Вторник, 19.06.2018

ИнвестАрена. Доступный сервис онлайн-инвестиций на мировых финансовых рынках. Читать о финансах и тут же зарабатывать.

Владислав Кочетков: «В этом году прорыва не будет, но в следующем ждём бума»

+12 -0
541
Аа + 2
Владислав Кочетков: «В этом году прорыва не будет, но в следующем ждём бума»

Владислав Кочетков, президент-председатель правления ИХ «Финам», рассказал в интервью порталу Finversia.ru, что Россия находится на старте бума частного инвестирования, хотя аудитория экономических сайтов заметно снизилась.

- Владислав, сейчас всех интересует маркетплейс от ЦБ. Сергей Швецов, первый зампред Банка России, привёл недавно в пример площадь, ларьки и, почему-то, ратушу. Я сразу заподозрил неладное, поскольку ратуша у нас в России существовала в 18 веке, недолго, правда. Аналогии очевидны. Не получится ли то же самое с маркетплейсом?

- Когда Сергей Швецов в первый раз говорил про маркетплейс, он приводил более «электронные» аналогии. Думаю, маркетплейс станет неким аналогам E-Bay. Маркетплейс создаётся на базе универсального регистратора всех финансовых транзакций. Дальше - платформы, агрегаторы, как надстройки над этим регистратором. Возникают нюансы. Более-менее понятно, как такой агрегатор может работать для банковских продуктов, поскольку банковские вклады, к примеру, продукт достаточно стандартизованный: есть срок, доходность, остаток, капитализация процентов. Банковский маркетплейс - проект интересный, я бы его на finam.ru с удовольствием поставил бы, чтобы клиентам предоставить дополнительные возможности для вложения средств. Что касается облигаций, то ситуация сложнее, особенно если речь идёт о вторичных торгах. С услугами брокерских компаний все ещё сложнее, брокерские продукты продаются с сотней различных параметров. И разместить их на «витрине» будет сложнее. Но думаю, что сначала появятся банки, потом, возможно, страховые продукты, например, накопительное страхование жизни. Дальше посмотрим. Мы, как брокер, попробовать готовы.

Все материалы Finversia-TV

- В ЦБ жалуются, что все ждут, пока регулятор что-нибудь сделает. И в этот раз у нас получается, что инновации начинаются сверху, а не снизу. Это может выстрелить?

- ЦБ делает только регистрацию – остальное делают частные или условно частные компании - тот же самый Национальный расчетный депозитарий. Насчет того, что выстрелит, я не уверен, потому что и ЦБ и НРД традиционно работают в B2B сегменте. С другой стороны, если у кого-то не хватает компетенций, их можно купить, научиться. Да, быстрый взлёт возможен, учитывая, что у Банка России мощный пиар-ресурс вплоть до Первого канала, но не думаю, что так будет.

- Хорошо, давайте поговорим о бирже. В прошлом году на биржу пришло 327 тысяч новых клиентов – это брокерские счета, ИИСы. Большая часть пришедших впервые познакомилась с биржей. Говорят, что это бывшие вкладчики, но не думаю, что это правда. Вы ощущаете приток новых клиентов? Что такого случилось, что так много людей пришло на биржу?

- С макроэкономической ситуацией все более-менее понятно: ключевая ставка ползёт вниз вместе с инфляцией, вместе с ней снижается ставка по депозитам. При этом наши люди привыкли к двузначной ставке, поэтому не удивительно, что многие стали искать альтернативные инструменты, и мы действительно наблюдаем приток депозитчиков. Для многих из них такой инструмент как ОФЗ сверхнадежен, понятен, и даёт плюс 2-3 процентных пунктов к банковским депозитам. Но в этом году интерес смещается постепенно в сторону корпоративных облигаций, как мы наблюдаем. Потому что можно найти интересные идеи в корпоративных облигациях даже сейчас. Что касается более рискованных стратегией, мы видим большой интерес к дивидендным стратегиям. Более агрессивных нет - начинать спекулировать на срочном рынке после депозитов мало кому по силам. В целом, могу сказать, что переток с вкладов есть, но при этом не массовый, очередей из депозитчиков не наблюдаем.

- Александр Афанасьев, глава Московской биржи, сказал, что 22% из тех, кто первоначально купили так называемые «народные» ОФЗ, начали покупать акции.

