Среда, 23.05.2018

ИнвестАрена. Доступный сервис онлайн-инвестиций на мировых финансовых рынках. Читать о финансах и тут же зарабатывать.

Финтех – это про что?!

+19 -0
972
Аа +
Финтех – это про что?!

Отрезвление после злоупотребления надеждами, что финтех сделает бесталанных людей миллионерами, идёт полным ходом. 22 июня на профильной конференции FinWin 2017 при гробовом молчании всё ещё внушительной аудитории Максим Евдокимов из банка Тинькофф озвучил ответ на главный вопрос последних лет.

Строили, строили, а тут…

FinWin 2017 – это форум-выставка экосистем и маркетплейсов для финансовой и смежных индустрий. Выглядит это следующим образом: в холле расположены стойки разнообразных финансовых стартапов, многие из которых представлены на рынке не один год. Все без исключения представляют собой приложения или усовершенствованные способы продажи давно знакомых нам всем услуг. К примеру, сидела бухгалтерия у вас в соседнем кабинете, считала зарплату. Теперь эта бухгалтерия в онлайне – программы все делают сами. Или были базы данных просроченных долгов разрозненными и неудобными для работы, а стали продаваться по частям, по принципу брокериджа. Банки теперь могут продавать свои «плохие» долги мелкими партиями – в зависимости от специализации покупателя и его географии (коллекторам). Те, кто не выставляются в холле, представлены выступлениями на сцене. И так далее. И тому подобное.

В предыдущие годы было очень много шуму на тему финтеха - от моды никуда не деться. Новая терминология, опьянение перспективами удалённых каналов общения и взаимодействия. Попытки разобраться, что такое блокчейн, маркетплейс? Как экосистемы помещаются в эти блокчейны?

Справедливости ради стоит сказать, что слово «блокчейн» на этой конференции было употреблено только пару раз – вскользь и как ругательное. Некоторые выступающие вообще просили не называть их проекты маркетплейсами и экосистемами. Некоторые спикеры пытались чуть ли не докричаться до аудитории: ребята, мы просто делаем так, как удобно и приятно нашему клиенту! Клиенту приятно, когда к нему обращаются по имени. Клиент не любит ждать и висеть на телефоне, а потом разговаривать с операционисткой, которая мало разбирается и постоянно норовит куда-то переключить. Клиент хочет перевести деньги соседу – ему лень вставать, снимать деньги и нести. Клиент не понимает, почему ему отказывает банк в кредите или даёт лимит в 15 тыс. рублей под 33% годовых. Ведь у него то всё в порядке, зарплата – высокая, долгов нет. И вот этот самый финтех – это просто новый термин, чтобы все эти проблемы были, наконец, решены. Что-то сложное?! Что-то новое? Новый бином Ньютона?

Что русскому финтех, то немцу…

- Отделять банки и финтех – это скорее западная практика. То, что у них является финтехом, для нас вообще не финтех. Мобильный банк в Европе – это финтех. У нас же - обычный банковский продукт. Перевод с карты на карту за границей – финтех. Целые компании делают такие бизнесы, - сообщил «по секрету» на панельной дискуссии Александр Магомедов, коммерческий директор «Яндекс.Деньги».

Вот. А мы всё ищем свой Грааль. Он должен быть и на западные образцы непохож, и на наши. Словом, найди и подай то, не знаю, что.

Финтех – это не про технологии

- Тема финтеха совершенно перегретая. Россия за счёт своего критического дисконта не очень участвует в этом пузыре. А ведь мир постепенно осознает, что это раздутый «бабл». Финтех никогда не обещал новые технологии. Финтех – это про инновации и процессы. Вот тут была презентация Александра Филатова, члена совета директоров Бинбанка. Это как раз про процессы, - ответил на тот самый главный вопрос, который был заявлен в самом начале репортажа Максим Евдокимов, руководитель управления развития мобильных сервисов банка «Тинькофф».

А Филатов рассказывал, как в своём банке они столкнулись с тем, что менеджеры были вынуждены решать только текущие задачи, потому что акционеры задумали большие слияния и поглощения. Никто не понимал, что будет дальше и будет ли это дальше вообще. А между тем, руководство банка не ставило задачи на 5-7-10 лет вперёд. Что в бизнесе, тем более банковском, просто недопустимо. И Филатов рассказал, как они организовали кружок по интересам – клуб инноваций. Чтобы не упустить это завтра и помочь перегруженным менеджерам смотреть чуть дальше своего носа. И помогли.

