Четверг, 28.03.2024
×
Гимн московской весне. Житейские истории | Ян Арт

Обзор компании Fix Price

Компания Fix Price является известным российским ретейлером, занимающимся дискаунт-продажами. В своей деятельности компания базируется на бизнес-модели «фиксированной цены на товары». Товарная линейка ретейлера включает 1800 товаров, образующие 20 разных категорий. Причём товары разделены на несколько ценовых категорий.

На 31.12.2020 цена основной части продукции (80%) была 100 рублей. Линейка товаров регулярно обновляется: каждую неделю вводится 40–60 наименований. Выручку от продаж можно разделить на три части: половина приходится на непродовольственные товары, четверть – на бытовую химию и четверть – на сухие пищевые продукты.

К концу первого месяца 2021 насчитывалось 4224 магазина, в собственности 3790 из них. Магазины расположены в РФ, СНГ и Прибалтике. Согласно Oliver Wyman, рыночная доля компании в 2019 году составляла 93%. Причём у неё больше магазинов, чем у конкурентов. Так, Home Market, основной конкурент компании, занимает всего 5% рынка. Кроме того, с Fix Price конкурируют и традиционные ретейлеры. За рубежом есть магазины-аналоги, использующие такую же модель ведения бизнеса, например, Five Below и Dollar Tree в США, Dollarama в Канаде, Dino в Польше и B&M в Люксембурге.

Объём выручки компании преодолел уровень в 190 млрд рублей в 2020, но она оказалась в 8–10 раз меньше, чем у крупнейших ретейлеров, таких как X5 Retail Group и Магнит. Но компания значительно превзошла их по рентабельности.

2020 был отмечен ростом продаж магазинов сети на 15,8% при снижении покупательского трафика на 1,7% и увеличении среднего чека на 17,8%. В 2019 отмечался 15,4%-процентный рост продаж, а 2028 – 18,6% роста.

Преимущества перед конкурентами

Рыночную позицию Fix Price можно назвать сильной. Компания занимает 93% рынка, при этом барьеры для входа в рынок весьма существенные, что идёт ей на пользу, защищая от конкурентов. Новичкам нелегко выдержать соперничество с Fix Price по такому показателю, как цена, а этот показатель является основным, учитывая модель ведения бизнеса.

Fix Price удалось занять выгодное положение в сфере онлайн торговли. Торговые точки можно использовать как центры, в которых покупатели получают свои заказы, что позволяет сохранить низкой стоимость товара, поскольку нет затрат на доставку. Fix Price отмечает и ряд других плюсов, в частности, наличие товара на месте и возможность проверки перед покупкой.

Другим преимуществом Fix Price можно назвать рост рынка. Согласно Oliver Wyman, за последние пять лет этот сегмент рынка России вырос вдвое, но пока не достиг объёма других стран. Если сохранится среднегодовой рост в 17%, тогда можно ожидать роста рынка в три раза.

Обзор рисков

Растущая конкуренция со стороны крупных продовольственных сетей является проблемой номер один. В 2020 году многие ретейлеры приступили к развитию направления дискаунт-продаж. Есть опасность, что сети начнут расширять дискаунт-ассортимент непродовольственными товарами, составляя тем самым ощутимую конкуренцию для компании.

Со стороны онлайн-ретейлеров опасность представляет активная экспансия, включая сегмент низких цен.

Fix Price

Финансовые показатели

Выручка 2020 года выросла на 33%. Она достигла 190,06 млрд рублей. Пандемия коронавируса не помешала расширению сети магазинов наряду с ростом продаж. Если в 2019 прирост составил 571 магазин, то в прошедшем появилось 655 новых магазинов.

Отмечается снижение долговой нагрузки. EBITDA составил 0,9х или 0,4х, если не учитывать долги по аренде. Слегка настораживает озвученный компанией размер дивидендов. Они оказались слишком щедрыми – 32,6 млрд рублей. Двумя годами ранее эта цифра составляла 6,6 млрд рублей, а годом ранее – 13,7 млрд рублей.

Немного о перспективах

Согласно Fix Price, потенциальный объём сегмента variety value в России составляет 11700 магазинов, в их числе уже открытые магазины компании. Ещё 3800 магазинов может вместить рынок соседних стран. Учитывая стремление населения экономить, что обусловлено кризисом из-за коронавируса, отмечается рост спроса на продукцию Fix Price, а крупные ретейлеры стремятся к формату дискаунтеров.

Сегмент ретейла, куда входит торговля по фиксированным ценам, демонстрирует самый активный рост. Согласно прогнозам Fix Price, размер рынка может увеличиться в три раза при условии сохранения темпов роста в 16,9% в среднем в 2019–2027 гг. Последние годы отмечается активный рост компании, невзирая на пандемию. При этом рентабельность сохраняется на высоком уровне, в результате чего мультипликаторы Fix Price выше, чем показывают публичные российские ретейлеры.

Тем не менее в ближайшей перспективе рост компании может замедлиться. Средний рост выручки в 2021–2022 году составит 10%, как полагают в Fix Price.

Особенности первичного размещения

Во время IPO спрос на глобальные депозитарные расписки оказался в несколько раз больше. Первичное размещение Fix Price стало самым крупным за последние 10 лет размещением российской частной компании. Причём это относится как к Московской бирже, так и к Лондонской. Кроме того, это было крупнейшее в истории размещение компании развивающейся страны и крупнейшее размещение компании этого сектора с 2011 года.

Ценовой коридор был установлен в пределах 8,75 –9,75 $ за акцию, а цена IPO составила 9,75 $ за акцию. В результате объём капитализации Fix Price достиг 8,3 млрд долл. США.

Спрос во время IPO на 40% был обеспечен за счёт американских инвесторов, и на треть – за счёт инвесторов с Туманного Альбиона. В числе инвесторов были и «голубые фишки». Число розничных инвесторов оказалось меньше 10%.

Высокий спрос позволил увеличить базовый объём IPO (170 млн GDR) на 5%, до 178,37 млн. Если опцион в 15% базового объёма (26,75 млн GDR) будет реализован, тогда можно ожидать роста суммы по сделке до 2 млрд долларов, а free float составит 24,1%.

Таким образом, у Fix Price хорошие перспективы, и она является довольно привлекательной. Но цена IPO слишком высока, чтобы вложения окупились и принесли доход.

В ближайшее время будет сохраняться высокий спрос на истории роста, доказательством чему стало успешное первичное размещение компании Ozon, которая является онлайн-ретейлером. Вполне вероятно, что начало торгов даст старт росту ценных бумаг Fix Price. На это намекает скорость закрытия книги заявок. Однако, говорить об устойчивом и уверенном росте в длительной перспективе не приходится.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
+1 -1
1459
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)