Пятница, 28.11.2025
×
Социальные проекты: ответственность перед обществом

Starbucks или как разбогатеть на чашечке кофе

Аа +
- -
Сергей Рубан,
аналитик Finversia

Обзор акций Starbucks. Корпоративные отчёты прошлой недели – Nike.

Последние годы во всём мире вырос спрос на кофейные напитки: эспрессо, латте, капучино, фраппе и так далее и тому подобное. Продавать кофе – это уже не бизнес, это уже тренд, который влияет на многие процессы в обществе.

Наша статья посвящена бренду, который внёс свою лепту в популяризацию кофе – это американская компания Starbucks. На данный момент у Starbucks одна из крупнейших в мире сеть кофеен.

Компанию Starbucks появилась на свет в 1971 году в Сиэтле. Кофейню открыли три приятеля, которые дружили со времён учебы в университете Сан-Франциско.

Starbucks

Сначала предприниматели закупали зёрна у компании Peet’s Coffee, но после вышли напрямую на фермеров. Кофейный бизнес шёл в гору, и скоро у Starbucks появилась своя жаровня, и была открыта ещё одна кофейня.

Перерождение в сеть кофеен произошло в 80-е годы прошлого века. К 1986 году у компании уже были свои магазины, производство, и контракты на продажу зёрен кофе барам, кафе и ресторанам.

В 1987 году Starbucks купил бывший руководитель её отдела маркетинга. У него была своя сеть кофеен, к которой он присоединил Starbucks. Вначале 90-х сеть кофеен разрослась до 150 торговых точек. Кстати, в это же время произошло и IPO Starbucks.

Компания не стала бы тем, чем она является на данный момент, если бы её руководство не запустило франшизу. Сейчас лишь 30% заведений контролируется головной компанией, остальные работают по купленной бизнес-модели.

Руководство компании дорожит репутацией, поэтому тщательно отбирает желающих получить франшизу. Головным офисом контролируется практически всё, размеры помещения, где будет находиться кафе, даже расположение входных дверей, конечно же интерьер, меню и даже формат музыки в заведении. На данный момент в сеть кофеен входит 24 тысячи торговых точек по всему миру.

Кстати, название Starbucks заимствовано из произведения «Моби Дик», это имя помощника капитана Ахава. Морская тема используется и в логотипе, на котором изображена сирена.

Структура бизнеса

Корпорация занимается не только производством, но и маркетингом, а также розничной продажей кофе. Эмитент работает в следующих регионах: Америка; Китай, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Ближний Восток и Африка.

Конкретная бизнес-линия в каждом регионе разная. Например, в Северной и Южной Америке, Старбакс продаёт кофе и другие напитки, дополнительное питание, фасованный кофе. Продажи идут как через фирменные магазины, так и через лицензированные торговые точки.

Компания имеет права на следующие бренды: Evolution Fresh, Teavana, Tazo Tea и Seattle's Best.

Влияние COVID-19 на бизнес компании

Пандемия коронавируса не прошла мимо компании. В апреле ей пришлось закрыть все свои магазины, в результате продажи эмитента упали на 14%. Помимо этого, компания понесла сопутствующие убытки. Так, пришлось доплачивать повышенную заработную плату, нужно было обеспечить безопасность своим сотрудникам и клиентам.

В результате операционная маржа Старбакс снизилась с 15,4% (2019) до 6,6% в 2020 году. Это, в свою очередь, и привело к резкому падению прибыльности.

Starbucks

Дела идут на поправку

По мере выхода из карантина компания смогла приспособиться к новым условиям, и её показатели вновь двинулись вверх. Так, в начале декабря акции эмитента достигли уровня в 106 $, продажи улучшились в 5 раз. Вообще, текущие результаты являются самыми лучшими за последние годы.

Вряд ли мы увидим новую пандемию в следующем году. Мировую экономику ждёт умеренный рост, а финансовые показатели компании должны вернуться к росту по мере восстановления работы сети, ослабления карантинных мер и роста потребительского доверия.

Более того, благодаря коронавирусу компания перешла на улучшенный сервис, и этот опыт она сохранит и после окончания пандемии. Например, услуга Starbucks Pickup позволяет всем, кто участвует в программе лояльности делать заказ и далее оплачивать через мобильное приложение.

Новые виды сервиса будут способствовать росту доходов, а повышение эффективности из-за применения цифровых технологий помогут увеличить операционную маржу.

Вдобавок компания стала использовать искусственный интеллект, который помогает составлять меню для клиентов. Рекомендательная система с искусственным интеллектом от Microsoft рекомендует клиентам продукты из меню в зависимости от погоды и времени суток. Руководство компании ожидает, что этот сервис улучшит качество обслуживания, поможет улучшить управление запасами в магазине, в результате чего улучшится денежный поток, и увеличится прибыльность.

К тому же эмитент вкладывает средства в свою программу вознаграждений, популярность которой только набирает обороты. Грамотно построенная, она улучшает взаимодействия с клиентами, что улучшает лояльность к компании, после чего они тратят больше денег.

Starbucks продолжит расти за пределами США

Курс компании за последние годы сместился с внутреннего рынка на внешний. Как оказалось, большая часть неиспользованного потенциала кафе находится за пределами Штатов. Это может прозвучать странно, но, несмотря на американские корни, вы не везде в США найдёте кофейню этой компании. В 2019 году Старбакс открыла 606 новых магазинов в США. Процесс расширения замедлился из-за пандемии, и в уходящем году компания открыла лишь 287 торговых точек. По подсчётам на конец прошлого квартала более 15 000 из 32 640 магазинов сети находились в Штатах.

Starbucks

Чтобы закрыть «белые пятна» на карте, эмитент планирует уделить внимание пригородам и сельским районам.

