Понедельник, 21.05.2018

ИнвестАрена. Доступный сервис онлайн-инвестиций на мировых финансовых рынках. Читать о финансах и тут же зарабатывать.

Дмитрий Мариничев: «Цифровое будущее случится ещё при нашей жизни»

+12 -0
508
Аа +
Дмитрий Мариничев: «Цифровое будущее случится ещё при нашей жизни»

Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен, рассказал порталу Finversia.ru о том, как государство должно формировать потребности более высокого уровня, почему не работает запрет VPN-сервисов, и какие компании в будущем попадут в рейтинг самых дорогих компаний Рунета.

- Согласно опросам, 58% россиян считают, что нужно создать свой локальный интернет в рамках стран-участниц БРИКС. Это вообще про что?

- Не могу объяснить. Большая часть людей, я думаю, просто не понимает, что значит локальный интернет. Ваш домашний wifi – это локальный интернет. И весь интернет соткан из такого большого количества локальных небольших сетей. Не вижу смысла делать что-то локальное, поскольку даже организация, которая управляет доменными именами – ICANN – общественная организация. Государственное вмешательство в эту работу совсем излишне. Это вопрос из разряда «Нужно запретить доступ к сообществам синих китов?»  Какой будет ваш ответ? Очевидно, что да, запретить.

- Уловки социологов, которые умеют задавать вопросы. Не связано ли это с законом о локализации персональных данных? Много говорилось о том, что этот закон сильно повредит экономическому росту и развитию Рунета.

- Начнем с того, что закон этот был принят в достаточно щадящей редакции. Благодаря позиции, которое выработало экспертное сообщество. Закон не очень сильно вредит бизнесу. Трансграничная передача данных разрешена, и первичный сбор данных разрешён. Так или иначе, большая часть крупных сервисов исполняет закон.

Все материалы Finversia-TV

- Не привело ли это к удорожанию услуг?

- Нет, для компаний это незначительные издержки. Вопрос - насколько этот закон осмысленный? Вопрос - возникла ли от этого закона польза? Пока никто этого не посчитал, нет такой аналитики. Я считаю, что польза очень сомнительна. Плюс недавно выяснилось, что, оказывается, за утечку персональных данных ответственности никто не несет. Вот это меня тревожит.  Поэтому нужно руководствоваться следующей формулой: чем чаще вы делаете копию персональных данных, тем выше вероятность её утечки.

- Читал Ваши комментарии по запрету VPN-сервисов. Закон принят, но ни один сервис не отключён. Это тоже такое щадящее регулирование? Или неспособность властей реализовать решение?

- Применение этого закона будет носить избирательный характер. Знаете, можно на уровне федерального закона запретить людям ругаться матом, в том числе дома. Вопрос, способно ли государство проконтролировать исполнение такого закона?

- А они там – наверху – понимают это?

- Я не могу сказать, что власти не умно поступили. Если посмотреть на проблематику по закрытию информации, которая нарушает российское законодательство, то автоматически вы увидите механизм утечки через виртуальные сети, которые работают поверх физических сетей. И, если операторы связи достаточно зарегулированы, то виртуальные никак не контролируются. То есть разумно распространить законодательство на виртуальных операторов. Все логично. Что с этим делать дальше – большой вопрос.

- Я неслучайно спросил про компетенцию. Вот недавняя история с министерством виртуальной реальности, которую Вы комментировали – сказали, что нужно кардинально менять структуру всех министерств, а не создавать новое министерство. Я воспринял это как «увольнять всех без разбору»…

- Сейчас мы имеем абсолютно другую структуру экономики, когда цифровизация пронизывает все отрасли экономики и изменяет структуру потребления. Например, автомобиль. Уже в ближайшем будущем он становится непонятен с точки зрения традиционных министерств. В чьём ведении он должен находиться? Министерства транспорта, Министерства связи? Министерства экономики? Если автомобиль сегодня - это программно-аппаратный комплекс? Автомобиль имеет зачатки искусственного интеллекта, подключен к Сети. В скором будущем будет запрещено садиться за руль человеку. И поэтому автомобиль для наших министерств – это как у семи нянек дитя без глазу. Эта проблема не только российская – она во всём мире остро стоит.

- А нас затронула цифровизация? По-настоящему? Чтобы уже задуматься над сменой структуры министерств?

- Конечно. Вот, взять теплицу, где выращиваются розы. Кто это должен контролировать?