- Нет задачи любой ценой клиенту продать агрессивную стратегию, даже если она более рентабельна для брокера. Тут скорее задача работать на масштабе. Да, маржинальность будет меньше, но будет больше самих клиентов. Мы внимательно относимся к риск-профилированию наших клиентов.

- Как клиент Финама изменился за последние несколько лет?

- Если говорить о социально-демографических показателях, то мы видим тенденцию омоложения. Если брать ИИС, то треть из них открывается людьми моложе 35 лет. Правда те, кто старше 35 лет, значительно больше денег заносит на счета. Поколение Y, получается? 80% счетов открывается у нас дистанционно. Тем, кому 35+ в 2-2,5 чаще покупают американские бумаги, чем те, кому 45+. Более старшее поколение предпочитает инвестировать в наши фишки. Теперь что касается размера счёта. Если счет открывается через интернет, его размер меньше. Так, если размер среднего счёта, который открывается традиционно, составляет 1,26 млн рублей, то через интернет – 300 тысяч рублей, с учётом пополнений. Первичный же счёт начинается от 50-55 тысяч рублей.

- Слышал такие оценки, что в ближайшие годы на рынок придёт от 3 до 7 триллионов рублей. Мы уже в начале бума или ещё нет?

- На раннем старте, но бум ещё не начался. С одной стороны, есть позитивные моменты, такие как благоприятная макроэкономика и политика ЦБ. Но есть и негативные моменты – большого интереса к экономике мы не видим. Если взять аудиторию экономических сайтов, то с 2014 года она просела процентов на 25-30%. И восстанавливается ситуативно - если происходит резкий рост доллара или санкции вводятся, к примеру. Интерес к финансам есть, но он пассивный и активируется негативными событиями. Массового регулярного интереса нет.

- То есть происходит противоречивый двусторонний процесс: рост брокерских счетов с одной стороны, с другой – снижение интереса к новостям и аналитике?

- Аудитория достаточно консервативная. Она может смотреть на ситуацию годами, заходя раз в квартал на сайт. В среднем у наших клиентов проходит восемь месяцев с момента первого захода на сайт и до первой покупки.

- Почти девять месяцев…

- Да, аудитория дозревает достаточно медленно. Наверное, это специфика наших сограждан с точки зрения потребления финансовых продуктов и услуг. Вообще, я вижу две крайности. Первая из них - финансовые пирамиды. Вторая крайность – «два года думать, прежде чем с депозита в 5% перейти на ОФЗ под 8%». Я часто привожу в пример историю, которая случилась со мной в прошлом году, когда я поехал подписывать соглашение о сотрудничестве с Казанским Университетом. Я ехал в одном купе с пострадавшей от обрушения пирамиды бабушкой – она ехала на съёмки телепередачи про пирамиды. Я спросил её, неужели она и в следующий раз ввяжется в подобную историю? «Да, ведь 30% в месяц предлагают не каждый раз», - ответила она. Вот такой он наш человек, по-прежнему толерантно к рискам относится. Вот, кстати, структурные продукты тоже предлагают как консервативные.

- Ваше предложение – усилить, запретить, увеличить резервирование по таким инструментам?

- Я против того, чтобы что-то запрещать, но очень важно информировать людей. Особенно, если его покупают в банке. Важно, чтобы человек понимал, что структурный продукт не попадает под ССВ, а доходность не гарантирована. И на депозит такой продукт совсем не похож.

- Об этом, кстати, говорила и Эльвира Набиуллина, глава Банка России, в первый день конференции НАУФОР. О том, что людей нужно предупреждать. А еще она сказала, что брокерский бизнес должен становиться всё более кастомизированным. Это как?

- Брокерский бизнес итак кастомизированный и ориентирован на клиента, без этого вообще никак. Набор услуг подбирается с учётом пожеланий, с учётом риск-профиля, у каждого есть персональный менеджер, который готов его проконсультировать в любой момент. У нас уровень кастомизации высокий. В отличие от банков, которые продают стандартные продукты, брокерский бизнес подразумевает довольно индивидуальные продукты или пакеты. Мы подбираем продукты с учётом поведения клиентов, накопленной статистики - когда клиент уже начал инвестировать. Таким образом, мы продлеваем срок жизни клиента. То есть мы идём тем путём, что указал нам регулятор.

Владислав Кочетков, президент-председатель правления ИХ «Финам» и Фёдор Чайка, обозреватель Finversia.ru
Владислав Кочетков, президент-председатель правления ИХ «Финам» и Фёдор Чайка, обозреватель Finversia.ru
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

- Как Вы относитесь к такому макроэкономическому явлению, как сокращение количества игроков на рынке – брокеров, НПФ, ПИФов и одновременный рост количества счётов и объемов торгов?

