Пятница, 05.09.2025
×
Мировой кризис и его малютки / Биржевая среда с Яном Артом

Какая странная игра…

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

В последнее время акценты сместились за границы страны: только пережили Анкоридж и Вашингтон, как нарисовались Пекин и Тяньцзинь. И обсуждаем-то мы всё дела международные: то коллективный визит европейцев на поклон Трампу в компании с киевским пацаном, то неожиданно жёсткую позицию Индии в ответ на тарифную дубинку. А тем временем дома полно забот.

Дело Карнеги живёт и побеждает

Помните, как в своё время гонялись за книжками Дейла Карнеги, обучавшими публику завоёвывать друзей и влиять на людей? Тогда они казались прямо-таки откровением, воротами в другую, счастливую и успешную жизнь. Понадобилось некоторое время (кому-то долгое, а кто-то сообразил сразу), дабы уразуметь, что творение это – полная чепуха от первого до последнего слова. Хотя как сказать… Если слегка проанализировать, к примеру, выступления представителей нашего финансового блока, выходит, они точно у Карнеги научились. Или у какого-нибудь Филипа Котлера – тот вообще наваял штук восемьдесят таких откровений, и все про бизнес.

Уж не знаю, разбогател кто-нибудь по рецептам этих и других гуру, но презентациям многие точно научились, не жалея на их подготовку сил и средств. А ещё навострились выступать с речами, наполненными кучей псевдо-экономических терминов и формул. Это ж сколько лет мы прожили с навязшим в зубах «таргетированием инфляции». Красиво, что и говорить, и попробуй выразить стремление к целевому показателю цен простыми русскими словами. Впрочем, процесс таргетирования успехом не увенчался (до сих пор, кстати), да и сама формула как-то рассосалась – за ненадобностью, наверное, а может, сработал у её адептов некий инстинкт самосохранения.

Однако, как известно, свято место пусто не бывает, и появилась новая фишка – насчёт «перегрева экономики». Авторы всё те же, с Неглинной улицы. Они нам в два счёта объяснили, что нечего гордиться четырьмя с лишним процентами роста ВВП – вовсе это не успех, а путь в преисподнюю. Из-за этого и инфляция, и вообще все беды. Ещё хуже – рост зарплат и спроса, посему деньги надо срочно подморозить на вкладах, по-научному – стерилизовать. Для чего сильно поднять ключевую ставку, дабы неповадно было брать кредиты ни предприятиям, ни частным лицам. Сказано – сделано, Банк России в своём праве и в шоколаде, все остальные – понятно, в чём.

Но венцом финансовой риторики стала формула куда более хитрая – «траектория сбалансированного роста». Это своего рода эвфемизм, призванный маскировать падение показателей. Вроде как в песенке из старого кино: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Ну, кому как – в финансовом блоке не грустят и, как считает Владимир Путин, «оценивают ситуацию». Не моё дело, конечно, критиковать президента, но, может, требуется более объективная оценка? Или у нас свет клином сошёлся на мегарегуляторе?

Цифры почти без эмоций

Кажется, совсем недавно мы радовались тому, что ВВП за год вырос аж на 4,3%. Не то, чтобы рекорд – бывал у нас рост и побольше, но кто ж ворошит давние воспоминания. Некоторой гордости добавляло и то, что рост такой случился вопреки всем стараниям наших заклятых бывших партнёров порвать российскую экономику в клочья. Вон Барак Обама ещё когда рапортовал об успехе этих стараний, но, как выяснилось, поторопился. Впрочем, кто подобные заявления американских президентов принимает всерьёз? Разве что европейские недотыкомки, но что с них, убогих, взять…

Да, мы – большие молодцы, что несмотря на рестрикции и прочие неприятности не просто выстояли, но обошли Европу и заняли четвёртую позицию в мировой табели об экономических рангах. А между прочим, американский ВВП вырос в 2024 году всего на 2,8%, зато в Китае – на 5%, как и планировалось. Некоторым экспертам такого роста было мало, поэтому тут же пошли глубокомысленные комментарии о том, что в Китае с экономикой серьёзные проблемы.

