Четверг, 09.10.2025
×
Рубль, инвестиции, санкции: что делать в бизнесе России - 1 | МИФФ-2025 в прямом эфире

Когда сравнения не хромают

Аа +
+1 -0
Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

Между прочим, Валдайский клуб собирался на той неделе уже в 22-й раз. И всё равно интересно – особенно на общем международном фоне. Говорят, сравнения всегда хромают… Ничуть не бывало – скорее подчеркивают границу между прошлым и настоящим. А тем более – будущим, которое туманно, но просматривается.

Испытание для переводчиков

Вот уж не знаю, как импортные толмачи умудрились перевести отрывок из «Бородинской годовщины» Александра Сергеевича Пушкина. Не зря же считается, что русские стихи переводить слишком трудно, а уж в синхроне... Но могу себе условно представить, так сказать, дайджест: дескать, Владимир Путин призвал на помощь стародавнего местного поэта, дабы в очередной раз пригрозить Европе. Что ж, и так тоже неплохо. Только не «пригрозить», а освежить память, а то ребята там хором подхватили исторический склероз.

Всем известно, что наш президент не только любит историю, но (что гораздо важнее) и знает её. Хорошие у него были преподаватели, и с головой всё в порядке. А тут как раз накануне Валдая перед своими генералами выступал коллега Дональд Трамп. Кто не смотрел, полюбопытствуйте, ролик по сети гуляет, так что полу́чите удовольствие. Вот уж где поток бессознательного сознания… С другой стороны, надо понимать разницу между государственным деятелем, прошедшим суровую школу внешней разведки, и шоуменом, волею судеб оказавшимся в президентском кресле. Опять же цели у них разные – Трампу невтерпёж утереть нос Бараку Обаме, отхватив Нобелевскую премию мира – сколько там на вчерашний день войн он урегулировал? Ага, уже восемь. Страшное дело, просто вершина дипломатии! А тем временем Путин занят реальной дипломатией и наверняка ни о какой нобелевке не думает. Впрочем, для нас эта «премия мира» – скорее оскорбление, нежели признание заслуг. Так уж получилось.

Вернёмся, однако, к истории и страданиям переводчиков, которым пришлось, скажем, интерпретировать известную русскую поговорку насчёт того, что против лома нет приёма, окромя другого лома. Как-то дословный перевод – except – не звучит, нет… Но дело, конечно, не во фразеологизмах и аллюзиях, доступных только носителям русского языка. Суть, если хотите, в интонациях. Даже в своей вступительной речи на пленарке Путин был предельно спокоен, хотя говорил довольно жёсткие вещи. Сказывается, видимо, первая профессия. А может, дзюдо? Или даже следование Конфуцию, который когда-то сказал: если ты ненавидишь – тебя уже победили.

Так или иначе, на фоне истеричных европейских, простите за выражение, «лидеров» и упивающегося собою душки Трампа хладнокровие нашего президента впечатляет. Кого-то, наверное, бесит, а наиболее продвинутых иноземцев возвращает к мысли о загадочной русской душе. Пусть себе ломают голову – всё равно разгадка нынешнему поколению западной «элиты» недоступна: ни образования не хватает, ни мозгов.

Так же, как недоступна и ирония, с которой Путин ответил на иронический же вопрос ведущего Фёдора Лукьянова: мол, зачем он насылает на европейские города дроны. Знаете, я не удивлюсь, если как минимум половина иностранцев, услышавших этот шутливый диалог, восприняла его всерьёз. Ох, прав был Михаил Задорнов: тупые… Так можно ли их ненавидеть? Да нет, надо просто набраться терпения и пережить момент «элитарного безумия». Главное, чтобы не ушёл он в историю вместе с Европой. Жалко Европу-то. Мы, в отличие от аборигенов (и понаехавших) знаем и почитаем европейскую историю и культуру. И понимаем: есть, что терять. Если уже не потеряно.

