Суббота, 22.11.2025
×
Банки против маркетплейсов. Тюрьма за тунеядство и ПО. Штраф за развод. Экономика за 1001 секунду

Перемен, мы ждём перемен…

Людмила Коваленко,
шеф-редактор проекта «Банки и деловой мир»

Не то, чтобы по миру бродил призрак коммунизма или, не дай Бог, революции, но в воздухе явно пахнет переменами. Сегодня смотреть новости иной раз занимательнее, чем триллер или комедию. Потому что в них вмещается и ужасное, и смешное, и уж точно – неожиданное. Хотя некоторые эксперты клянутся, что как раз этого (или того) они и ждали. Хотите – верьте, хотите – нет.

Плейбой гегемонного масштаба

Это я про Дональда Трампа, и не надо меня подозревать в неуважении к 45-му и 47-му президенту могучей страны. Как раз уважения он заслуживает, уже хотя бы потому, что в момент покушения повёл себя, как настоящий мужик. Другое дело, что в качестве главы государства вызывает самые разные эмоции, главным образом – раздражение. Но это мы сами виноваты, надо всё же воспринимать ту или иную личность в контексте. А контекст таков, что политическая жизнь США, если брать её поверху, не что иное как шоу, которое, как известно «must go on». Оно и продолжается, меняются только фронтмены, если уж пользоваться лексикой шоу-бизнеса. Как вы сами понимаете, солист, конечно, очень важен, но продюсер в этой отрасли гораздо круче.

Так что не удивляйтесь и не возмущайтесь, как говорится, даже лучшая девушка Парижа может дать только то, что у неё есть. А американский президент – тем более. Например, Трамп выдаёт кепочку MAGA, фирменный танец и восемь (или уже десять, со счёта сбилась) умиротворённых конфликтов. Когда успел? Ах, чуть не забыла – ещё тарифы для тех, кто не слушается. Правда, они почему-то всё равно не слушаются. Даже Европа, даром, что вассальное образование.

Досужего наблюдателя, обалдевшего от воцарившегося в мире хаоса, начинают обуревать нехорошие конспирологические мысли о масонах, Ротшильдах, Бильдербергском клубе и рептилоидах. Вообще-то, здесь что-то есть, однако не в случае американских президентов. Мне больше нравится допущение, сделанное американистом Дмитрием Дробницким: пресловутое deep state – это просто федеральный госаппарат, который плевать хотел и на «слонов», и на «ослов», а держит, невзирая на партийные перестановки и дрязги, тот курс, который считает для США оптимальным. По какому праву? А не знаю, так уж сложилось. Хоть я и не американист, но кажется мне, что последним относительно самостоятельным главой Америки был Франклин Делано Рузвельт, недаром же он оставался у власти с 1933 по 1945 годы. После него некие потуги на самостоятельность были у Джона Кеннеди, но кончилось это печально. По одной из версий, Кеннеди поплатился жизнью за то, что покусился на всевластие ФРС, а правды мы, видимо, никогда не узнаем. Кстати, Трамп ведь тоже точил зуб на Федеральную резервную систему, но, похоже, уже об этом забыл.

Ну, а если не покушаться на «святая святых», американским президентам можно делать, что хочешь: хоть на саксофоне играть, хоть проводить каденцию в бессрочном отпуске.

И в этом смысле Дональд Трамп – вполне себе подходящая кандидатура: забавный, в гольф играет, танцует. Несёт, конечно, что ни попадя, но такая уж у него харизма – начинал-то плейбоем и шоуменом, куда от себя денешься?

Тем не менее, порой Трамп вызывает что-то вроде симпатии – чисто по-человечески: и его трёп, и метания, и симпатии с антипатиями. Всё лучше сонного Джо. А уж с каким удовольствием он принимает положенные (и не положенные) ему по должности почести и подарочки – это вообще отдельная песня. Не знаю, как у него получится с Нобелевской премией мира, если он таки решится напасть на Венесуэлу. Хотя Трамп как миротворец – это, как говорят филологи, катахреза, то есть понятия несовместимые. Ему это, однако, невдомёк. А если вдруг сообразит, успеет переобуться в воздухе, кому-кому, а Трампу к подобным переменам не привыкать.

Крошке Цахесу – конец?

