При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Virgin Galactic (SPCE) находится на переломном этапе своей истории, стремясь воплотить амбициозную идею коммерческих космических полетов в реальность.
Для достижения своих целей компания запустила масштабную стратегию развития. Это включает создание новых кораблей Delta и увеличение частоты запусков. Главная цель – привлечь состоятельных клиентов и укрепить финансовое положение.
Основное внимание Virgin Galactic сейчас направлено на увеличение числа коммерческих запусков и создание новых кораблей. Если всё пойдет по плану, то летом 2026 года компания собирается выполнить полёт с научной нагрузкой, при этом заказчик пока официально не назван. Осенью того же года запланирован первый коммерческий рейс новой модели корабля. После него компания проведет исследовательскую миссию, а затем отправит в космос частных астронавтов.
Сейчас у компании в эксплуатации корабль Unity. С этим кораблем было выполнено 12 миссий. На этом, думаем, все с Unity. Руководство уже признало, что эта модель не подходит для масштабных запусков, поэтому корабли этого типа решили полностью вывести из эксплуатации.
Заменят Unity моделью Delta, которая рассчитана на шесть пассажиров, тогда как Unity, только на четырёх. Кроме того, он требует меньше обслуживания, что позволит проводить запуски еженедельно. Скорее всего, планируется построить два корабля Delta, стоимость каждого составит $50–60 млн., при этом каждый рассчитан на 500 миссий, что делает проект потенциально рентабельным. Тем не менее, достижение цели в 125 запусков ежегодно, то есть одного запуска каждые три дня, представляет собой серьёзный вызов.
Справится ли Virgin Galactic с таким масштабом задач? Для этого потребуется надежная работа всех систем и ускорение производственных процессов, что пока не подтверждено практикой. Правление компании возлагает надежды на ускоренную замену двигателей для повышения эффективности. Кроме того, компания использует унифицированную авионику и собственное программное обеспечение. Всё это призвано упростить обслуживание.
Virgin Galactic также рассчитывает к 2028 году вывести на рынок обновлённый носитель, похожий на VMS Eve, способный работать по более жёсткому расписанию. Eve уже прошел апгрейд, цель – до трёх запусков в неделю, хотя это остается под вопросом. Virgin Galactic рассматривает применение своих аппаратов в научных и военных проектах, одновременно изучая новые площадки для запусков. Эти шаги должны создать стабильную выручку в будущем, но провал по срокам или результативности может подорвать финансы.
Конец 1-го квартала 2025 года Virgin Galactic завершила с примерно $567 млн. в наличности и ликвидных активах, из которых около $31 млн. было привлечено через размещение акций. При этом долг компании превышает $400 млн. и подлежит погашению в начале 2027 года, что создает дополнительное финансовое давление.
Однако благодаря снижению операционных расходов до $70–80 млн. в квартал против прежних $100–120 млн., а также наличию достаточного кэша, долг можно считать в некотором смысле «отрицательным», поскольку текущие средства покрывают обязательства.
За 1-й квартал компания получила около $500 тыс. выручки – в основном за счет предоплат за будущие полеты и мероприятия. При этом во 2-м квартале 2025 года ожидается снижение выручки до примерно $400 тыс., что не покрывает значительные расходы. Операционные затраты за отчетный период составили $89 млн. – на 21% меньше по сравнению с прошлым годом. Свободный денежный поток остался отрицательным – минус $122 млн., что объясняется как временными инвестициями, так и постоянными операционными расходами.
В прогнозах на 2-й квартал ожидается уменьшение убытков до $105–115 млн. с дальнейшим улучшением финансовых показателей к концу года. Половина расходов в 2025 году приходится на разовые инвестиции в оборудование, инфраструктуру и производство первых двух кораблей Delta.
В перспективе компания рассчитывает продавать билеты по цене свыше $600 тыс. за штуку и надеется формировать предзаказы на 1–2 года вперед, что потенциально может обеспечить сотни миллионов долларов в виде депозитов. Тем не менее, остается неясным, удастся ли Virgin Galactic выйти на прибыль до наступления срока погашения долга. Рыночная капитализация компании упала до примерно $100 млн., а с начала 2024 года стоимость акций снизилась еще на 90%.
Рынок коммерческого космоса становится все более насыщенным и конкурентным. Помимо Virgin Galactic, свои проекты развивают такие крупные игроки, как Blue Origin с их суборбитальным кораблем New Shepard и SpaceX, ориентированная на межпланетные миссии и более масштабные космические полёты. Virgin Galactic пытается занять уникальную нишу, делая ставку на регулярность запусков и комфортный опыт суборбитальных путешествий. Однако технологические сложности, необходимость строгого соблюдения стандартов безопасности и зависимость от регуляторов создают серьёзные препятствия.
Virgin Galactic ожидает до $450 млн. выручки от полетов первых кораблей, но есть сомнения в способности Eve справиться с необходимым объемом полетов. В прошлом компания не раз срывала собственные обещания, из-за чего доверие инвесторов заметно снизилось. Сегодня космическая отрасль в основном остаётся областью государственных проектов и научных исследований, финансируемых такими организациями, как NASA, а не частной коммерцией.
Даже при росте доходов на сотни миллионов долларов путь к прибыльности может быть долгим. Ключевым моментом остаётся скорость выхода на операционную устойчивость – с учётом текущей оценки и баланса.
Последний рост акций показал, что рынку достаточно убедительной истории, чтобы резко изменить настроение акционеров. Это может помочь в привлечении капитала и поддержке роста. Однако при таком количестве рисков даже успешные запуски в 2026 году могут не дать долгосрочного эффекта для котировок.
Поэтому в целом биржевые перспективы компании остаются туманными.
обсуждение