Запах пороха

Операция идёт, конечно, специальная, однако всё же военная. Да что лукавить – война натуральная, причём не только на чужой территории, но и на своей, приграничной. Хотя достаёт и более глубокого тыла – такие нынче технологии, будь они неладны. Как-то уже мы привыкли к тому, что противостоят нам не так войска обезумевших бандеровцев, как, по сути, вся натовская гоп-компания. Частью это «солдаты удачи», но и профессионалов хватает, так утверждают знающие люди. Даже термин прижился – прокси-война. Иными словами, война «чужими руками», европейцы не стесняются уточнять – «до последнего украинца».

Украинцы почему-то не хотят на поле боя и изо всех сил стремятся сбежать куда-нибудь подальше, удобряя базу мигрантов в Европе, и без того обширную. До того дошло, что у хозяев, вчера ещё гостеприимных, сильно испортился характер. Не подумайте, будто их смущает бандеровская идеология, она им, как говорится, «в кассу». Главная причина – деньги. С европейской экономикой всё и так не слава Богу, а тут ещё нахлебники, к тому же наглые. Вот их потихоньку и вытесняют. Точнее, пытаются, ибо получается с трудом.

Можно было бы оставить европейцев наедине с этой проблемой – в конце концов, сами эту кашу заварили, пускай хлебают. Не хотят хлебать, невкусная. И тогда в ход идёт испытанный метод – объявить кому-нибудь войну. Понятно, что «кто-то» – это Россия в целом и её президент в частности. Вы только подумайте, какой отличный выход – во-первых, налицо испытанный внешний враг, а во-вторых, под это дело можно списать практически все экономические и социальные проблемы.

О русофобии в последние годы говорят столько, что лень повторять. Тем не менее, кое о чём стоит напомнить. Начнём с того, что Россия – страна необъятная, как по территории, так и по ресурсам, которые не исчерпываются газом и нефтью. И самое неприятное – то, что после минутной (в историческом смысле) слабости строптивые русские вдруг снова решили жить независимо, заявили о своей суверенности и о том, что готовы её отстаивать во что бы то ни стало.

Напомню, кстати, что в буквальном переводе слово «русофобия» означает не что иное, как страх перед всем русским. Ненависть – это уж потом прилепилось, а если точно, то всё-таки страх. Хотя вроде бы чего нас бояться – мы не только вполне добродушны, но ещё и простодушны, что не раз нам выходило боком. Ну, можно было бы считать, что боятся нашей ядерной триады, однако русофобия как таковая возникла много веков тому назад. Значит, глубинные причины – зависть к богатствам холодной северной страны и жадность, что скрывать, свойственная европейцам даже на бытовом уровне. А тут ведь такие масштабы, такие ресурсы, такой рынок…

Короче говоря, на Россию всегда смотрели с огромным аппетитом. И не просто смотрели, но и приходили без приглашения. Приходилось разбираться: с Ливонским орденом – на Чудском озере (не с тех ли пор в прибалтийских мини-странах, живёт русофобия, чем чёрт не шутит), со шведами – под Полтавой (эти тоже вдруг спохватились, в НАТО вступили), а в двух Отечественных войнах со всей Европой. Так что нам не привыкать к нашествию «двунадесяти языков». Другое дело, что войны мы не хотим, и никогда не хотели, но если уж приходится воевать, то все двести народов и этносов, которых в мире равно называют «русскими», готовы отстаивать свою землю. Уж извините, если получилось пафосно, только так оно и есть.

Что касается внезапно проявившейся воинственности европейских и британских «элит», то, как уже было сказано, таким образом они пытаются отвлечь своих граждан от тех проблем, к которым привело бездарное управление. Опять же, рынки кончились. Нет, я не о падении фондовых рынков, эти как падают, так и поднимаются. А вот мировой рынок как таковой претерпел изменения, с которыми Запад, заточенный на привычные схемы капитализма, не в силах справиться. Собственно, кардинальные изменения начались уже после Второй мировой войны, но до поры до времени США, извлекшие из её итогов немалую выгоду для себя, рынок удерживали, не мытьём, так катаньем. Одних покупали, другим врали, третьих запугивали.