Ну, без проблем ни у кого не обходится, но вот только что прошедший в Тяньцзине саммит ШОС, а ещё больше – парад по случаю 80-летия победы во 2-й мировой войне, обозначили чёткую тенденцию – КНР движется вперёд, без особого шума, но настойчиво и успешно.

Как подсказывает здравый смысл, пытаться «в ноль» скопировать чужой опыт – затея бессмысленная. Однако присмотреться к тому, что и как делают в успешной китайской экономике, как раз смысл имеет. Ведь есть же какой-то секрет в том, что инфляция в КНР не то, что нулевая, а одно время была даже отрицательной. Пришлось властям некоторые меры принять, чтобы всё-таки привести её к нулю. Иначе, говорят, сложно управлять экономикой. Что ж, им виднее…

Если попытаться свести экономическую модель КНР к некоей примитивной формуле (что не совсем верно, зато наглядно), то она представляет собой экономику постоянного наращивания предложения. И то сказать, попробуй без этого удовлетворить спрос едва ли не полуторамиллиардного населения. Чтобы предложение нарастить, пришлось запускать новые государственные предприятия и поощрять те, что возникают «сами по себе», ибо в Китае, представьте себе, как-то сумели создать гибрид плановой и рыночной экономики.

Понятно, что для такой экономической политики нужны деньги, и их в Китае не жалеют: денежная масса составляет 300% от ВВП. У нас в России – от силы 65%, как говорится, почувствуйте разницу.

Что касается пресловутой ключевой ставки, то китайцам наши игры, наверное, не совсем понятны – уже много лет она держится на уровне 3%, если и повышается-понижается, то неприметно. Там, знаете ли, исходят из того, что низкая ставка стимулирует кредитование и потребление, что важно, когда экономика замедляется. То есть для них 5% роста – это замедление, а вовсе не повод говорить о каком-то перегреве экономики. Но, видать, у российских собственная гордость и эксклюзивное понимание экономических тенденций и законов. Может, и не у всех, но у тех, кто рулит денежно-кредитной политикой – точно.

Если не догма, тогда что?

Недавно в новостях увидела, как Михаил Мишустин, открывая заседание, произносит сакральную фразу о возвращении экономики «на траекторию сбалансированного роста». Почему-то мне почудилось в его тоне тщательно скрываемое отвращение – Михаил Владимирович ни разу не актёр. Хотя, может, мне и показалось… Президент, видимо, в силу профессиональных навыков, ту же фразу говорит совершенно бесстрастно, однако вряд ли сложившаяся в экономике ситуация его устраивает. Почему-то так мне кажется. Хотя показатели в целом приличные. Вот и Антон Силуанов прогнозирует рост ВВП по итогам нынешнего года аж в 1,5% и, похоже, считает его едва ли не успехом, учитывая жёсткую ДКП. У западных экспертов другое мнение – они полагают, что российская экономика испытывает серьёзные трудности и близка к падению.

Помилуйте, полтора процента – это совсем не рост, а топтание на месте, с которого путь – только вниз. Или нам лавры европейских неудачников не дают покоя? Так осталось уже немного, и снижение ключевой ставки в час по чайной ложке картины в целом не изменит. К слову сказать, манипуляции со ставкой на инфляцию практически не повлияли – и ничего удивительного, если честно признать её по преимуществу немонетарный характер. Но Эльвиру Набиуллину с её железобетонной позиции не сдвинешь – решила бороться с инфляцией, стерилизуя деньги, значит, так тому и быть.

