении Швейцарии, кажется нам на удивление высоким и может привести к снижению прибыли на акцию в 2025 году компаний из индекса MSCI Switzerland на 4–7 процентных пунктов, в зависимости от окончательного уровня тарифов на фармацевтическую продукцию, – оценил Громан.
В Citi также рассматривают объявленную 15-процентную пошлину на импорт из Японии как позитивный фактор, особенно в связи со значительным снижением пошлины на автомобили. Аналитики считают, что новые пошлины могут снизить прибыль на акцию в Японии в 2025 финансовом году на 4 процентных пункта, при этом рост ВВП, а также динамика в паре доллар-йена смогут в некоторой степени компенсировать это.
Вместе с тем сохраняется значительная неопределённость в отношении тарифных ставок для развивающихся рынков. По оценкам Citi новые тарифы могут напрямую снизить рост прибыли на акцию компаний развивающихся рынков MSCI на 5–6 процентных пунктов в этом году. Учитывая, что в этом году прогнозы по росту прибыли на акцию были пересмотрены лишь незначительно, до 12%, возможны дальнейшие понижения.
Что касается США, то, по оценкам аналитиков, эффективная тарифная ставка в размере 15% и выше может привести к снижению прибыли компаний из индекса S&P500 примерно на 5%, хотя общее влияние тарифов должно быть приемлемым и его следует оценивать в более широком контексте политики США.
Говоря о «бенефициарах» тарифных войн, Дэвид Громан отметил Великобританию как регион, наименее подверженный тарифным рискам, и континентальную Европу, где в прогнозы уже заложено наибольшее количество тарифных рисков.
– В сочетании с признаками замедления экономического роста тарифы могут вызвать вопросы об устойчивости дальнейшего роста фондовых рынков в краткосрочной перспективе. Тем не менее, наши рыночные цели по-прежнему предполагают рост до середины 2026 года, – заключил Дэвид Громан.
обсуждение