Четверг, 13.02.2025
×
Экономика России: что такое хорошо и что такое плохо. Экономика за 1001 секунду

В начале было слово, и слово было Трампа

Аа +
- -
Сергей Рубан,
аналитик Finversia

Мировая экономика трепещет. Президент США Дональд Трамп, как и обещал, ввел тарифы против Мексики, Канады и Китая. На очереди ЕC и БРИСК.

В начале февраля 2024 года новоиспеченный глава Белого дома Дональд Трамп подписал указ о введении тарифов на товары трех крупнейших торговых партнеров США. Импорт из Канады и Мексики будет облагаться тарифом в 25%, а товары из Китая – 10%. На энергоносители из Канады будет действовать более низкий 10-процентный тариф.

Новая политика также отменяет торговую льготу «de minimis», которая позволяла посылкам стоимостью менее $800 ввозиться в США без пошлин. Это положение, действующее с 1930-х годов, недавно вызвало критику. В сентябре прошлого года администрация Байдена предприняла шаги по ограничению того, что она назвала «чрезмерным использованием и злоупотреблением» de minimis, утверждая, что это позволяет китайским фирмам электронной коммерции продавать товары по более низким ценам и что такие грузы проходят минимальную документацию и проверку, что вызывает опасения по поводу безопасности.

Трамп также предупредил о возможных дополнительных тарифах, заявив, что налоги на импорт в Евросоюз «определенно будут введены». Что касается торговли с Британией, он отметил, что эта страна «перегибает палку», но выразил оптимизм, что соглашение может быть достигнуто без тарифов.

Как тарифы могут повлиять на Китай, Канаду и Мексику?

Тарифы окажут более заметное воздействие на Канаду и Мексику, так как эти страны сильно зависят от торговли вообще, и с США в частности. Торговля составляет около 70% их ВВП, при этом более 80% экспорта Мексики и 70% экспорта Канады направляются в США. Мексика, где экспорт играет важную роль в экономическом росте, может понести значительные потери, особенно в автомобильной и энергетической отраслях. Тариф в 25% может снизить ВВП страны на 16%, поскольку почти 80% из 2,5 млн. автомобилей, экспортируемых в США, приносят доходы свыше $50 млрд. Энергетический сектор также пострадает: США покупают около 60% экспортируемой Мексикой нефти. Увеличение цен на топливо может привести к инфляции и замедлению роста экономики.

Канада столкнется с аналогичными угрозами, особенно в энергетическом секторе, поскольку 80% ее экспорта нефти на сумму более $100 млрд. в год направляется в США. Тарифы на промышленную продукцию и сырье могут ещё сильнее ударить по канадской промышленности, которая зависит от спроса со стороны США. Общее замедление экономического роста может ослабить канадский доллар, что сделает импорт дороже. Прогнозируемый рост ВВП Канады в 2024 году на уровне 1,5% может на деле смениться снижением из-за сокращения объемов торговли.

Китай, в свою очередь, в меньшей степени зависит от торговли с США: его экспорт в США составляет около 17% от общего объема поставок. За последние два десятилетия доля торговли в ВВП Китая снизилась с более чем 60% в начале 2000 до примерно 37% сегодня, поскольку Пекин ориентирован на развитие внутреннего производства и потребления. Тарифы в размере 10% могут затронуть такие отрасли, как электроника, текстиль и мебель, но Китай уже переориентировал экспорт на другие рынки, включая ЕС и Юго-Восточную Азию.

С 2016 года доля Китая в мировой торговле увеличилась на 4%, в то время как доля США снизилась, что повышает устойчивость Китая к американским тарифам. Однако длительная торговая напряженность может замедлить рост китайского экспорта, который в 2023 году составил $3,4 трлн.

Как тарифы могут повлиять на Соединенные Штаты?

Новые тарифы могут оказать значительное влияние на американский импорт, который превышает $1,3 трлн. из Канады, Китая и Мексики. Согласно оценкам Bloomberg Economics, эти тарифы могут сократить общий объем импорта на 15%, в то время как Tax Foundation прогнозирует, что они могут принести около $100 млрд. ежегодного дохода для федерального бюджета. Однако такие меры могут нарушить цепочки поставок, увеличить расходы для бизнеса, привести к сокращению рабочих мест и росту цен для потребителей.

Особенно пострадают автомобильная, энергетическая и пищевая отрасли. Цены на бензин на Среднем Западе могут вырасти на 50 центов за галлон, поскольку Канада и Мексика обеспечивают более 70% импорта нефти в США. Также автомобильная промышленность столкнется с повышением затрат, так как 25% тарифов на канадские и мексиканские товары могут увеличить стоимость некоторых из 16 млн. автомобилей, ежегодно продаваемых в США, на $3 тыс. Кроме того, могут подорожать продукты питания, так как Мексика поставляет более 60% овощей и почти половину фруктов и орехов, импортируемых в США.

