Вторник, 03.12.2024
×
Виновники падения рубля. Рост цен, которого нет. Замена банкнот. Экономика за 1001 секунду

Хождение банков в народ

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

На банковскую тему натолкнуло меня бесконтрольное смотрение телевизора. Не то, чтобы я уж очень его любила, но так получилось. Рецензировать качество телепередач не собираюсь, ибо неизгладимое впечатление на меня произвели вовсе не они, а реклама – банковских продуктов, и не только.

Аттракцион неслыханной щедрости

Охота на клиента продолжается, и тут все способы хороши. Никакие фильтры не спасают от назойливых звонков. Вот интересно: кто-нибудь дослушивает до конца бездарные скрипты, которые ведь кто-то пишет, да ещё и деньги хорошие за это имеет? Однако банкам, как известно, на собственное продвижение денег не жалко. Кому в пандемию кризис, а банкам – самое время пиариться. По данным отчётности, в 2021 году расходы «золотой дюжины» системно значимых банков на рекламу выросли в полтора-два раза. В том числе и на самую дорогую – телевизионную.

Щедрость кредитных организаций по отношению к потенциальным клиентам поистине неслыханная. Чего стоит только дармовая тысяча рублей, которую ВТБ обещает всем, кто переведёт деньги на его счёт. Всеми любимый бывший телеведущий Николай Дроздов с лукавой улыбкой предлагает эту операцию двум пенсионеркам-сплетницам, намекая, что, мол, теперь-то они разбогатеют. Уж не знаю, что за представления о бытии пенсионеров у креативщиков ВТБ, но эта их тысяча – просто на грани издевательства. Государство, и то подкинет старикам то пять, то десять тысяч рублей. Ничего взамен не требуя. Разве что (как следует из свежей столичной инициативы) прививку сделать. Банки же рассчитывают на новых клиентах что-то поиметь. За тысячу рублей? Полноте…

Вообще такое представление, будто банки просто упиваются собственной щедростью: бонусы, кэшбеки, длинные «зелёные» периоды и «нулевые» кредиты для бизнеса: бери – не хочу. Судя по длительности и настойчивости рекламных компаний, не очень-то хотят. Пока спасает ипотека – на её приходится львиная доля розничного кредитного портфеля. Правда, ипотечная география подгуляла – больше трети этих кредитов приходится на четыре региона, нетрудно угадать, на какие: Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург и, разумеется, Тюменская область. Это при том, что пока сохраняется в том или ином виде льготная госпрограмма. Но, если смотреть на жизнь трезво, то ипотеку берут главным образом люди состоятельные – например, по данным ВТБ, за девять месяцев банк выдал в три раза больше ипотечных кредитов, чем за те же три квартала прошлого года. И брали их главным образом обеспеченные люди на относительно дорогое жильё. Во всяком случае, молодой семье квартира от 12 миллионов рублей и выше – точно не по зубам.

Так что банки не горюют из-за пандемии. Если судить по отчётности, у них дела идут более, чем хорошо: прибыли за полгода триллион с лишком. А вы говорите, кризис. Это у вас кризис, а у банков всё в шоколаде. Может, и не у всех, но у «главных» – точно. С одной стороны, теперь не надо столько отчислять в резервы, с другой – проценты по кредитам, да хоть по той же ипотеке. Плюс комиссии, на которых банки научились неплохо зарабатывать. И вот здесь-то банковские карты – наше всё. Сравните: если процентные доходы в первом квартале выросли на 8,2%, то комиссионные – на 12,2%.

Само собой, на картах и главный рекламный акцент. Популярные и вышедшие в тираж звёзды, вчерашние кавээнщики, силиконовые девушки – все убеждают вас взять некую чудо-карту («не кредитка какая-то»), срочно перевести пенсию в банк, «у которого всё хорошо», и сулят прочие пироги и плюшки. Наверное, некоторая часть целевой аудитории на посулы ведётся. Но у меня почему-то они вызывают резкую реакцию отторжения. Ну не люблю я, когда мне «втюхивают». А вы – как хотите.

В каждой избушке – свои погремушки

Не факт, что прибыльный праздник продлится вечно. Пока многое складывается на руку банкам: экономика потихоньку восстанавливается, цены на углеводороды растут, на газ – так даже выходят за пределы разумного. С реальными доходами чуть сложнее – но и здесь есть некоторый рост, плюс опять же поддержка государством отдельных категорий граждан, например, семей с детьми и ветеранов. В какой-то мере это немного выравнивает спрос, чем и воспользовались банки, предлагая свои продукты. Простой психологический расчёт – как только в кармане нормального обывателя заводится стихийная денежка, он тут же начинает строить воздушные замки. И берёт под мечту кредит, будучи уверен, что как-нибудь да справится (не последний же подарок от правительства?). А если и не справится, придумают ещё какую-нибудь фишку для его спасения – реструктуризацию, например. А может, и вовсе спишут.