Сейчас этот послевоенный ресурс исчерпан, да и то сказать – восемьдесят лет прошло. Не случись краха СССР, скорее всего, ситуация повернулась бы по-другому, но, когда Штаты остались «на хозяйстве» в одиночку, их понесло, как незабвенного Остапа Бендера, да так, что от былого величия остались только доллар, да ядерное оружие. Можно понять Трампа с его лозунгом MAGA (хотя лично у меня есть сомнения в истинности его патриотизма). Так или иначе, но 47-й президент США, в отличие от своих европейских партнёров, похоже, не считает мировую войну лучшим выходом. Впрочем, кто ж его знает – он у нас личность непредсказуемая и весьма подверженная сторонним влияниям.

Словом, в воздухе планеты сильно пахнет порохом, и всё чаще вспоминается старый афоризм: хочешь мира – готовься к войне.

Взгляд со стороны

Полагаю, вам, так же, как и мне, уже обрыдли бесконечные обвинения и угрозы наших зарубежных недругов в адрес России – так и хочется убрать звук, чтобы их не слышать. Между тем иногда полезно взглянуть на себя со стороны, поскольку даже в извращённых мнениях порой содержатся вещи, заслуживающие внимания. Вот вам для примера одно из последних высказываний Урсулы фон дер Ляйен. Вряд ли она читала нашу статистику, но тот, кто готовил для неё выступление, факты подобрал с умом, хотя с цифрами там и не всё ладится. Однако про ключевую ставку немка сказала точно – так и есть, 17%. И инфляция высокая, может, и не «много больше 10%», но близко к тому, если честно.

Правда, про снизившийся показатель роста ВВП комиссарша упоминать не стала, видимо, чтобы не привлекать внимания к европейской ситуации. Вроде бы и санкций на ЕС никто не налагал, а поди ж ты, экономический кризис налицо.

Разумеется, из этих фактов она сделала единственно возможный для себя вывод: давим и будем давить ещё сильнее, так что России скоро придёт экономический конец. Помнится, ещё Барак Обама вещал про разорванную в клочья русскую экономику. Только что-то не срослось, хотя после него и Трамп в первом пришествии постарался, а уж о Байдене и говорить нечего. Хотя американцы оказались всё-таки поумнее европейцев, к тому же и Штаты не в пример богаче. Зато Европа сделала всё, чтобы свести едва ли не к нулю собственное хозяйство. Что ни говори, а русофобия – нечто типа паранойи, иначе невозможно объяснить европейский самострел.

Но всё-таки западные прогнозы основаны не на пустом месте. Многие отечественные эксперты говорят о состоянии и перспективах нашей экономики с тревогой – как ни крути, а один процент, даже с десятой – это не рост. «Замедление экономики» – это пускай Эльвира Набиуллина так утешается (хотя что-то сомневаюсь я, что она столь простодушна, всё же с образованием женщина). Каким термином называть нынешнюю ситуацию – стагнацией, рецессией или переохлаждением, безразлично. Понятно лишь, что она ненормальная, особенно если учитывать военное время и дружное давление так называемого коллективного Запада.

Более того, на уровне здравого смысла понятно и то, как из этой ситуации выбираться. Другое дело, что для этого придётся поступиться некоторыми либеральными принципами. К примеру, вернуть валютный контроль и обязательную продажу валютной выручки, чтобы всё-таки сделать рубль относительно сильным, а главное – стабильным. Да, предвижу возражения: мол, экспортёрам невыгодно, опять же и в бюджет рублей меньше попадёт. Возражения эти давно известны, но стоит и то принять во внимание, что далеко не одни доходы от энергоносителей формируют бюджет. А вот на инфляции слабый рубль сказывается самым непосредственным образом, потому что всё, закупленное по импорту, неминуемо дорожает.

