Среда, 19.03.2025
×
Обман в финансах. Грамота без мозгов не поможет

Доброе утро, Сбербанк!

Аа +
+27 -0
6
Владислав Лейбов,
финансовый аналитик

Слон сможет танцевать и во время застоя экономики.

В начале декабря Сбербанк отметил большую дату – десятилетие пребывания Германа Грефа во главе главного госбанка страны. А буквально на днях Герман Греф представил в Лондоне новую стратегию развития Сбербанка.

Конечно, невозможно в коротких статьях оценить все стороны развития такого огромного бизнеса каким является Сбербанк в России. Думаю, ни один человек со стороны не может компетентно оценить все направления развития банка под руководством Германа Грефа за последние 10 лет. Скажу больше – мало кто в руководстве самого Сбербанка справился бы с такой многогранной задачей. Слишком большой путь за 10 лет пройден банком.

Но заметно, что многие авторы хвалебных отзывов давненько не захаживали в ближайшее отделение Сбербанка в часы пик, предпочитая смотреть на Слона с восхищением, но с безопасного расстояния. Иначе отзывы о побежденных очередях в отделениях банка заметно бы поблекли. Можете проверить сами – очереди в отделениях Сбербанка есть до сих пор. Но теперь очереди выстраиваются не только к операционистам банка, но и к банкоматам с терминалами.

Я бываю в нескольких соседних отделениях и имею возможность видеть их работу в разное время и с разной загрузкой. Скажу прямо - Сбербанку еще есть, над чем поработать. Зайдите в отделение банка – и вы сами в этом убедитесь.

В борьбе с наличными деньгами Сбербанк за последний год резко сократил в отделениях число банкоматов, выдающих и принимающих наличные. В итоге в некоторых отделениях остался только один такой исправный банкомат, к которому в любое время дня стоит очередь. Неработающие банкоматы, очереди к операционистам, регулярные сбои в работе банкоматов и систем ДБО, жалобы владельцев малого бизнеса на неожиданную приостановку работы расчетных счетов – все это тоже Сбербанк сегодня.

Я не могу детально оценить, насколько улучшились IT-системы Сбербанка за 10 лет. Как клиент банка я думаю, что Сбербанк ценой затраты беспрецедентных для российского банковского рынка средств смог догнать в работе систем ДБО многие коммерческие банки страны.

Отзывы специалистов на тему продвинутости IT-технологий Сбербанка я встречал диаметрально противоположенные. В том числе – и негативные отзывы экс-сотрудников «Сбертеха» об эффективности работы этой огромной в масштабах российского IT-рынка компании. Но факт, который могут ощутить все клиенты Сбербанка - масштабные сбои в работе систем ДБО до сих пор происходят не редко. Что творится в это время в отделениях банка – нужно видеть самому.

Малый бизнес сегодня на Сбербанк жалуется, но не больше, чем на другие крупные банки. Бизнес средний и корпоративный Сбербанк любит. Несмотря на неповоротливость, Сбербанк, по отзывам самих бизнесменов – хороший долгосрочный партнер. Да, решения принимаются не быстро, особенно в регионах. Но если вы прошли все круги бюрократии банка, то условия для крупных компаний в Сбербанке весьма привлекательные.

Что касается кадровой политики Грефа, то она весьма жесткая. Об этом говорит хотя бы тот факт, что из пришедших 10 лет назад вместе с Грефом в банк топ-менеджеров до сегодняшнего дня доработали единицы. Перейдя из госструктур в Сбербанк, Герман Греф проводил реформы железной рукой, из ярого либерала превратившись в жесткого менеджера.

Возможно, по-другому проведение столь масштабных реформ в Сбербанке было бы и невозможно. Но в результате за бортом оказалось множество вполне достойных сотрудников. Подобный стиль управления был характерен, например, для Стива Джобса, которого Греф не раз приводил в качестве примера эффективного топ-менеджера компании. Стремление максимально заменить «живых» сотрудников банка роботами прекрасно вписывается в подобный стиль управления. Роботы могут работать круглосуточно, не жалуются на условия труда в офисе и не требуют регулярного повышения зарплаты.

Сравнивать успешность работы Сбербанка и любого крупного частного банка в России мне кажется некорректным. Слишком разные условия созданы сейчас в России для их работы. Это проявляется даже в официальных условиях работы с госкомпаниями. Самая низкая цена ресурсов на рынке и возможность предложить клиентам – как корпоративным, так и частным - самые низкие в стране ставки по кредитам является мощным преимуществом в конкурентной борьбе. Не менее мощным преимуществом является огромная сеть отделений.