- Хорошо, путь будет Министерство сельского хозяйства…

- Почему? Теплица разве обязательно должна стоять на каких-либо сельхозугодиях? А если это закрытый грунт? Или на крыше моего дома? А грунта-то и вообще может не быть. Сегодня такие теплицы управляются из облачных сервисов, а серверы вообще находятся, например, в Голландии. И семена поставляются из Голландии. А мы взяли и отрубили VPN-сервисы, и цветы засохли. Я сторонник коллаборации со всем миром. Считаю, что большую часть времени люди должны посвящать общению и достижению консенсуса. В мировом масштабе. Вопросы границ, ограничений, локальных министерств ушли в прошлое. И тут никакое министерство виртуальной реальности не поможет. Потому что основное предназначение министерства новой эпохи не в цифровом ведении реестров, а в создании алгоритмов управления сущностями в новых физических средах, в которых придется жить человеку. Можно сказать по другому: человек меняет свою среду обитания с помощью технологий и дополняет привычную жизнь новыми не виданными ранее свойствами. В результате возникает новое окружающее пространство, в котором будут работать новые физические законы. Вот эти законы и нужно разрабатывать новым министерствам. Им нужно писать программы и контролировать код, а не буквы «законов» на листе бумаги.

- Готово ли наше государство к новой эпохе?

- Я не думаю, что мы глупее других. Мы многое умеем, иногда даже лучше остальных. Но, к сожалению, я не вижу готовности к переходу к новой формации и новому экономическому укладу. И не только мы, - это вызов для всего человечества. Где произойдёт этот сдвиг? Может в тот момент, когда человечество начнёт колонизацию Луны. Вспомните колонизацию Нового Света. Туда переезжали принципиально новые люди, новой формации. В Европе тогда также было перенаселение.

- Основная причина, как мне кажется, была гонениях на протестантов.

- В том числе. Вспомните, как заселялась Сибирь. Для чего?

- Чтобы государству заселить новую территорию, обозначить границы, периметр.

- Нет, не так. Дело в том, что государству становилось всё сложнее кормить растущее население. А потом случился скачок в производстве средств производства, и вдруг на одной и той же территории стали выращивать больше хлеба. И сегодня в мире всего, может быть, 5% крестьян или фермеров, которые кормят остальных 95%.

- Правильно ли я Вас понял, что Россия не плетется в хвосте новой эпохи?

- Нет, никогда она не плелась и плестись не будет. Проблема в другом. Само государство постепенно отмирает, происходит оцифровка общества.

- Когда случится светлое будущее то?

- Мы уже видим это.

- В России?

- В мире, в России. Здесь уже работает другой принцип – человек родился не в каком-то государстве, а на планете Земля. Он гражданин мира. Конечно, будут сегрегации на различные группы. И появится куда больше социальных и экономических структур. И, кстати, законов - больше, чем сейчас есть. А будущее, про которое Вы спрашиваете, наступит еще при нашей жизни. И мы будем удивляться, как без этого раньше жили.

- Да, как вспоминаем, как не было телефонов в 90-е?

- Наши родители были такими «беспечными», что отпускали нас на весь день на улицу. А сейчас у всех телефоны, все сидят и строчат в мессенджеры.

- Но вопрос остается: «А как изменилось наше качество жизни в связи с появлением телефонов и мессенджеров?»

- Лучше или хуже – это касается отношения человека к событию. Но факт, что наша повседневная жизнь изменилась.

- От себя добавлю, что дать оценку такому событию спустя 20-30 лет невозможно и рано. Такие мировоззренческие сдвиги требует осмысления на более длительном периоде. Но давайте спустимся с глобальных высот к нашей интернет-торговле. Видели, наверняка, последний рейтинг самых дорогих компаний Рунета? Что там больше всего удивило Вас? В Топ-10 только одна образовательная компания, а все остальные – торговцы.

- Я думаю, что в этот рейтинг со временем будут попадать компании, которые не имеют напрямую отношения к интернету. Поисковики, сайты знакомств никуда не денутся, понятное дело. Гораздо интереснее будет посмотреть на появление сервисов  «производитель-потребитель».

- Например?

- Недалек тот час, когда можно будет размещать заказ непосредственно на заводе, на фабрике. Я говорю о выталкивании из пространства всех посредников. И вот тогда, условно, появится Мерседес как онлайн-ритейлер и займёт значимое место в рейтинге. Это будет более свободная среда. Хочется верить, что будет именно так. Хотя…это тоже утопия, потому что люди очень медленно меняются.

