Вторник, 19.03.2024
×
Пик инфляции ожидается скоро. Как изменятся налоги. Экономика за 1001 секунду

Как съесть слона?

Аа +
+1 -0
Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

Есть такая старая шутка: «Как съесть слона? — По кусочкам». Вот она-то и приходит на память, когда знакомишься с планом восстановления российской экономики после коронакризиса. Это я без иронии. Потому что, как ни скромны, на взгляд пессимистов, масштабы национального хозяйства, на нашу долю работы хватит. Этого «слона» так просто не проглотишь.

Соответственно, план разбит сначала на большие разделы — их девять, а потом на более мелкие кусочки, коих пятьсот. Рассчитан план на полтора года, и в идеале 2021-й должен завершиться с ростом в 2,5%. Не густо? В абсолютном выражении, может, и так, но если сравнить с падением экономики, которая лишь за апрель сократилась на 12%, очень даже неплохо.

Вообще сейчас на многое приходится смотреть в ином ракурсе. Кажется, совсем недавно мы с интересом изучали новых персонажей в российском правительстве и строили некие прогнозы, более или менее осмысленные. А потом шарахнуло — да так, что мигом забыли о недавних прогнозах и стали строить новые, на сей раз с вирусологическим акцентом. Со страстью спорили, надо ли распечатывать кубышку ФНБ и на что эти деньги тратить, и как предупредить или хотя бы оптимизировать возможный (а скорее — неминуемый) «распил». Жизнь рассудила по-своему, и счёт антикризисных затрат идёт уже на сотни миллиардов рублей.

Сейчас, конечно, можно, удобно расположившись на диване, оценивать, насколько были необходимы или избыточны принятые меры. На мой взгляд, избыточны, хотя стоит лишь посмотреть, чем обернулась запоздалая реакция на пандемию в США, как критический запал ослабевает. Тем не менее, рискну предположить, что передача «вожжей» в руки Анны Поповой, которая нынче диктует, что, как и кому делать-не делать, — не самое удачное решение. Наиболее отчаянным адептом политики Роспотребнадзора оказался Сергей Собянин, за что полной ложкой хлебает от разгневанных москвичей. Возможно, до следующих выборов мэра всё и забудется, но пока репутация столичного головы явно терпит ущерб. Одно только заключение людей (сначала категории 65+, а потом и всех остальных) под домашний арест, с издевательским названием «самоизоляция», чего стоит. А цифровые пропуска, «социальный мониторинг», блокировка социальных карт, закрытие парков плюс скамейки как потенциальный источник заражения? Воля ваша, но тут на ум снова, в который раз, приходит народная мудрость о том, кого не надо бы заставлять Богу молиться. И как-то по-другому понимаешь жалобы бизнеса на приставания и проверки Роспотребнадзора…

На этом печальном фоне руководство страны выглядит, ну, скажем мягко, несколько растерянным. Мягкие увещевания президента и просьба потерпеть уже воспринимаются не с таким пониманием, как, например, в апреле. Тем более что статистика как будто бы испытывает всенародное терпение. Несмотря на все карантинные запреты, число новых выявленных «ковидников» принципиально не снижается, мы радуемся уже тому, что в какие-то дни оно падает ниже 9000. И это при том, что начинались антикризисные меры, когда счёт заражённых шёл на десятки, максимум две-три сотни. Кто сейчас скажет, не достаточно ли было бы предпринять оптимальные шаги: от социальной дистанции до обязательных масок и санитайзеров в относительно людных местах? Ну, наверное, школы и детсады пришлось бы тоже посадить на карантин, как это бывало и при прежних эпидемиях.

Впрочем, что после драки-то кулаками махать? Что сделано, то сделано, фарш обратно в мясорубку не запихнёшь. Теперь вопрос в том, как относительно малой кровью выйти из тупика, в который уткнулись. Поэтому наличие правительственного плана — уже явный шаг вперёд. Другое дело, насколько этот план, во-первых, выполним, а во-вторых, достаточен. И насколько готовы его выполнять те, кому будет поручена отвечать за то или иное из пятисот мероприятий? Понимаю, звучит банально, но от того не менее актуально. Я бы сказала, хронически актуально для России.

Итак, чего же ждать в ближайшем будущем? Поскольку колонка — жанр лаконичный, ограничусь крупными мазками. На первом этапе (а всего их три) предполагается сдержать наступление рецессии. Другими словами — чтобы хуже не стало. Почему он назван этапом адаптации, не очень ясно. Может, предлагается попривыкнуть к тому, что «как раньше» уже не будет? Что ж, жёстко, но разумно. Этап рассчитан до конца сентября, причём определённые санитарные ограничения останутся (какие точно, не указано). Любопытно, кстати, что степень открытия экономики находится в прямой зависимости от методических рекомендаций Роспотребнадзора. Так что насчёт передачи «вожжей» я не зря говорила.