- Рынок по-прежнему, высококонкурентный. Да, сокращается количество игроков, но за счёт небольших компаний, которые изначально были ориентированы не на ритейл, а на обслуживание запросов своих собственников. Ведение бизнеса становится всё дороже, в том числе из-за регуляторных требований. И да, выдерживают не все, но среди тех, кто остался, конкуренция растёт.

- То есть, это здоровый процесс?

- Да, абсолютно здоровый процесс. Потребитель выигрывает, потому что крупные игроки могут инвестировать в расширение продуктовой линейки, в создание новых продуктов.

- Эльвира Набиуллина также сказала, что объёмы не устраивают регулятора. А какие бы объёмы устроили?

- Думаю, миллионы клиентов и триллионы рублей по объёмам. И в этом желания брокеров и регулятора совпадают. Но, как я уже сказал, у нас есть некая инерция, которую нужно переломить. Приведу пример. Когда в новом городе мы открываем представительство, первый год всегда убыточный. Год уходит на то, чтобы сформировать доверие и набрать первичную клиентскую базу. Чтобы начались массовые открытия счетов, должна возникнуть дополнительная коммуникация. Думаю, что ещё в этом году прорыва не произойдёт, но вот уже в следующем вполне ждём.

- В этом году нет?

- Очередей не будет, к сожалению. По итогам 2018 года покажем прирост в 30-40% количества открытых счетов. Не удвоение.

- Если случится фондовый кризис на мировых рынках, это подстегнёт интерес к бирже?

- Во время кризиса счета открываются чаще. Так что, как только начнётся негатив, люди начнут открывать брокерские счета и покупать акции сильно подешевевших компаний.

- Особенно экспортных компаний?

- Да. Хотя какого-то большого кризиса мы не ожидаем.

- Не ждёте чёрных лебедей с американского рынка?

- Нет, хотя у разных аналитиков разные оценки. Кто-то, как например Василий Олейник, ждёт кризиса в США вот уже два года. Я достаточно оптимистичен, поскольку регуляторы научились гасить симптомы при развитии негативных тенденций. А вот в России всё может быть несколько хуже, в том числе в силу усиления санкционного давления. У нас будет происходить дальнейший отток нерезидентов – для них наши активы становятся всё более и более токсичными. Но и регулятор это очень хорошо понимает, предпринимает усилия, чтобы на рынок пришли инвесторы. Пока речь идёт больше о розничных инвесторах, а хотелось бы, чтобы пришли институциональные – страховые, НПФы. Какое-то время на рынок бегство нерезидентов будет оказывать влияние, но постепенно, уверен, произойдёт замещение.

- Какая главная причина бегства – сокращение спрэда с американскими казначейскими облигациями? Или же токсичность активов?

- Потенциал у кэрри-трейда ещё остаётся, поэтому, скорее всего, причина в санкциях. Мы уже видели, что произошло с активами Олега Дерипаски. Многие фонды, в том числе хедж-фонды, которые обычно толерантны к риску, сегодня фиксируют свои позиции. И уходят на другие развивающиеся рынки с большим потенциалом.

- Цикл укрепления доллара не закончился?

- Доллар может ходить в широком диапазоне 55-65 рублей за доллар. Но где он будет завтра, сказать не готов.

- По нефти ждёте $100 за баррель?

- Не сильно это нужно нефтяным странам, поскольку это даст поддержку американским сланцевикам. Скорее $65-75 за баррель.

Владислав Кочетков, президент-председатель правления инвестиционного холдинга «Финам»

Окончил Мордовский государственный университет по специальности «Регионоведение».
С 1999-го по 2002-й год был корреспондентом и обозревателем ряда региональных СМИ, осуществлял проектную работу в политическом консалтинге.
С октября 2002 – года директор департамента по PR, рекламе и связям с общественностью КГ «Магазин готового бизнеса».
В 2005 году пришел в инвестиционный холдинг «Финам» на должность пресс-секретаря, в 2008 году занял должность PR-директора компании.
В феврале 2010 года назначен президентом-председателем правления инвестиционного холдинга «Финам».
Лауреат ряда премий в сфере связей с общественностью, автор более 15 научных работ.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+12 -0
541

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Новости

Основные курсы и котировки
Finversia-TV