Несмотря на эти проблемы, США остаются менее зависимыми от торговли, чем многие другие промышленно развитые страны. Импорт и экспорт составляют лишь 25% от ВВП страны, и США получают товары из разных стран, что снижает зависимость от какого-либо одного торгового партнера.

Риски и возможности

Новые тарифы приведут к появлению победителей и проигравших в различных секторах экономики. Давайте рассмотрим их.

Такие технологические компании, как Apple и Tesla, окажутся в числе наиболее пострадавших из-за их зависимости от китайских компонентов. Apple может столкнуться с повышением стоимости iPhone и MacBook, а производственные расходы Tesla могут вырасти из-за импорта батарей. Nvidia также может почувствовать давление, но ее доминирующее положение в области чипов искусственного интеллекта дает ей ценовую власть. С другой стороны, Microsoft пострадает меньше, поскольку ее основной бизнес в большей степени зависит от программного обеспечения и облачных сервисов.

Автомобильная промышленность – одна из самых уязвимых, особенно такие компании, как Ford, GM и Stellantis, которые зависят от Мексики в плане поставок деталей, которые многократно перемещаются через границу перед окончательной сборкой. Поставщики, такие как BorgWarner и Aptiv, также столкнутся с более высокими затратами. Между тем, европейские бренды, такие как Volkswagen и BMW, могут пострадать, если торговая напряженность распространится.

Домостроители могут столкнуться с ростом цен на материалы, поскольку большинство американских пиломатериалов из хвойных пород древесины поступает из Канады и Мексики. Это может замедлить реализацию новых жилищных проектов и нанести ущерб таким компаниям, как Lennar и D.R. Horton. Розничные сети, такие как Home Depot и Lowe's, также могут ощутить на себе влияние роста расходов на строительство.

В сельскохозяйственном секторе, вероятно, будет наблюдаться инфляция цен на продукты питания, поскольку Мексика поставляет большую часть импортируемых в США овощей. Такие компании, как Chipotle, могут столкнуться с повышением цен на авокадо, а продуктовым сетям, например Kroger, придется приспосабливаться к растущим издержкам. Американские фермеры также могут столкнуться с ответными тарифами, что сделает экспорт в Канаду и Мексику менее конкурентоспособным.

Энергетические компании, такие как ExxonMobil и Chevron, могут столкнуться с трудностями, если тарифы нарушат импорт сырой нефти из Канады, которая поставляет более половины американского импорта. В то же время компании, работающие в сфере возобновляемой энергетики и зависящие от китайского импорта, такие как First Solar и Enphase, также могут столкнуться с проблемами.

В целом, предприятия с сильной ценовой политикой могут справиться с ситуацией лучше, в то время как компании, сильно зависящие от импорта, пострадают больше всего.

Зачем торговые войны Трампу?

Тарифная политика Трампа уже привела к падению канадского доллара, снижению курса криптовалют и росту цен на нефть, но это лишь начало.

Декларированная цель Трампа – вернуть часть производства в США. Для этого ослабляется промышленность ЕС (через санкции и войну), а внутри страны создаются выгодные условия для производителей.

Страны, имеющие положительное торговое сальдо с США, вынуждаются покупать американские товары, иначе их доступ к американскому рынку будет ограничен тарифами. По сути, рынок США используется как инструмент давления: хочешь поставлять свою продукцию без пошлин – покупай американское, даже если это дорого.

Этот агрессивный экономический торг угрожает стабильности мировой экономики, где выживут только сильнейшие, и, похоже, что к этому Трамп и идет.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Nissan и Honda завершили переговоры о слиянии Nissan и Honda завершили переговоры о слиянии Nissan и Honda прекратили переговоры о возможном слиянии, которое могло бы создать автопроизводителя стоимостью $60 млрд, но острые разногласия между сторонами привели к провалу сделки. Это событие усиливает неопределенность для Nissan, который продолжает бороться с последствиями многолетнего кризиса, и подчеркивает вызовы, стоящие перед традиционными автопроизводителями, поскольку китайские конкуренты стремительно захватывают рынок электромобилей. Акции Robinhood взлетели на волне криптобума и рыночного оптимизма Акции Robinhood взлетели на волне криптобума и рыночного оптимизма Акции инвестиционной платформы Robinhood подскочили более чем на 13% в ходе торгов на премаркете в четверг после публикации рекордных финансовых результатов за четвертый квартал 2024 года. Рост котировок стал реакцией на возрождение активности розничных инвесторов, подогретое ралли криптовалют и акций, а также ожиданиями смягчения регуляторного давления на цифровые активы. Barclays не смог впечатлить инвесторов Barclays не смог впечатлить инвесторов Акции британского банка Barclays упали более чем на 5% в первые часы торгов в четверг, несмотря на рост прибыли до налогообложения на 24% в 2024 году. Финансовые результаты за 2024 год и обновленные цели на 2025-й не смогли удовлетворить ожидания рынка, что спровоцировало коррекцию котировок. Падение произошло даже после того, как банк превысил прогнозы по ключевым показателям, что подчеркивает осторожность инвесторов в условиях неопределенности.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)