Дальше идёт хитрая формула: смысл в том, чтобы не допустить падения экономики ниже самой низкой (извините за тавтологию) точки второго квартала. Поскольку квартал ещё в разгаре, сложно сказать, где этот минимум. А вот итоги этапа должна быть очевидными — оторваться от минусовых показателей и выйти хотя бы на ноль.

Как я понимаю, основной акцент на втором этапе — стадии восстановления. Он рассчитан на последний квартал нынешнего года и первое полугодие будущего. Роспотребнадзор и тут не дремлет: третью степень открытия экономики к июлю 2021-го получит лишь один из пяти субъектов РФ. Непонятно, правда, то ли остальным ограничения вовсе снимут, то ли эти 20% — счастливчики. Но, как бы то ни было, результатом этого этапа должно стать восстановление экономики и «выход на траекторию устойчивого роста». Тут позволю себе слегка усомниться — примерно те же цели ставились и в мирное время, когда не было ни вируса, ни кризиса, ни карантина. На какие такие волшебные кнопки авторы плана собираются нажать, чтобы выдернуть хозяйство из рецессии и вернуть на путь истинный? Пока — загадка, но, возможно, секреты кроются в конкретных мероприятиях.

Наконец, третий, так сказать, победный этап — активный рост, на достижение которого отводится всё второе полугодие 2021 года. Хотя здесь предполагается полное открытие экономики с точки зрения Роспотребнадзора, всё же есть оговорка насчёт «долгосрочных санитарно-эпидемиологических требований» — что имеется в виду, Бог весть. Возможно, начальникам предпишут следить за тем, чтобы вверенные им подчинённые мыли руки. Или, как у нас в школе было, назначат в каждом коллективе санкомиссию… Право слово, нет пределов совершенству.

Не случайно в этой колонке я так часто обращаюсь к санитарному ведомству. По моему мнению, его влиятельность — своего рода хайп. Кстати, вполне понятный. Когда стало ясно, что вирусологи пока не в силах понять природу и особенности Covid-19, на первое место вышли охранительные меры под девизом «лучше перебдеть, чем недобдеть». Так ведь оно легче: нет людей (то бишь, сидят они по своим норкам) — нет проблем. Можно ещё асфальт на улицах помыть дезинфицирующим раствором. Толку никакого, зато всем видно. Так что, похоже, перебдели всё-таки излишне.

…Правительству Михаила Мишустина, как и самому премьеру, не позавидуешь. Не успели осмотреться, как попали в самый центр драматических событий. И пахать им пришлось, что называется, денно и нощно, безо всяких скидок на усталость и ситуацию. Наверное, найдутся критики, считающие, что слишком много ушло денег на поддержку разных социальных групп, а кому-то, наоборот, ничего не досталось. Не берусь судить, обязательно ли было транслировать в прямом эфире целевые совещания. Хотя мне, например, эта новая традиция скорее близка. Человек, умеющий видеть и слышать, без особого труда поймёт, что о нём беспокоятся, его готовы поддержать, ему хотят помочь. Что не всегда и не всем — другой разговор. На примере США с «вертолётными» деньгами стало понятно, что никаких проблем они не решают. Сможем ли мы (точнее смогли ли) нащупать свой, единственно верный для нашей специфики, путь, покажет время. Думаю, общенациональный план восстановления экономики за предстоящие полтора года ещё подвергнется каким-то корректировкам. Потому что, как ни гладко выглядит всё на бумаге, а оврагов у нас навалом.

Единственное, чего я всерьёз опасаюсь: не замотали бы все планы и благие намерения в бесконечных разговорах и дискуссиях. А то ведь протухнет слон, не дождавшись, пока его начнут есть, по кусочкам.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все оценки »
+1 -0
2225
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Unilever выделит бизнес по производству мороженого и сократит 7500 рабочих мест Unilever выделит бизнес по производству мороженого и сократит 7500 рабочих мест Транснациональная компания Unilever объявила о намерении выделить подразделение по производству мороженого в отдельную структуру, в котором представлены популярные бренды, такие как Magnum и Ben & Jerry's, и сократить 7500 рабочих мест в рамках новой программы экономии средств. Банк Японии впервые за 17 лет поднял ключевую ставку Банк Японии впервые за 17 лет поднял ключевую ставку Центробанк Японии увеличил ключевую процентную ставку впервые за 14 лет и прекратил регулировать доходность десятилетних государственных облигаций после двухдневного заседания, завершившегося во вторник. Александр Абрамов: Сбережения в США Александр Абрамов: Сбережения в США Как готовятся к пенсии американцы.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)