И другие мифы про финтех

На ещё один надуманный, но красиво поданный вопрос ответил Михаил Ломтадзе, председатель правления Kaspi Bank из Казахстана:

- Кто выступает локомотивом – банки или финтех? Но ведь вопрос в другом! Зависит от того, насколько у вас сильная команда, насколько все горят делать одно дело, вовлечены в процесс. Когда мы задумались над названиями разных наших сервисов, нам все эксперты и маркетологи советовали не называть их одним и тем же именем. А мы взяли и не послушали. И назвали Kaspi Переводы. Kaspi Платежи. И все довольны, никто не путается. Клиент – это самое главное. Общение с клиентом мы никогда не отдадим на аутосорсинг, дизайн тоже и так далее. А все, что можно купить за деньги – купим.

FinWin 2017
FinWin 2017
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Максим Евдокимов развенчал ещё они миф: отдавать разработки инноваций сторонним исполнителям или всё делать внутри компании?

- Когда мы начинали создавать банк, мы всё строили на партнёрстве. И этот принцип зарекомендовал себя отвратительно. Просто потому, что партнёр работает в рамках коммерческих обязательств. От него нельзя добиться желания «порвать» рынок. Поэтому постепенно начали переходить на собственные разработки. Даже какие-то сложные системы, которые нам приходится изначально заказывать на стороне, мы потом «допиливаем» собственными силами. Да это дорого. Порою долго. Но зато это качественно и так, как нужно нам, - рассказал Максим Евдокимов.

Олег Пацианский, старший бизнес-консультант БПЦ «Банковские Технологии», заметил, что для лидеров рынка вопрос кто кого давно не стоит. Большинство крупных банков давно создали внутри себя лаборатории и сделали выводы, что большинство финансовых технологий не являются уникальными. Что все финтех-стартапы зарабатывают на комиссиях и скорости процессов.

Кирилл Кузнецов, генеральный директор проекта «Социальная карта москвича», на пальцах рассказал, что нужно, а что не нужно отдавать на аутсорсинг.

- Ну вот, например, платёжный шлюз. Мы этого делать не умеем и нам не очень-то нужно это делать. Поэтому мы взяли и заказали на стороне. А некоторые банки пытаются самостоятельно наладить оплату штрафов ГИБДД или ЖКХ, например. Но за этим нужно просто обратиться к правительству Москвы. Или некоторые организации пытаются заново построить систему записи к врачу. А вот тут лучше нас никто этого не сделает. Кто делает лучший продукт, тот и получает в конечном счёте клиента.

Екатерина Андреева, советник президента НАУФОР поделилась опытом открытия счетов онлайн:

- Полтора года назад мы помогли нашим брокерам сделать открытие счетов онлайн. И теперь от 20 до 100% всех брокерских счетов открывается онлайн. Мы открыли для них эту последнюю милю до клиента. Но очень быстро наши участники столкнулись с тем, что сделать удалённый доступ – это даже не полдела. Брокерам нужен выход на новые аудитории, им нужно привлекать граждан на рынок. И мы видим, что в ближайшее время на рынке появится множество самых неожиданных союзов.

Например, «Кофемания» начнёт поставлять клиентов «Финам». Нет?! А почему нет?

Когда маркетплейсом не пользуются

- Вот вы ищете выход на новую аудиторию? А у нас на mos.ru ежедневно заходит 700 тыс.-1 млн человек. И любой банк или финтех может подключиться к нам и получать комиссию с 50 млрд рублей оборота в день. А подключились всего 4 банка. Мы говорим вам: «Приходите, забирайте клиента!». Но молчат, не хотят.

Почему, однако, так происходит, Кирилл Кузнецов не уточнил. Может быть, условия неприемлемые. А может, действительно, банки ещё не научились брать клиента, живьём и дёшево.

Проект «Госуслуги» по словам Олега Пацианского, за рубежом высоко оценивается. Как успешный пример реализации концепции электронного правительства.

- Что бы мы ни говорили у нас в стране про «Госуслуги». Гражданин начинает пользоваться этим проектом практически с момента рождения. Редкий пример охвата аудитории. Сегодня это 5 млн человек, в следующем году будет 6 млн человек. Собираемся подключать не только жителей столицы к нему, - заметил Пацианский.

С репликами и презентациями на FinWin 2017 выступили также: Андрей Сокольский, член правления Росбанка, Анита Лацманович, CEO Abrakadabra.com, Александр Филатов, член правления Бинбанка, Артур Атабекян, основатель и президент Eqvilibria, Сергей Панов, генеральный директор «Моё дело», Сергей Паршиков, директор проектов дивизиона «Цифровой корпоративный банк», Максим Архипов, заместитель генерального директора по стратегии и развитию Fintender.ru, Анастасия Малявская, директор управления коллекшн Equifax, Руслан Смирнов, директор по маркетингу «БКС Брокер», Динара Юнусова, генеральный директор banki.ru. Игорь Костылев, главный редактор futurebanking.ru и Юрий Овчаренко, заместитель генерального директора EPAM, выступили модераторами сессий.

Москва.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »

фото события

+19 -0
972

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Корпоративные новости

Основные курсы и котировки
Finversia-TV