При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На фоне устойчивого тренда на здоровый образ жизни и поиск аутентичности производство кваса бьет рекорды вот уже много лет. Помимо традиционного, на рынке стали всё чаще появляться крафтовые сорта, это перспективная ниша с невысокой конкуренцией, считают в Национальном рейтинговом агентстве (НРА).
Объём рынка кваса приближается к 1 млрд. литров в год
«Квасными» месяцами считаются май, июнь, июль и август. В обзоре НРА, посвящённом индустрии кваса, объясняют это несколькими факторами. Во-первых, квас используется для приготовления окрошки. Во-вторых, квас воспринимается как здоровая альтернатива сладким газированным напиткам и пиву, а это хорошо укладывается в запрос общества на здоровый образ жизни. В-третьих, квас – неотъемлемая часть русской кухни и отвечает на запрос общества на поиск идентичности. Наконец, сезонность спроса связана не только с летними месяцами, но и со сравнительно небольшим сроком хранения напитка.
По данным НРА, пик производства наблюдается в июне и июле, а после августа выпуск резко сокращается. Объём производства осенью и зимой не превышает 2-5% годового объёма.
Растущую популярность кваса подтверждает динамика производства. С 2017 года объёмы производства увеличились почти на 60% – до 881 млн. литров по итогам 2024 года. Аналитики НРА прогнозируют, что в этом году производство также увеличится – на 11% и приблизится к 1 млрд. литров. Среди выявленных драйверов роста в НРА отметили: стабильный спрос на продукцию массового сегмента благодаря доступности и привычному вкусу, а также развитие крафтового сегмента, привлекающего новых потребителей за счет инновационных рецептур и тренда на самобытность.
Конкуренцию в НРА оценивают как умеренную. Доля 10 крупнейших производителей составляет менее 80% и эта доля постепенно снижается. С 2017 года доля снизилась на 6 процентных пунктов.
Зумеры выбирают крафтовое
Благодаря данному тренду, у небольших производителей есть возможность развиваться, особенно в крафтовом сегменте. Как пояснили в НРА, крафтовый квас особенно пользуется популярностью у поколения Z. Именно зумеры сегодня возглавляют спрос на продукцию с выраженной идентичностью. Особенно популярными становятся квасы на основе ягод (клюквы, смородины) или с добавлением трав, которые подчеркивают уникальность продукта. Крафтовые пивоварни развивают «квасное» направление, создавая сложные новые вкусы напитка. Понятно, что крафтовый квас стоит дороже традиционного – примерно в 3,5 раза. Такие напитки чаще выпускаются в мелкой фасовке, продаются в специализированных магазинах и онлайн. Оценка была проведена в июле 2025 года на основе цен по более чем 50 единицам товарной номенклатуры «классического кваса».
В НРА подчеркивают, что крафтовые производители предлагают не просто продукт, а «уникальный опыт, используя истории происхождения, экологичную упаковку и аутентичный дизайн», что усиливает интерес к их продукции. Так, нишевый квасной рынок продолжает развиваться за счет дифференциации вкусов и акцента на натуральность и идентичность. Массовый сегмент сохраняет ценовую доступность за счет эффекта масштаба.
НРА отмечает, что более активное развитие нишевых сегментов сдерживается маркетинговой конкуренцией с брендами-лидерами и сложностями в дистрибуции (сетевые магазины предпочитают работать с проверенными поставщиками, которые гарантируют большой объём поставок и сравнительно длительный срок хранения). В регионах выбор часто ограничен продукцией крупных брендов, таких как «Очаково», «Чистая Линия», «Вятский», «Желтая бочка». Агентство связывает это с несколькими факторами: крафтовым производителям сложно обеспечить поставки в удаленные регионы из-за высоких транспортных издержек, в то время как крупные игроки рынка имеют развитую логистическую сеть; крафтовые производители обычно работают в формате мини-производств и не могут выпускать объемы, достаточные для насыщения региональных сетей.
обсуждение