С другой стороны, и банки надеются, что их в случае чего в беде не оставят. А потом беда ещё когда придёт, а сегодня будут капать кредитные проценты. Поэтому необеспеченный потребительский кредит снова в тренде. В итоге к концу первого квартала нынешнего года закредитованность населения достигла рекордной по российским меркам цифры – 20,8 триллиона рублей.

Аналитики утешают: мол, по сравнению с другими странами это семечки. Да и доля просроченных кредитных платежей вроде снизилась. Так-то оно так, только арифметика тут не простая – дело в том, что новых кредитов выдаётся всё больше, и на этом фоне (когда эти займы ещё отдавать) цифра просрочки и выглядит более или менее терпимой. Скорее всего, когда подойдут сроки возврата, ситуация драматизируется. Не хотелось бы накликать беду, но пик выдачи кредитов в начале нынешнего года (тогда народ несколько успокоился на предмет коронакризиса) вполне может обернуться тоже пиком – только уже неплатежей. Тем более что пандемия никуда не ушла, а развернулась снова, да ещё и идёт по нарастающей – плевать вирусу и на карантины, и на вакцины. И хотя пока о полномасштабных локдаунах никто не говорит, вернувшиеся ограничения сводят на нет оптимизм малого бизнеса и простого обывателя.

То есть, какую бы «избушку» мы ни взяли: банковскую или потребительскую, в каждой из них свои проблемы, тесно завязанные между собой. Беспокойство, которое высказывают по поводу растущей долговой нагрузки населения финансовые и экономические власти, имеет под собой, к сожалению, все основания.

На фоне замерзающих европейских жителей и пустых полок в британских супермаркетах наши проблемы выглядят всё-таки вполне решаемыми. В конце концов, есть профицит бюджета, накоплен определённый жирок в государственной «кубышке», да и стратегия экономического развития направлена именно в сторону развития. Остановка за тактикой – насколько готовы региональные власти «сбивать масло». Впрочем, это уже из другой оперы…

Надоело нам мяукать…

Мы уже привыкли к тому, что конкурентные сражения на рынке разворачиваются между считанными игроками. А как иначе, если на десять крупнейших банков приходится ни много ни мало, а 87% всех активов сектора. Кстати, информация к размышлению: по итогам минувшего года активы топ-100 превысили объём ВВП страны.

Понятно, найдутся циники, объясняющие банковские успехи либеральной политикой регулятора и поддержкой государства, даром, что практически все банки «десятки» – по сути своей, государственные, как же им не помогать? Оставим за скобками вопрос о том, куда девается прибыль, и сколько денег идёт, например, в реальный сектор экономики. У нас теперь не то в предмете.

Поговорим о банковском творчестве. Нет, речь не о рекламе (ей я уже отдала должное в первой главке), а о том, как банки, извините за выражение, «креативят» в бизнесе. Если не ошибаюсь, творческий процесс начался с маркетплейсов. Сначала с завистью смотрели на успехи Amazon и eBay, потом появился российский Ozon, но банки в ту пору только начинали осваивать интернет-банкинг, набивая на этом пути кучу синяков и шишек. Не говоря уже о том, что большинству кредитных организаций он был просто не по карману, так что ваяли какие-то «самостроки», со всеми вытекающими последствиями. Во главе угла стояла всё та же благая цель – залучить как можно больше клиентов, не столько для их клиентского комфорта, сколько ради возможности продавать им всё новые продукты. Потому что они приносят дополнительные проценты и комиссии. Помнится, крупные банки зазывали журналистов на пресс-конференции, посвящённые очередной партнёрской программе, где оглушали перспективами приобретения бонусов или, к примеру, призовых миль – всё это, разумеется, при наличии карты этого банка. Когда же несколько оживился финансовый рынок, со своим проектом «Маркетплейс» вышел на рынок и регулятор, решивший взять под крыло многочисленных поставщиков разнообразных финансовых услуг. Честно говоря, за процессом я не очень следила, но вроде бы пока особых лавров этот проект не снискал. Работает себе и работает. Без шумного пиара.