Тем не менее акцент Starbucks будет делать на зарубежный рынок в 2021 году. Мировая сеть кофеен планирует открыть более тысячи магазинов за пределами Северной и Южной Америки, причём более половины из этих точек, около 600, появятся только в одном Китае.

Starbucks видит в Китае нераскрытый потенциал. Правда, компании придётся приложить массу сил на его завоевание. Во-первых, в Китае предпочитают пить чай, во-вторых, здесь Старбакс нужно конкурировать с китайской сетью кофеен – Luckin Coffee.

Если переучить китайцев пить больше кофе кажется непосильной задачей, то шансы обойти Luckin Coffee у Starbucks есть. В 2020 году эта китайская компания сдала позиции, так как обнаружилась фальсификация её финансовых отчётов. Для Starbucks это возможность получить конкурентное преимущество.

Чтобы занять этот рынок, Starbucks планирует открыть 6 тыс. торговых точек в Китае к концу 2022 финансового года. Кстати, в КНР уже имеется более 5 тыс. кофеен американской сети.

Финансовые показатели

В IV квартале компания зафиксировала снижение выручки на 8% до 6.2 млрд $.

Показатель чистой прибыли также зафиксировал снижение за отчётный период к отметке 393 млн $, или 0.33 $ в расчёте на акцию. Для сравнения чистая прибыль в 2019 году составила 803 млн долл. США, или 0.67 $ на акцию за аналогичный период прошлого года. За такое снижение компанию нужно «благодарить» пандемию, которая не только ухудшила показатели сети кофеен, но и замедлила её экспансию.

Квартальная прибыль оказалась на уровне 0.51 $. Аналитики, опрошенные FactSet, в среднем ожидали скорректированную прибыль в районе 0.31 $ на акцию, а выручку на уровне 6.06 млрд долларов.

За отчётный период глобальные продажи эмитента упали на 9%, а количество покупок снизилось на 23%.

Техническая картина и прогноз

Начиная с марта котировки компании уверенно растут, и этот рост не замедлялся ни на минуту в течение последних месяцев. В начале декабря котировки Starbucks достигли сопротивления 106.00 $. Здесь актив не остался и отступил к отметке 102.00 $. Снижение явно коррекционное, а признаков разворота не наблюдаем. Снижение может продолжиться, но рассчитывать на глубокую корректировку не приходится. Пока рынок может снизиться в область 97.00–100.00 $. Когда актив направится вновь вверх, ближайшей целью быков станет сопротивление 110.00 $.

Квартальные отчёты за прошлые недели

Nike

Согласно американскому производителю товаров для спорта Nike Inc., во втором квартале 2021 финансового года (завершился 30.11.2020) отмечается рост прибыли на 12% до 1.251 млрд долл. США, прибыль на акцию составила 0.78 $. Этот же показатель в прошлом году не превысил 1.115 млрд долларов.

Отмечается также рост на 9% выручки за квартал, она достигла 11.243 млрд долларов. В предшествующих двух кварталах отмечалось её снижение. Объём выручки и прибыли превысили ожидаемые показатели. Эксперты ожидали прибыль во втором квартале не выше 10.55 млрд долл. США или 0.63 $ на акцию.

В отчётном периоде резко вырос объём онлайн-продаж, на 84% (на 80%, если не учитывать колебания курсов валют). В Китае рост выручки (не учитывая колебания курсов валют) составил 19%, она достигла 2.3 млрд долл. США. Северная Америка показала рост продаж на 1% до 4.01 млрд долларов.

Рост показателя в странах Европы, Ближнего Востока и Африки составил 12% и достиг 2.96 млрд долларов, при этом показатель для Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки вырос на 5% до 1.47 млрд долларов.

За первые шесть месяцев финансового года чистая прибыль выросла на 12% и составила 2.769 млрд долл. США, а выручка – на 4% до 21.837 млрд долларов США. После отчёта бумаги компании показали рост и достигли сопротивления 147 $, от которого быстро отступили к отметке 141 $.

Мы сохраняем позитивный прогноз по этому эмитенту и ждем возвращения к росту. Как и прежде, целью быков являются уровни 155 $ и 160 $.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
- -
2365
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Европейские рынки закрылись ростом после волатильного месяца Европейские рынки закрылись ростом после волатильного месяца Фондовые площадки Европы завершили торги в пятницу на позитивной территории, поскольку инвесторы подводили итоги волатильного месяца. Ноябрь был неспокойным месяцем для акций: вновь возникшие опасения по поводу завышенных оценок в секторе искусственного интеллекта (ИИ) вызвали череду ралли и распродаж, к чему добавились неопределённость в отношении денежно-кредитной политики и свежие данные сезона отчётности. Тем не менее, мировые рынки получили поддержку на этой неделе благодаря росту ожиданий относительно снижения процентной ставки Федеральной резервной системой (ФРС) на следующем заседании 9–10 декабря. Нефть падает четвёртый месяц подряд: рынок ждёт решений ОПЕК+ и новостей по Украине Нефть падает четвёртый месяц подряд: рынок ждёт решений ОПЕК+ и новостей по Украине Нефть движется к четвёртому месячному снижению подряд, поскольку трейдеры готовятся к заседанию ОПЕК+ на этих выходных и оценивают, как возможное мирное соглашение по Украине может повлиять на рынок с избыточным предложением. Золото: цены на пути к четвёртому месячному подъёму, несмотря на сбой CME Золото: цены на пути к четвёртому месячному подъёму, несмотря на сбой CME Цены на золото в пятницу выросли до более чем двухнедельного максимума и на фоне оптимизма по поводу возможного снижения ставки Федеральной резервной системой (ФРС) в декабре, готовятся зафиксировать четвёртый месяц подряд в плюсе.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)