Наверное, даже очень лояльный Америке человек не назовёт Трампа потенциальным доброжелателем России – мы для него конкуренты во всех смыслах, сколько бы он ни клялся в своей симпатии к Владимиру Путину. Но в каких-то моментах отношение к ситуации и персонажам у нас сходится. К примеру, он терпеть не может украинского «просроченного» президента – помните, какую выволочку устроил тому в Овальном кабинете? Тут дело не в политических предпочтениях или миротворчестве. Обычная брезгливость, которой начисто лишены его европейские коллеги. И нормальная реакция делового человека на растранжиривание денег. Да он и сам об этом говорил, едва ли не обозвав бывшего комика попрошайкой.

…Поймала себя на том, что избегаю называть Зеленского не то, что по имени, мне даже его фамилию писать противно, уж простите за эмоции. Возможно, потому, что в своё время с удовольствием смеялась над его шутками в КВН, и в самом деле парень был не без таланта, а сейчас – совсем не шутки, беда настоящая. Не знаю, как остальные, но я, когда его выбрали, могла предположить, что угодно, только не то, что произошло. Кто-то считал, будто он долго в должности не усидит, съедят, другие опасались, что неопытный (точнее – никакой) политик окажется марионеткой в руках местных олигархов. В целом так оно и вышло – только кукловоды оказались не в стране, а за её пределами, а кокаин завершил почти моментальную трансформацию.

У Эрнста Теодора Амадея Гофмана есть абсолютно гениальная сказочная повесть – «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», о маленьком уродце, который заклинанием доброй феи получает дар – привлекать людей и присваивать себе чужие заслуги. Если к заслугам прибавить ещё и деньги, получится портрет Зеленского. А роль феи, извините за прозу, сыграла махровая русофобия, которую русскоязычный «пацан» сделал своим знаменем. А чего стесняться, раз за это хорошо платят?

Но, судя по последним событиям, алчность крошку подвела, не помогла даже хвалёная криворожская наглость. Единственное, что его может спасти (и скорее всего спасёт) – это то, что европейская элита сама замазана в коррупции по самые ушки. И ей-то уж точно деваться некуда.

Словом, скорее всего и здесь некоторые перемены воспоследуют.  

Шизофрения, как и было сказано

Строго говоря, психические отклонения у большинства европейских начальников – следствие, а причины, как водится, экономические и управленческие. Плюс дефицит какого бы то ни было образования. С таким интеллектуальным багажом, как у акушерки Урсулы фон дер Ляйен или попрыгуньи Анналены Бербок, надо бы браться за работу попроще. Увы, деградация западных элит началась давно, и сейчас мы с ностальгией вспоминаем, например, Сильвио Берлускони и Ангелу Меркель – не то, чтобы они белые и пушистые, но хотя бы частично вменяемые.

Про образование я не просто так заговорила, даже не в связи с утверждением Урсулы, будто русские добывают микрочипы из стиральных машин – она же не сама выдумала, такие у неё спичрайтеры, а тем грамотность ни к чему. Другое дело – знать историю, на худой конец – историю собственной страны. Допустим, поляки за четыреста лет забыли, как их поганой метлой гнали из Москвы. Да и у шведов поротая под Полтавой задница успела зажить. Но немцам-то рано ещё забывать свою беду и позор. Впрочем, похоже, они как раз помнят и полны желания взять реванш, во всяком случае Фриц Мерц и вся его команда. Ради этой призрачной цели они готовы уничтожить свою промышленность (за вычетом военной) и отказаться от социальных завоеваний (разумеется, не для себя, а для народа). Вот бы порадовались Джордж Маршалл (чей план) и Людвиг Эрхард, творец государства благосостояния…

И всё-таки очень хочется понять, откуда у европейцев эта застарелая нелюбовь к России. Помнится, в девяностых она на время уступила место снисходительной терпимости – дескать, что с этих русских взять, если они даже колбасой не могут себя накормить. Но пора растерянности миновала у нас довольно быстро, что, видимо, стало неожиданностью для западных «покровителей», уже поделивших и территорию, и ресурсы. Одно мешало – народу многовато, и тогда появилась уж не знаю кем подброшенная идея насчёт того, что для России достаточно и пятидесяти миллионов населения – чтобы обслуживать нефтегазовые промыслы и их хозяев.