- Я вспомнил другой рейтинг – самых быстрорастущих компаний по итогам 2017 года. И там, например, есть китайская социальная сеть и китайский продавец видеоконтента. А почему у нас таких компаний нет?

- У нас очень маленький рынок. Россия, в силу исторических особенностей последнего времени, несвободна с точки зрения проникновения через границы товаров, сервисов, денег. Претендовать на успех можно, только если вы продаете на весь мир целиком. А у нас есть тренд на замыкание – на продажи только внутри страны.

- Еще вопрос. Что мешает развитию интернет-торговли?

- Вот реально сложно ответить… Считаю, что нужно оставить бизнес в покое, перестать его регулировать, перестать придумывать новые ограничения.

Дистанционная торговля у нас занимает всего три процента от розничной, при этом на регулирование этих трех процентов приходится уже больше нормативно-правовых актов, чем на регулирование остальных девяноста семи процентов торговли. Регуляторика эта по отношению к бизнесу, на мой взгляд, нарушает библейскую заповедь «не убий». Она убивает бизнес избыточными требованиями, которые не учитывают специфику и часто требуют от продавца невозможного. Причем объемы регуляторики интернет-торговли продолжают расти. В планах Роспотребнадзора на 2018 год пятнадцать законов в сфере защиты прав потребителей, десять государственных докладов Правительству. Пятнадцать законов – это часто меняющееся законодательство, нет стабильности. Люди порой не знают, что делать, как делать. На них накладывают какие-то административные взыскания за нарушения, которые они даже не знали, что сделали. Потому что закон меняется настолько часто, настолько быстро, что никто не поспевает за этими изменениями. Я не знаю, зачем это, кому это надо. В Роспотребнадзор в 2016 году поступило почти 8,5 тысяч жалоб потребителей на дистанционную торговлю. Из этих жалоб было возбуждено 404 административных дела. Это почти на 400 миллионов покупок. Что такое 8,5 тысяч жалоб, из которых 404 только по делу. Зарегулированность отрасли сдерживает конкуренцию на рынке, которая, как известно, является наилучшим рыночным механизмом регулирования. К сожалению, наше законодательство развивается по сценарию усиления фискального контроля и увеличения отчётности, а надо, чтобы развивалась конкурентная среда. В таких условиях вся экономика, в т.ч. и цифровая, и интернет-торговля в частности развивается у нас в стране не благодаря, а вопреки участию в ней Государства.

- И последний вопрос. От чего зависит, случится ли цифровое будущее при нашей жизни?

Пришло в голову такое наблюдение: по рекламе в аэропортах видна государственная политика регулирования экономики.

- Это как?

Рекламируют то, что востребовано рынком и развивается, а  развивается то, для чего в государстве создана благоприятная правовая среда.Когда вы прилетаете в Россию, какую рекламу вы видите в аэропорту? Рекламу Газпрома. А когда в Париж?

- Духи и вино?

- Да. А когда в Нью-Йорк?

- Старбакса?

- Нет! Там повсюду реклама цифровых сервисов, облачных коммутаторов и так далее – то, что к жизни повседневной вообще отношения не имеет. Но ИТ-бизнес процветает, и условия для этого  сформированы на  государственном уровне. Мне очень хочется, чтобы наше государство также формировало другие условия для бизнеса в нашей стране, дабы источником дохода и гордости были  не только  нефть и газ.

Дмитрий Мариничев, интернет-омбудсмен

В 1997 году окончил Московский Институт Электронной Техники, факультет «Автоматики и Электронного машиностроения» по специальности «Инженер Электронной Техники».

В 2010 году создал компанию «Радиус Груп», где до сих пор является генеральным директором.

С 2012 года занимается созданием инновационного бизнеса облачных вычислений под брендом Cloudhouse; созданием датацентра в инновационном кластере Технополис Москва.

8 июля 2014 года был назначен на должность уполномоченного при президенте РФ(омбудсмена) по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования, контроля функционирования и развития интернета.

Мариничев — член Агентства стратегических инициатив, Экспертного совета при Префектуре ЦАО города Москвы, член генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия".

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+12 -0
508

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Новости

Основные курсы и котировки
Finversia-TV