Вторник, 19.03.2024
×
Пик инфляции ожидается скоро. Как изменятся налоги. Экономика за 1001 секунду

Вирус спишет. Но не всё

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

А что, собственно, приключилось раньше: экономический кризис или пандемия Covid-19? Вопрос не праздный, ибо против вируса не попрёшь, стихия (вопреки конспирологическим домыслам), а кризис всегда — дело рук человеческих.

Но, как ни крути, пандемия приключилась как нельзя более вовремя. Если не ошибаюсь, в последние пять лет кто только не выступал с устрашающими прогнозами: кризис близко, вот он, уже ощущаются его предвестники, надо готовиться, что-то делать… Что именно, никто толком не говорил, однако грозовые тучи всё сгущались. И, наконец, грянула буря.

И ведь не случилось в 2020-м никаких крупных и шумных банкротств, запустивших, как в 2008-м, мировой финансовый кризис. Сейчас, на фоне длящейся катастрофы, те события кажутся незначительными — подумаешь, рынки упали, ну, зальём их деньгами, благо, печатный станок пашет исправно. Так и сделали, залили, закрыв глаза на растущие долги компаний и целых стран. Под шумок заломали Грецию, пригрозили Италии и некоторым другим. И всё осталось на местах.

Нынешний кризис по-своему уникален. Мировая экономика просто остановилась — если хотите, оцепенела от страха. Никто никуда не ездит, ничего не строит, практически ничего (ИВЛ, маски и тесты — не в счёт) не производит. Дети учатся через компьютер, взрослые с параноидальным и мазохистским упорством следят за «хроникой коронавируса», а СМИ в упоении властью над умами (наконец-то!) состязаются в том, кто сильнее напугает. Активность приметна лишь на финансовых рынках — прямо-таки гиперактивность. Вот уже и нефтяные фьючерсы продаются с доплатой покупателю. А чего стесняться — вирус всё спишет.

Всё — не спишет, никак. Рано или поздно либо пандемия пойдёт на убыль, либо спадёт вакханалия пугалок и полицейских мер. На вакцину уповать не приходится — ребёнка вынашивают в норме девять месяцев, а на создание и проверку вакцины требуется до двух лет — столько экономика не выдержит. Но, в любом случае, мировое хозяйство придётся восстанавливать, хочет этого ВОЗ или не хочет. И тогда вновь вылезут на поверхность проблемы, которых не вычеркнуть никаким вирусам. Закредитованность, неудержимая миграция из нищих стран в относительно благополучные, примат финансового сектора над реальным, безнаказанное экономическое пиратство — этот печальный список можно продолжать и продолжать.

В силу уникального характера нынешнего кризиса прежние методы, по-видимому, не слишком пригодны. Поскольку он не чисто финансовый и даже не исключительно экономический, а всё-таки — системный, что бы там ни говорили. Посмотрите: ведь не работают никакие международные институты. Причём коллапс случился задолго до вируса — ВТО и ООН, потеряв рычаги контроля и управления, в растерянности застыли. Кидать очередной камень в ВОЗ не стану, поскольку решения принимают не вирусологи, а чиновники, ни черта ни в чём не смыслящие. Это же по их рекомендациям во многих странах (включая Россию) провели пресловутую оптимизацию здравоохранения, а в итоге без помощи остаются сегодня десятки и сотни больных людей. Ну да ладно — нам в данном случае помогло традиционное разгильдяйство, и полностью систему Николая Семашко порушить не удалось. Даже санэпиднадзор сохранили, правда, не без потерь.

Экономическая составляющая кризиса выглядит совсем печально. Логичная ставка на международное разделение труда хоть привела к развитию многих стран, причисленных к «третьему миру», но фактически обескровила государства «золотого миллиарда», где деиндустриализация достигла фантастических масштабов. Самая страшная иллюстрация — конечно, Детройт, но не станем зацикливаться на США. Уж так упоённо разрушать свою промышленность, как это сделали у нас, в России, выскочки 1990-х, наверное, никто не способен. Размах поистине русский: коль любить, так королеву, воровать — так без удержу, триллионы…

Так или иначе, но замещение производственного сектора сферой услуг привело к тому, что стали невостребованными квалифицированные рабочие и инженеры. К тому же болонская система, ставка на тесты (поставьте галочку) и дистанционное образование породили множество выпускников с красивыми и бесполезными дипломами, потому что их обладатели безграмотны — самое ужасное, что безграмотны именно в профессии.

Надо сказать, для властей «золотого миллиарда» такая ситуация выгодна. Никакого тебе пролетариата, коему нечего терять, кроме своих цепей. Правда, вместо него в богатые страны пришли мигранты, которым уж точно нечего терять. Пособие и жильё власти обеспечивают, а работать — зачем? Россия и тут на особицу — нашим мигрантам государство ничего не гарантирует и не даёт, поэтому работать им приходится, чаще всего — за сущие гроши. Кстати, сегодня, когда въезд в Россию закрыт, в постсоветских странах безработица, полагаю, выросла, зато уровень жизни, наоборот, сильно упал. Во что всё это в конечном счёте выльется, Бог весть.