Получается, что нелюбовь эта – конкретно к русским людям, независимо от того, татары они, чеченцы или, предположим, чуваши. Они мешают – и тем, что православные (а также мусульмане, буддисты и иудеи), и тем, что талантливы (при всей официальной русофобии публика от русского искусства отказаться не в силах), и тем, что первыми пробились в космос и запустили первую же АЭС… Продолжать можно ещё долго, но суть в том, что русские мешают тем, что они есть. Причём многолетний опыт общения с теми же европейцами или американцами убеждает в том, что русофобия в целом не выходит за стены высоких кабинетов. Политика политикой, знаете ли, а жизнь – жизнью.

Существует мнение, будто бы психические заболевания заразительны. Думаю, оно не имеет под собой оснований. Зато внушить даже многомиллионному народу какие-то кошмарные идеи типа расизма, антисемитизма, нацизма или русофобии – вполне по силам было, даже без социальных сетей. А уж в наше-то время… Да, конечно, люди нынче обленились, думать не хотят – реклама отучила, но то, что недоступно мозгу, заплывшему жиром, всё равно проявится – уже хотя бы потому, что бездарность управления рано или поздно создаёт ощутимые житейские трудности. Помните поговорку о том, что сытое брюхо к ученью глухо? Так оно и есть.

Поэтому перемены в западном мире неминуемы – не потому, что там вдруг осознают, что русские на самом деле вполне мирные и неплохие. Нормальные люди и так это знают. А ненормальным придётся либо менять фишку (во что, честно говоря, не верится), либо уходить, уступив место тем, у кого здравый смысл доминирует. Иначе вместо призрака перемен появятся вполне ощутимые социальные бунты. Да они уже время от времени и вспыхивают, и на них так или иначе придётся реагировать. Или – уходить.

Программа, которая сломалась

Она и впрямь сломалась – в странах «золотого миллиарда» о былом благополучии лишь вспоминают. Собственно, оно недолго и длилось – пока не дожрали оставшиеся от крушения СССР куски. Разогнались было на расчленение России – а она, видишь ли, против, не даётся. Хуже того, на все санкции и рестрикции отзывается совершенно неожиданно для современных западных политиков. Ох, напрасно распустили корпус советологов – те своё дело крепко знали.

Между тем, господствовавшая глобальная экономическая модель не просто трещины дала, она на глазах распадается. Любопытно, что в авангарде её сокрушителей как раз те, кто когда-то её навязывал. Или их ближайшие потомки. С другой стороны, как и чем жить в национальном государстве, на Западе уже подзабыли. Вроде так хорошо всё сложилось: от экологически вредного производства избавились, всяких производителей микрочипов взяли в руки так, что особо не пошевелишься, атомные станции заменили ветряками – живи, не хочу. И открыли ворота всем, кто пожелал выбрать свободный и сытый мир.

Оказалось, поторопились. И с «зелёной» экономикой, и с политикой открытых дверей, и в целом – с глобализацией как таковой. Пока в мире существовало две экономических системы (не считая слаборазвитых стран, которым было не до моделей, не помереть бы с голоду), было какое-то движение. Соревновались же, кто круче. Потом колбаса победила, и капитализм как формация почил на лаврах. А точнее, обратился в финансовую модель, где уже не обязательно стало что-то производить, главное – подороже оценить на фондовом рынке. Миллиардеры начали плодиться со скоростью кроликов, в моду вошли сорок гендеров, а белым американцам пришлось целовать ботинки своих темнокожих сограждан (один из таких, к слову, даже президентом стал, как в кино про пятый элемент).

Постепенно во власть начали пробиваться странные люди, причём в последние лет десять – главным образом женщины, все на одно лицо и все страшно активные. Поскольку в управлении новые элиты ничего не соображают, в странах «золотого миллиарда» год за годом воцаряется хаос, причём довольно быстро. А тут ещё украинский конфликт, до кучи. Он элитам как подарок – всё можно свалить на русских, включая развалины часовни шестнадцатого века.