Другое дело экосистема, о создании которой Герман Греф объявил, если не ошибаюсь, лет семь назад. Тогда широкая публика толком не понимала, почему вдруг биологический термин проник в сферу бизнеса, да ещё и банковского. Потом появились язвительные замечания типа «замяукали котята: надоело нам мяукать…». И были совершенно неправы, недооценив амбиции Сбербанка, а главное – его предприимчивого лидера. Тут гораздо более кстати цитата из Александра Пушкина: «Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках».

Надо сказать, сама по себе идея неплохая: сбить в один кулак вокруг главного банка страны сильные компании разной направленности – и получить некий синергетический эффект. Почему бы и нет?

Болезни роста или чрезмерный аппетит?

Метаморфозы, произошедшие со Сбербанком, я ощутила на собственном опыте, так как являюсь его клиентом ещё со времён сберкасс. Не потому, что привязана к нему, как ослик Иа к своему хвосту, просто сначала других банков не было, потом не стало чего сберегать, а оформляя пенсию, вняла строгому требованию дамы из пенсионного фонда: открыть вклад непременно в Сбербанке. Такое, знаете ли, было правило.

Короче говоря, вместе со всей гигантской клиентурой пережила я безразмерные очереди, бестолковых девушек разного возраста, неизбежную бумажную волокиту – и даже не заметила, как банк стал принципиально другим. За что, конечно, Грефу и его команде – честь и хвала. Мелочи типа постоянного обновления интерфейса в личном кабинете даже не упоминаю – наверное, ребята хотели как лучше, а получилось – что получилось.

Но вот как-то оказалась вместе с престарелой крёстной в одном из отделений в день выдачи пенсии. Очередь стояла на улице – не поверите, но далеко не у всех пенсионеров, особенно преклонного возраста, есть компьютер, и не все умеют управиться со смартфоном. Словом, моей высокой оценки работы Сбербанка крёстная и её соседи по очереди отнюдь не разделяют. Более того, половина из них банковской карты боятся, как чёрт ладана. Курьёзно? Может быть. Стоит, однако, вспомнить, что в стране полно мест, где широкополосного (да и любого другого) интернета не сыскать. И что пенсионеров в России больше 45 миллионов – иначе говоря. каждый третий. Остаётся надеяться, что экосистема Сбер (теперь уже, кстати, и не банк вроде) тоже это помнит.

Теперь, собственно, об экосистеме. Не знаю, можно ли считать это болезнью роста, но с тех пор, как некоторые из компаний, к услугам которых я прибегала многие годы, стали работать заметно хуже. Пришлось искать других, «независимых». И это не мой каприз – пробегитесь по лентам соцсетей, увидите немало таких же недовольных. Кого-то эти фирмы подводят с доставкой, с другими и вовсе договориться не получается. Это я не очерняю – проверено на себе.

Видимо, координировать банк плюс четыре десятка разношёрстных компаний непросто. Так, может быть, не надо было давать волю чрезмерному аппетиту? А расти шаг за шагом, постепенно, исправляя неизбежные ошибки. Но экосистема торопится жить, и её не очень волнует реакция потребителей. Свои сливки она снимет в любом случае.

Поэтому – судьба ваша и дальше общаться с искусственным интеллектом (уж лучше глупенькая девушка в зелёном платочке) и тщетно взывать к службе безопасности Сбера, когда вас ежедневно атакуют мошенники – они теперь тоже роботом прикрываются. А что тут поделаешь: хозяин – барин. А вы что, и вправду поверили, будто эта самая экосистема для вас?

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все оценки »
+4 -0
1447
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Cargill планирует сократить около 8000 рабочих мест Cargill планирует сократить около 8000 рабочих мест Глобальная продовольственная компания Cargill заявила во вторник, что планирует сократить около 5% своего персонала, или около 8000 рабочих мест, после того как выручка резко упала по итогам последнего финансового года, поскольку цены на урожай достигли многолетних минимумов. Уоллер из ФРС готов поддержать снижение ставки в декабре, если инфляция это позволит Уоллер из ФРС готов поддержать снижение ставки в декабре, если инфляция это позволит Член совета управляющих ФРС Кристофер Уоллер выразил осторожный оптимизм относительно возможного снижения процентной ставки в декабре, но подчеркнул, что его решение будет зависеть от поступающих данных по инфляции и состоянию экономики. Инфляция в Турции составила 47,09% в ноябре Инфляция в Турции составила 47,09% в ноябре В ноябре потребительская инфляция в Турции снизилась до 47,09% в годовом выражении, согласно отчёту статистического института страны (Turkstat). Это значение стало самым низким с июня 2023 года и существенно ниже октябрьского уровня в 48,58%. Замедление темпов инфляции наблюдается уже на протяжении шести месяцев подряд.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)