О запретительной ключевой ставке сказано уже чересчур много. Как и о том, что 17%, пусть и ниже, чем 21%, но в целом погоды не делает. Как вылезать из ямы, в которую загнал экономику мегарегулятор своей жёсткой ДКП, не очень просматривается. Но наверняка и здесь есть выход, было бы желание его отыскать. Но, судя по всему, борцам с инфляцией проще действовать «по писаному» – кто-то, где-то когда-то решил, будто цены растут от пресловутого «перегрева» экономики, следовательно, надо рост срочно остановить. Что там будет дальше, несущественно. Опять же никто за результат особо не спрашивает. Два года назад Набиуллина едва ли не клялась, что через год инфляция упадёт до сакральных 4%. И год назад, и нынешней осенью. Не получилось… И ничего, никто не ругал, не наказывал.

Совершенно ясно, что на инфляции сказываются влияние и рост тарифов, и выросший на 2% налог на добавленную стоимость, и утилизационный сбор, тоже увеличившийся. Как-то сильно смахивает на латание дыр в Тришкином кафтане. Между тем экономика наша – вовсе не этот самый расползающийся кафтан, она живёт и даже пытается развиваться, невзирая на все внешние и, увы, внутренние усилия довести её до ручки. «С той стороны», да ещё залитым ненавистью взглядам, это, наверное, не очень видно, но в реальности так и есть. Остаётся понять, зачем самим-то усугублять и без того сложную ситуацию? Вообще-то, в таких случаях требуется анализ – и на его основе выводы. Как знать, возможно, и организационные. Впрочем, тут должна решать не досужие журналисты, а большие начальники.

По существу, перед нами – простенькие весы, на одной чаше которых инфляция (не гиперинфляция, заметим), а на другой – всё огромное и сложное народное хозяйство. По какой причине его развитие приносится в жертву ради «однозначного показателя», понять трудно. Как невозможно поверить, что высшие управленцы не считают истинных потерь, а год от года принимают на веру не сбывающиеся прогнозы и ничем не обеспеченные обещания. Странно это, право же…

* * *

Конечно, сравнения всегда хромают, но без них не обойтись. В разгар пандемии ВВП России упал аж на 2,7%, зато к 2024 году увеличился почти вдвое, несмотря на СВО и санкции. Кстати, если вспомнить, то в 2021-м рост был 5,9%, и как-то никто не рыдал по поводу «перегрева», хотя (видимо, для порядка) мегарегулятор поднял ключевую ставку с мартовских 4,5% до 8,5% в декабре. Инфляция же была вполне на нынешнем уровне: в пределах 5-8%, за исключением 2023 года, в начале которого она скакнула аж до 11,8%.

Подробности того, как вызревала в недрах ЦБ сверхценная идея – вздёрнуть ключевую ставку до рекордного 21%, покрыты мраком. Невнятные, хоть и безапелляционные пояснения главы Банка России – не в счёт. Налицо – только последствия, причём, как говорится, «ещё не вечер». Как бы не опоздать… 

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Участники рынка благосклонно оценивают отчетность Сбера Участники рынка благосклонно оценивают отчетность Сбера Банк отчитался по российским правилам бухгалтерского учета (РПБУ) за сентябрь и девять месяцев 2025 года. Акции редкоземельщиков резко подскочили на фоне ужесточение экспортного контроля Акции редкоземельщиков резко подскочили на фоне ужесточение экспортного контроля Акции американских компаний, добывающих редкоземельные и критически важные минералы, в четверг резко выросли после того, как Китай объявил о новых ограничениях на экспорт подобных ресурсов. Этот шаг вызвал волну спекуляций на рынке и опасения, что администрация президента Дональда Трампа может ускорить создание внутренней цепочки поставок стратегических материалов в США. Акции ГК «ПИК» рухнули на фоне решений совета директоров Акции ГК «ПИК» рухнули на фоне решений совета директоров Руководство строительной компании рекомендует акционерам одобрить консолидацию акций и отмену дивидендов.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)