При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Google, дочерняя компания Alphabet, – мировой технологический гигант, известный прежде всего своим доминированием в сфере онлайн-поиска. Однако его деятельность выходит далеко за рамки этой сферы: основными направлениями бизнеса являются облачные вычисления, цифровая реклама, а также различные инновационные проекты, такие как автономное вождение и «умные» устройства. Недавно компания попала под пристальное внимание властей из-за обвинений в монополистической практике, особенно в рекламных и поисковых подразделениях. Представляют ли эти проблемы серьезную угрозу для Google?
Монополия Google под угрозой
5 августа 2024 года судья Амит Мехта вынес решение по делу, возбужденному министерством юстиции США и 11 штатами против Google в соответствии с антимонопольным законом Шермана. Судья пришел к выводу, что Alphabet обладает монополией в двух основных областях: общие поисковые системы и поисковая текстовая реклама (объявления, показываемые в верхней части результатов поиска).
В постановлении говорится, что Google поддерживает монопольную власть за счет ограничительных контрактов с компаниями, включающими поисковую систему в свои продукты, такими как Apple, Mozilla, различные производители Android-устройств и американские операторы связи.
Это решение может стать прецедентом для будущих антимонопольных расследований и судебных процессов против других крупных игроков на рынке технологий. Ужесточение регулирования, направленное на борьбу с монополиями, может повлиять не только на Google, но и на такие компании, как Amazon, Meta (признана экстремистской и запрещена в России) и Microsoft, которые также доминируют в своих сегментах.
Министерство юстиции США инициировало антимонопольный иск против Google, в первую очередь, сфокусировавшись на ее доминирующем положении на рынке поисковых систем и текстовой рекламы. Хотя, в соответствии с антимонопольным законом Шермана, компания не является монополистом, она становится нарушителем, когда компания использует свою монопольную власть для препятствования конкуренции, в чем и обвиняют Google.
В деле против Google подчеркивается ее подавляющая доля на рынке поисковых систем общего назначения, где она контролирует более 89% поисковых запросов, причем на мобильных устройствах эта цифра возрастает почти до 95%. Таким образом, конкуренты, такие как Bing и DuckDuckGo, занимают очень небольшие доли рынка. Кроме того, существуют значительные барьеры для входа новых конкурентов, включая высокие капитальные затраты и стоимость разработки, что делает практически невозможным для стартапов или даже таких крупных компаний, как Apple, бросить вызов Google в этом пространстве.
Более того, доминирующее положение Google распространяется и на поисковую текстовую рекламу, где его доля рынка составляет около 88%. Этот аспект ее бизнеса также находится под пристальным вниманием юристов, поскольку контракты компании с другими фирмами, такими как Apple и производители устройств на базе Android, якобы препятствуют честной конкуренции.
Иск вызывает опасения, не поддерживает ли Google незаконно свою рыночную власть с помощью этих контрактов. Не разделят ли компанию на несколько частей, чтобы снизить ее влияние. Есть мнение, что эта ситуация может быть не столь угрожающей для компании, как кажется. Прошлые антимонопольные дела, такие как дело против Microsoft в конце 1990-х годов, показывают, что разделение крупной технологической компании – сложный юридический процесс. Microsoft, которой однажды было предписано разделиться, в итоге осталась целой после того, как решение было отменено.
Что меняет судебный процесс
Помимо дела о интернет-поиске, Google обвиняется в секторе рекламных технологий, где она якобы сохраняет несправедливое преимущество, контролируя всю рекламную систему. Минюст предлагает такие меры, как прекращение эксклюзивных контрактов и повышение прозрачности алгоритмов.
Хотя эти иски затрагивают важные аспекты деятельности Google, эксперты считают, что непосредственное финансовое воздействие будет ограниченным. Однако долгосрочные изменения могут изменить ландшафт цифровой рекламы и привести к появлению новых конкурентов.
Следующее судебное обсуждение назначено на 25 ноября, а окончательное решение ожидается в конце этого или начале следующего года. Тем временем инвесторы, скорее всего, сосредоточатся на предстоящих квартальных результатах Google: аналитики прогнозируют высокие показатели в сфере рекламы и облачных сервисов, чем на этом судебном разбирательстве.
Под давлением антимонопольных расследований, Google может сосредоточиться на диверсификации и инновационных проектах вне поискового и рекламного бизнеса. Например, усиление внимания к облачным сервисам, автономным автомобилям и «умным» устройствам может стать важным шагом для смягчения последствий регулирования. Компании придется искать новые источники доходов и способов сохранить свои лидерские позиции на других рынках, что откроет новые возможности для роста.
Существует несколько возможных сценариев будущего Google, особенно в свете продолжающихся антимонопольных проблем. Один из них заключается в том, что Google, возможно, придется расторгнуть контракты, согласно которым ее поисковая система будет использоваться по умолчанию на различных устройствах.
Такое изменение может привести к значительному снижению количества поисковых запросов – по оценкам аналитиков, только для Apple это снижение может составить 60-80%, что приведет к потере доходов Google на $28-32 млрд., а Apple – на $20 млрд.
В качестве альтернативы производители могут ввести экран выбора поисковых систем по умолчанию. Это изменение, скорее всего, окажет минимальное влияние на долю Google на рынке, поскольку большинство пользователей все равно выберут поисковую систему Google.
Наиболее радикальным исходом может стать разделение некоторых подразделений Google, таких как Chrome или Android. Хотя это может со временем ослабить позиции Google на рынке и затруднить получение прибыли от поиска, эксперты считают этот сценарий менее вероятным, чем другие.
В ходе судебного разбирательства Минюст планирует представить дополнительные предложения к концу ноября 2024 года, а у Google есть время ответить на них до 20 декабря 2024 года. Слушания по заключению назначены на 7 марта 2025 года, окончательные слушания пройдут в мае, а решение ожидается в августе.
Тем временем акции Google за первые девять месяцев этого года подорожали на 17,3%, что является одним из самых слабых показателей в технологическом секторе за 2024 год. Опасения инвесторов по поводу этих юридических проблем, вероятно, способствовали такой низкой динамике.
Однако аналитики ожидают, что предстоящие результаты третьего квартала могут стать переломным моментом для Google, в частности, благодаря сильному росту облачных сервисов за счет искусственного интеллекта.
Несмотря на продолжающиеся антимонопольные проблемы, Google остается одной из самых богатых наличностью компаний в США, а ее акции в настоящее время торгуются с более низкой оценкой по сравнению с конкурентами. Это представляет собой привлекательную возможность для инвесторов, желающих вложить средства в одного из ключевых игроков в сфере искусственного интеллекта.
обсуждение