При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Увеличение расходов на немецкую инфраструктуру и оборону приведёт к экономическому росту выше потенциального уровня и выше консенсуса, сообщили в Goldman Sachs Research.
Правительство Фридриха Мерца планирует увеличить расходы на инфраструктуру на 500 млрд. евро в течение следующих 12 лет и создало условия для увеличения расходов на оборону, внеся поправки в конституционное правило о государственном долге. Экономисты GS ожидают, что ВВП Германии вырастет с 0,3% в этом году до 1,4% в 2026 году и до 1,8% в 2027 году. Это значительно выше консенсус-прогноза Bloomberg в 0,8%.
Ожидается, что расходы Германии на оборону вырастут с 2% ВВП в 2024 году до 3,5% в 2029 году. Общие государственные расходы, как ожидается, вырастут до 2,2% ВВП к 2027 году.
В ближайшей перспективе правительство, скорее всего, сосредоточится на скорости и реализации финансового пакета, считают экономисты GS. Оно может поддержать эти цели, упростив и ускорив процессы планирования и выдачи разрешений на государственные инвестиции. Например, оно может определить, какие проекты отвечают «первостепенным общественным интересам».
Фискальная экспансия также может открыть путь к проведению сложных с политической точки зрения реформ. Так было в начале 2000-х годов, когда правительство Германии инициировало ряд реформ на рынке труда, которые в последующее десятилетие превратили страну в локомотив экономического роста.
– У правительства Мерца есть возможность воспользоваться улучшением макроэкономической ситуации и провести реформы, которые приведут к долгосрочному улучшению экономических показателей Германии», – пишут экономисты GS Никлас Гарнадт и Яри Стен.
Что сдерживает экономический рост Германии?
Даже с учётом увеличения государственных расходов и других положительных факторов потенциальный рост экономики Германии сдерживается:
- Зависимость от мировой торговли: Германия – одна из самых открытых стран с развитой экономикой, и это делает её крайне уязвимой перед глобальным протекционизмом и замедлением мировой торговли. Согласно Индексу Trade Openness, который считает суммарный экспорт и импорт в процентах к ВВП, у Германии этот показатель составляет 80%. К примеру, у Китая – около 38%, у России – около 40%, у США – около 25% (последнее место среди крупных экономик).
- Меньшая зависимость от развивающихся отраслей: Германия по-прежнему полагается на «старые» отрасли, такие как автомобилестроение, и недостаточно инвестирует в развивающиеся отрасли, связанные с технологиями, которые менее подвержены торговой напряжённости.
- Высокие цены на энергоносители: Цены на энергоносители резко упали по сравнению с пиковыми значениями 2022 года, но остаются примерно на 80% выше, чем до энергетического кризиса, в то время как в США они выросли примерно на 25%, а в Китае – на 5%. Обязательства Германии по декарбонизации усугубляют проблему, поскольку в ближайшие годы цены на углерод должны заметно вырасти, чтобы сократить выбросы.
- Слишком много бюрократии: Экономика страдает от избыточного регулирования и неэффективного государственного управления по сравнению с другими странами с развитой экономикой.
- Нехватка квалифицированной рабочей силы: Предложение рабочей силы сокращается из-за снижения уровня образования и несоответствия навыков требованиям работодателей. Особенно не хватает работников в технологических отраслях.
По мнению Goldman Sachs Research, есть несколько критически важных областей, в которых у политиков есть возможность повысить потенциал роста экономики Германии на устойчивой основе.
– Сейчас инвесторы сосредоточены на том, сможет ли правительство Мерца улучшить циклические перспективы за счёт решения структурных проблем и обеспечить устойчивый рост», – пишут Гарнадт и Стен.
Чистая миграция граждан в ЕС, которая в течение последних 15 лет вносила значительный вклад в рост предложения рабочей силы, в 2024 году стала отрицательной и вряд ли будет способствовать увеличению предложения рабочей силы в будущем. Одним из возможных решений является расширение программы стимулирования иммиграции из стран Западных Балкан в другие страны, такие как Турция и Египет.
Инициативы, направленные на сокращение бюрократических проволочек и повышение эффективности государственных услуг, могут сделать государство более благоприятным для бизнеса, поддержать стартапы и инвестиции. Упрощение налогового кодекса, гармонизация правил на уровне штатов и централизация надзорных органов могут снизить сложность регулирования.
Несмотря на то, что цены на энергоносители, скорее всего, снизятся из-за резкого роста поставок сжиженного природного газа, для стабильного сдерживания цен на электроэнергию, вероятно, потребуется сократить неэнергетические расходы, которые составляют значительную часть цен на электроэнергию в Германии. Правительство могло бы снизить сетевые сборы, стимулируя локальное предложение и спрос на электроэнергию, например, разделив единую немецкую зону торгов и поощряя региональную дифференциацию цен. Для решения проблемы высокой изменчивости энергоснабжения, основанного на возобновляемых источниках энергии, за счёт гибкого регулирования спроса необходимы другие стимулы, такие как внедрение интеллектуальных счётчиков, динамическая сетевая зарядка и создание гибких генерирующих мощностей.
Кроме того, у политиков есть возможность внедрять инициативы по диверсификации торговли и снижению зависимости от отдельных рынков, а также реформировать систему социального обеспечения, чтобы упростить её и создать стимулы для работы. В то же время ограничение досрочного выхода на пенсию может снизить нагрузку на государственную пенсионную систему, а внедрение цифровых технологий в сфере здравоохранения и планирование ресурсов на основе данных могут помочь сделать систему здравоохранения более эффективной.
обсуждение