Впрочем, что я вам рассказываю – сами небось видите… А между тем в странах, которые ещё вчера снисходительно называли развивающимися или «с переходной экономикой», жизнь идёт совсем по другому сценарию. К примеру, китайцы с вьетнамцами как-то хитро совмещают марксизм с конфуцианством и буддизмом, а государственное управление с частной собственностью. И ничего, процветают себе, Китай вообще всех обошёл, хотя по некоторым оценкам и считается вторым – ломает как-то Америку опускать на вторую позицию.

Понятно, США изо всех сил сопротивляются, Трамп не устаёт рассказывать, какая его родина великая, могучая и непобедимая. И чем больше он об этом говорит, тем меньше верится в то, что «град на холме» устоит. Дело даже не в долге за 38 триллионов, а в том, что американцев перестали слушаться. Даже европейцы. Даже японская премьерша, прыгавшая вокруг него в восторге, в деньгах ему, по слухам, отказала. Саудовский принц пообещал аж триллион, только вряд ли Трамп его получит. Что остаётся? Ну, правильно, воевать, потому как усмирение восьми конфликтов в итоге оказалось либо фикцией, как Газа, либо просто не имеет к США ни малейшего отношения. А воевать страшновато, ибо нынче ядерное оружие есть уже у многих, в том числе и у тех, кого Америка назначила своими врагами.

В шахматах такая ситуация называется цугцвангом, когда любой ход ухудшает позицию игрока. В политике, видимо, надо бы назвать её тупиком, но как же быть с развитием?

Похоже, Карл Маркс и его последователи были правы, предрекая капитализму гибель, хоть и поторопились со сроками. А гибель «красного проекта», казалось бы, поставила точку на социальных экспериментах – чего от добра искать добра, опять же, как без колбасы-то?

Не получается… Хочешь не хочешь, а выход искать надо. Можно назвать его новой экономической моделью, можно – очередным экспериментом по строительству рая на земле. Ладно, не рая, пусть будет просто нормальная жизнь – мирная, относительно справедливая, без излишеств сытая и без извращений счастливая. Только вот что-то философы с учёными экономистами повывелись, некому теорию создать, а без неё какая же практика? Ау, мудрецы третьего тысячелетия, вы уже народились?

* * *

Пока мир размышляет, куда ему двигаться, некоторые предприимчивые люди уже всё придумали. Сначала Клаус Шваб с компанией решили, что народу на планете слишком много, и надо бы население уполовинить. Вот, правда, в начале этого года его попёрли с тёплой должности главного давосского начальника, да и возраст не дал развернуться. Но тут же нарисовался новый спаситель – Билл Гейтс, задумавший остановить глобальное потепление, распылив в атмосфере то ли мел, то ли что-то в этом роде. Словом, прикрыть Землю от солнечных лучей. Когда ему указали на возможные негативные последствия этой меры, он только отмахнулся. Ну, вымрет часть человечества, и пускай, слишком много людишек развелось.

Так что точно, требуются если уж не мудрецы, так по крайней мере образованные и ответственные люди. Земля у нас одна, а перемены не должны быть фатальными. 

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Фондовые индексы США завершают пятничные торги ростом, но остаются в минусе по итогам недели Фондовые индексы США завершают пятничные торги ростом, но остаются в минусе по итогам недели Основные фондовые индексы США уверенно повышаются в последний час пятничной сессии на фоне возобновившихся надежд на декабрьское снижение ставки, хотя уже откатились от внутридневных максимумов. Несмотря на пятничный рост, три ключевых индекса остаются в минусе по итогам недели: S&P 500 и Dow Jones потеряли более 1%, а Nasdaq — свыше 2%. Валютный обзор: доллар ослаб против иены, но идёт к недельному росту Валютный обзор: доллар ослаб против иены, но идёт к недельному росту Доллар США в пятницу снизился против иены после того, как японские власти усилили «вербальные интервенции», пытаясь остановить падение национальной валюты. При этом американская валюта движется к крупнейшему недельному росту за шесть недель. Европейские рынки закрылись разнонаправленно на фоне повышенной волатильности Европейские рынки закрылись разнонаправленно на фоне повышенной волатильности Фондовые площадки Европы закрылись в пятницу разнонаправленно на фоне волатильных торгов, поскольку сохранялись опасения по поводу высоких оценок компаний в сфере искусственного интеллекта.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)