Как известно, свято место пусто не бывает, поэтому за годы, пока под корень изводили промышленность, пышным цветом расцвела финансовая сфера. У нас — во главе с ЦБ, структурой, ни от кого не зависящей. Ну просто государство в государстве. В своё время я, признаться, возмущалась, когда банки обзывали «жирными котами». Нынче, отойдя в сторону от банковской тематики, с этим эпитетом соглашусь. Хотя в последнее время наш Центробанк вроде бы как-то начал вписываться в общую ситуацию — вот ведь и ставку опять снизили, и денежно-кредитную политику смягчают. Во всяком случае, на словах и в рапортах президенту. На деле же всё время всплывают некие, мягко говоря, странности: там банк посоветовал обратиться за положенным кредитом через месяц-другой, здесь — вообще послали лесом, без объяснения причин.

К сожалению, большинство действий нашего ЦБ не столько выполняет предписания властей (а собственно, кто им может предписывать, независимым-то?), но, по сути, провоцирует финансовые спекуляции и вывод капиталов из страны. Пунктик Эльвиры Набиуллиной по поводу таргетирования инфляции — отдельная песня. Недавно услышала, будто, невзирая ни на какие кризисы, инфляция у нас в нынешнем году не превысит 4,8%. Как сопоставить это с падающим курсом рубля и прочими прелестями момента, ума не приложу. Разве что вдвое ужать денежную массу. Или она, в связи с «великим сидением дома» и так ужалась? Значит, надежда на то, что вирус и это спишет.

На самом деле, можно только посочувствовать правительствам стран, особенно сильно затронутых коронавирусом. Загипнотизированные частью «вирусологов» (не могу писать это слово без кавычек, так как аккуратно и постоянно слушаю их мнения, диаметрально противоположные) и всемирной паникой, они не в силах признать, что ужесточение всякого рода полицейских мер не даёт видимого эффекта. Динамика заражений в странах с разной степенью жёсткости этих мер примерно одинакова. Не говоря уже о том, что нет аргументированной общей позиции по поводу путей распространения инфекции. Похоже, на абсолютно непросвещённый взгляд, что они типичны для любого ОРВИ или гриппа — воздушно-капельные. А коль скоро так, то и исход ясен — до нуля вирус не выведешь, и когда ни прекратишь практику самоизоляции, больные всё равно будут появляться то тут, то там. И часть из них, с тяжёлым течением болезни, придётся госпитализировать, а некоторые из них, к сожалению, будут умирать от осложнений. Тем более после такой атаки на здоровый образ жизни и иммунитет, как многодневное заточение в тесных квартирах без доступа свежего воздуха и ультрафиолета в виде естественных солнечных лучей.

Иными словами, рано или поздно (лучше бы не поздно) наступит отрезвление, и властям все стран придётся возвращаться к нормальной жизни, добавив к ней маски и социальную дистанцию. И это, пожалуй, самый опасный момент — потому что, кроме китайцев, раньше всех столкнувшихся с заразой, никто, похоже, к такому возвращению не готов. И не знает, с чего начинать. Да и китайцы здесь не тот пример — несмотря на кучу своих проблем, они умудрились выстроить и удерживать более или менее сбалансированную экономику, где присутствуют и развитая промышленность, и неслабый финансовый сектор, и активная сфера услуг. Плюс, извините, менталитет, основанный на идеях Конфуция, и веками воспитанное умение работать. Да и они не предвидят скорого выхода из кризиса — впрочем, китайское отношение ко времени общеизвестно, они мыслят с точки зрения вечности.

Время покажет, насколько грамотно и, главное, обоснованно выступали против Cоvid-19 те или иные страны. Понятно, что там, где восстановление после кризиса окажется не слишком удачным и слишком долгим, будут ссылаться на зловредный вирус, в тщетной надежде, что он всё спишет. Что-то спишет, но далеко не всё. Ибо пандемия — это стихия, а вот реакция на неё — дело рук и мозгов человеческих. Некоторые вирусологи утверждают, будто вирус разумен (фантастам — привет горячий), но неужели мы, люди, менее разумны, чем он?

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Банк Японии впервые за 17 лет поднял ключевую ставку Банк Японии впервые за 17 лет поднял ключевую ставку Центробанк Японии увеличил ключевую процентную ставку впервые за 14 лет и прекратил регулировать доходность десятилетних государственных облигаций после двухдневного заседания, завершившегося во вторник. Александр Абрамов: Сбережения в США Александр Абрамов: Сбережения в США Как готовятся к пенсии американцы. Евгений Коган: Совкомфлот отчитался Евгений Коган: Совкомфлот отчитался Результаты оказались впечатляющими.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)