Пятница, 19.12.2025
×
Россия, биржа: итоги 2025 / Биржевая среда с Яном Артом

На живца

Аа +
+32 -0
4
Ян Арт,
главный редактор Finversia

На что ловить клиента – этот вопрос волновал 1,5 тысячи российских банков десять лет назад. Волнует оставшуюся треть и сегодня.

Первые пять лет ответ искался в диапазоне цен. Потом, когда возможности маневра на сем поприще сузились до минимального, - в сфере технологического развития. Банк 3.0. Поколение Зю. Диджитал. Маркетплейс. Блокчейн. Геймизация. Продвижение в соцсетях. Современный банк – это не банк, а ИТ-компания, оказывающая финансовые услуги… Сколько копий на эти темы сломаны, сколько человек-часов презентаций и выступлений. Модно. И ИТ-компании горячо поддерживают. Кто не успел купить «новацию», тот проиграл конкуренцию... Плюс вечно «передовой» Греф, который уже во втором десятилетии XXI века сумел справиться с «умиранием» банка на время обеденного перерыва, - всегда добавит на ту же тему… И профессиональные масс-медиа пишут… Словом, «шумим, братцы, шумим».

По инерции – до сих пор очень многие шумят на эту изрядно поднадоевшую тему. Может – инерция. Может – потому что больше ничего не умеют. Может – привыкли получать зарплату за шум на тему «современного банкинга».

Апологеты «развития» банкинга любят вспоминать фразу, которую приписывают Биллу Гейтсу: «Банки отомрут: людям не нужны банки, им нужны банковские услуги». Фраза столь же претенциозная, сколь и бессмысленная. Поскольку ее с равным успехом можно применить к чему угодно. Людям не нужен Майкрософт, им нужно, чтобы компьютер работал... Людям не нужен Убер или Яндекс, им нужно доехать на удобном такси... Людям не нужна проституция, им нужно… Ну, в общем, вы меня поняли.

Забавно, но единственным реальным продуктом тренда под названием «Подпрыгиваем по поводу банкинга будущего» стало появление полноценного дистанционного банковского обслуживания. То есть в сухом остатке – решена проблема, которая является ключевой для многих бизнесов, сервисов, продаж и т.д. и т.п., - проблема последней мили. Теперь все можно делать, никуда не ходя. А уж посредством компьютера или посредством телефона – это кому как удобно. Если для меня окончательное и бесповоротное решение проблемы последней мили – в интернет-банкинге, то вы уже не сделаете никакой революции никаким мобильным приложением. Ни какой геймизацией (о ней, кстати, к счастью почти забыли). Это уже будет попытка взбивать пену позавчерашнего прилива.

И вот – цены продуктов у всех примерно одинаковы. Все примерно одинаково супер-пупер современны. Обдиджиталились в равной степени. Плюс-минус лишняя кнопка. Ну, там электронный консультант кое у кого попискивает. А у других – еще и сводка погоды. И что далее? Вопрос остался: «на что ловить?».

Вспоминаю собственную историю обретения того банка, который меня устраивает. Для ясности – это Абсолют банк. Купился на обслуживание – на улыбки, на интеллигентность, на качество человеческих коммуникаций менеджеров. Через какое-то время – очень захотелось полноценного интернет-банкинга. А его у «Абсолюта» в ту пору не было. Предправ банка как-то сказал: подождите примерно полгода. Ждал больше года (ну, дедлайны ИТ-задач – это вам не расчет отправки марсохода, тут со сроками никогда не угадаешь). Дождался. С удовольствием пользуюсь полноценным ДБО. Не хуже, чем у других (наверное, дотошно не сравнивал). К чему эта история? К тому, что, оказывается, техническое отставание – не обязательно проигрыш в борьбе за клиента. Что качество контактов с клиентом в банке было поставлено так, что клиент был готов ждать больше года, пока его банк догонит остальных. То есть выигрыш конкуренции - в коммуникациях. Такой вот банальный вывод. За пять веков банкинга - ничего не изменилось. Люди. «Кадры решают все». Ну и прочие тезисы, подтверждающие эту нехитрую мысль.

Фейсбук ее уже подтвердил. Сколько было шуму и гаму на тему «Соцсети – это инновационный путь продаж, продвижения, маркетинга и проч.». Банки, компании наоткрывали корпоративных страниц в соцсетях. Что-то только там не вытворяли. Закончилоь – у всех без исключений – пшиком. Вялая группа «френдов». Десяток лайков под постами, из которых 90 процентов ставится собственными сотрудниками. И все. Если же есть яркий человек – в банке ли, компании ли – тысячи френдов, битвы комментариев, сотни лайков. Ответ, полагаю, ясен, - человек нужен. Человек интересен. Человека ищут.

Что же до формул Гейтса… Когда-то они уже были. Мол, с появлением кинематографа отомрут театры. Не отмерли. А на вопрос: «Вам нужны театры или кино?» - ответ очевиден: «Нам нужны актеры».

Не знаю, сколько еще времени уйдет на угар «диджитализации». Сколько еще «электронных приблуд» подадут как «банкинг нового типа». Стопроцентно уверен лишь в одном: возвращение к человеку неизбежно. Лучше всего ловится на живца.

 

P.S. Материал подготовлен для журнала «БДМ. Банки и деловой мир».

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все оценки »
+32 -0
2226
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Азиатские рынки завершили торги ростом на фоне ожиданий смягчения монетарной политики ФРС Азиатские рынки завершили торги ростом на фоне ожиданий смягчения монетарной политики ФРС Фондовые рынки Азии завершили сессию пятницы уверенным ростом, отыгрывая позитивную динамику на Уолл-стрит и снижение инфляционного давления в США. Инвесторы позитивно отреагировали на сигналы о возможном продолжении смягчения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системой (ФРС). Банк Японии повысил ставку до самого высокого уровня за последние 30 лет Банк Японии повысил ставку до самого высокого уровня за последние 30 лет Банк Японии повысил ключевую процентную ставку до уровня, которого страна не видела с середины 1990-х годов. Решение, принятое единогласно, закрепило повышение краткосрочной ставки с 0,5% до 0,75% и стало первым ужесточением денежно-кредитной политики с января. Тем самым японский регулятор продолжил последовательный демонтаж сверхмягкого курса, который на протяжении многих лет поддерживал экономику нулевыми и отрицательными ставками. FedEx превзошла прогнозы рынка FedEx превзошла прогнозы рынка Американская FedEx Corp., входящая в число крупнейших мировых игроков транспортно-логистического сектора, во втором квартале 2026 финансового года продемонстрировала заметный рост ключевых финансовых показателей. Компания увеличила как чистую прибыль, так и выручку, при этом скорректированные результаты существенно опередили ожидания аналитиков.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)