Внедрив в Сбербанке современные системы IT и управления рисками, которые давно уже работали в частных банках, Греф смог в полной мере использовать особое положение Сбербанка на рынке. Но в последние 4 года, после начала зачистки Центробанком рынка от вызывающих у него сомнения частных банков, позиция Сбербанка в конкурентной борьбе стала особо выгодной.

Потерявшие более триллиона рублей в банках с отозванными лицензиями предприниматели и рядовые россияне приходят на обслуживание в Сбербанк как в последнее пристанище во время разразившейся финансовой бури. Такого явного преимущества на российском банковском рынке у Сбербанка не было, пожалуй, с момента банкопада 1998 года. Нужно отдать должное Герману Грефу – руководимый им банк максимально использует все преимущества для отбора лучших клиентов и максимального удешевления привлеченных вкладов населения. Система ограничения максимальных ставок вкладов в банках, которую ввел Центробанк, тоже играет на руку крупнейшим банкам страны и не позволяет частным банкам переманивать вкладчиков повышенными процентными ставками.

Кроме того, объем резервов по проблемным активам, возможно, меньше, чем в частных банках. А с 2018 года Центробанк официально разрешил Сбербанку оценивать кредитные риски на основе внутренних рейтингов, что позволит банку получить дополнительную экономию на создании резервов и показать еще бОльшую прибыль. Поэтому рекордная прибыль Сбербанка вполне объяснима.

Если сравнивать успешность Сбербанка и частных банков некорректно, то сравнение с другими госбанками, например, группой ВТБ и Россельхозбанком вполне допустимо. И тут Сбербанк под руководством Грефа явно в выигрыше.

У Сбербанка не только выше прибыльность работы, но и во время экономических кризисов он получал помощь государства в сравнительно небольшом объеме. А в кризис 2014 года не получал помощь вовсе. Это, безусловно, говорит о лучшей отлаженности системы риск-менеджмента Сбербанка и об умении его руководства лучше руководства других госбанков противостоять участию в заведомо проблемных госпроектах.

Явных провалов Сбербанка за последние 10 лет было немного. К ним можно отнести, например, попытку выхода на зарубежные рынки. И если в Турции шансы Сбербанка еще не утеряны окончательно, то вложения в Евросоюзе и на Украине оказались убыточными.

Новая стратегия развития, представленная Грефом в Лондоне, предполагает конкуренцию Сбербанка с крупнейшими IT-компаниями. В реальности это будет выглядеть вовсе не как превращение банка в российский Google.

Сбербанк планирует вместе с российскими IT-компаниями использовать свою многомиллионную армию клиентов для продажи различных нефинансовых услуг – от выдачи паспортов, регистрации недвижимости и продажи турпутевок до оказания услуг дистанционной медицины в отделениях. Новая стратегия рассчитана всего на 3 года. Так что результат превращения отделений Сбербанка в филиал турагентства и районной поликлиники мы все увидим очень скоро.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все оценки »
+27 -0
3317
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

ФРС сохраняет курс на смягчение денежно-кредитной политики ФРС сохраняет курс на смягчение денежно-кредитной политики На заседании в среду Федеральная резервная система (ФРС) оставила ключевую процентную ставку без изменений в диапазоне 4,25%-4,50%, подтвердив ожидания рынка. Однако главным сюрпризом стало сохранение прогноза о снижении ставки на 0,5 процентного пункта к концу 2025 года, несмотря на пересмотренные оценки роста инфляции и замедления экономики. Это решение отражает уверенность регулятора в способности контролировать инфляцию в среднесрочной перспективе, даже несмотря на новые вызовы, связанные с торговой политикой администрации Трампа. Участники рынка ожидают выхода отчетности ММК Участники рынка ожидают выхода отчетности ММК Биржевые аналитики прогнозируют сокращение инвестиционной программы компании, что обеспечит более высокий денежный поток. General Mills ухудшила годовые прогнозы General Mills ухудшила годовые прогнозы Компания General Mills в среду снизила прогноз по годовому объему продаж и прибыли, столкнувшись с падением спроса на соленые снеки и корма для домашних животных в Северной Америке на фоне растущей конкуренции со стороны частных марок. Кроме того, компания не оправдала ожидания аналитиков по объему продаж в третьем квартале, что привело к снижению стоимости ее акций в начале торгов.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)