Тут самое время обвинить главу ЦБ в какой-нибудь, например, некомпетентности – она ведь даже кандидатскую защищать не стала. Тем не менее, за плечами – экономический факультет МГУ и, по слухам, некий курс лидерства в Йельском университете. Плюс к тому – опыт работы в минэкономразвития, в том числе и министром, на минуточку. Вроде бы должна знать не только экономическую теорию, но и практику управления. А вот поди ж ты…

Другое частое объяснение позиции нашей железной леди от банковского дела – мол, не те книжки читала, тоже не выдерживает критики. Книжки книжками, а двенадцать лет на посту председателя Банка России чего-то стоят. Другое дело, что не на пустом месте выросло сознание собственной непогрешимости – на фундаменте независимости ЦБ от кого бы то ни было. А что, так тоже можно? Понятно, надо оберегать мегарегулятор от волюнтаристских решений, которые могут возникнуть при любой власти, но полная независимость – это нечто из американской жизни с ее частной ФРС. Дональд Трамп пытается её как-то ввести в рамки, но пока тщетно.

Сейчас всё чаще вспоминают время, когда во главе ЦБ стоял Виктор Геращенко – по мнению многих, «банкир от Бога». Причём оба его пришествия на эту должность (если не считать того, что при Советской власти он дважды возглавлял Госбанк СССР) пришлись на очень тяжёлые периоды, особенно в год дефолта 1998-го. Не знаю, кто бы ещё смог разрулить тогда катастрофическую ситуацию. Он – смог. Возможно, потому, что банкир он потомственный, а трудовую деятельность начал с должности рядового бухгалтера. Но скорее всего – талант и опыт. А ещё – привычка работать в национальных интересах, без оглядки на мнение всяких там МВФ и прочих западных структур, не выпускавших Россию из поля зрения.

Что ж, такие, как Геращенко, – редкость. Да и не о том речь, чтобы срочно сменить Набиуллину на кого-то другого. Любой директор предприятия вам расскажет, какая проблема – даже главбуха поменять, а тут – начальник Банка России. С другой стороны, может, стоит оценивать работу главы мегарегулятора не по очередным вирусным формулам, а всё-таки по реальным результатам? И как-то повернуть человека к насущным нуждам народного хозяйства, которое явно страдает от той политики, которую регулятор проталкивает из года в год. А в идеале – вписать Банк России в ткань отечественной экономики, сохранив ровно ту долю независимости, которая способна уберечь народные деньги. Или они у нас теперь не народные? Ну, пусть государственные… Страна-то одна, большая и сложная, так что руководить её финансами – тоже дело непростое.

Когда изо всех сил боролись с «порочным наследием» плановой экономики, самым главным стало её обвинение в догматизме – мол, никуда от Карла Маркса не сумели сдвинуться. Действительно, экономические догмы были сильны, и попытки реформ раз за разом либо терпели неудачу, либо оказывались половинчатыми.

А что, Милтон Фридман со всей Чикагской школой – сильно мудрее старика Маркса? Или поклонение его идеям не превратилось в догмы, типа: чем выше ключевая ставка, тем ниже инфляция? Вот то-то и оно.

* * *

Вообще-то манипулирование ключевой ставкой всё больше напоминает странную игру с предсказуемым результатом – его не будет, но игра продолжится. И если бы дело было только в ставке. Но есть ещё плавающий и слабый рубль, есть не менее странные игры на жилищно-ипотечном фронте и многое другое. Куда ни посмотри, а требуется что-то вроде аудита – надо же понять, куда нас завели эти странные игры. Не то нынче время, чтобы играть, вы не находите?

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Starbucks намеревается сделать свои кафе более гостеприимными и доступными Starbucks намеревается сделать свои кафе более гостеприимными и доступными В рамках модернизации своих заведений в США Starbucks стремится сделать свои кафе гостеприимными для всех, используя более инклюзивный дизайн. Акции Lululemon упали на фоне отставания от прогнозов Акции Lululemon упали на фоне отставания от прогнозов Акции Lululemon резко упали в ходе расширенных торгов в четверг после того, как компания опубликовала гораздо худший, чем ожидалось, прогноз на весь год. Индустрия спорта: цифровой голод Индустрия спорта: цифровой голод Спортивная индустрия, которая отстаёт от других отраслей в плане внедрения технологий, могла бы увеличить свой годовой доход на 25%, если бы устранила цифровой разрыв.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)