Воскресенье, 15.09.2019
×
Вернуть деньги в экономику и снизить налоги

Boeing: разбор полетов

+1 -0
Аа +
Ксения Лапшина,

аналитик ИК QBF

Как живет компания после мартовской катастрофы?

10 марта 2019 года в воздушном пространстве Эфиопии произошла авиакатастрофа с участием лайнера Boeing 737 MAX 8, принадлежащего авиакомпании Ethiopian Airlines. Это был второй инцидент с самолетом данной модели: в октябре 2018 года крушение около острова Ява потерпел такой же лайнер индонезийской авиакомпании Lion Air. Катастрофа в Эфиопии вынудила более 25 авиакомпаний и более 30 стран прекратить эксплуатацию самолетов класса Boeing 737 MAX и закрыть для них воздушное пространство. За первые два торговых дня после случившейся катастрофы, 11-12 марта, акции корпорации Boeing упали на 11% – так компания потеряла более $26 млрд своей рыночной стоимости.

После мартовской авиакатастрофы Boeing сменил топ-менеджеров, назначив новых управляющих на должности главного инженера в подразделении коммерческих самолетов и вице-президента по инженерным разработкам. С апреля компания устранила неполадки в системе MCAS (система увеличения характеристик маневрирования), обновила бортовое ПО и провела более 100 тестовых полетов. Авиаконцерн планирует представить полный отчет об устранении проблем в Федеральное авиационное управление США (FAA) в сентябре-октябре, однако полеты 737 МАХ вряд ли возобновятся раньше 2020 года, а СЕО Boeing Деннис Мюленбург прогнозирует сложности с поставками самолетов даже после получения новой сертификации.

Во II квартале текущего года Boeing зарезервировала $4,9 млрд по итогам предварительной оценки возможных льгот и уступок заказчикам, связанных с прекращением полетов лайнеров серии 737 МАХ и сопутствующих поставок этой модели. Авиаконцерн также потерял заказ на 50 самолетов от авиакомпании Flyadeal из Саудовской Аравии на общую сумму $5,9 млрд. Какие еще потери ждут компанию в ближайшей перспективе, и как сложившаяся ситуация отразится на авиастроительной отрасли и авиаперевозчиках по всему миру?

Кто виноват и что делать

Лайнеры серии 737 MAX были спроектированы как ответ на новую модель самолета Airbus A320 Neo. По сравнению со своими европейскими конкурентами, Boeing 737 MAX более автоматизированы, имеют более высокую дальность полета и потребляют меньше топлива. Самолеты этой серии стали самыми продаваемыми за всю историю компании. На начало марта 2019 года число заказов на лайнеры превышало 5 тыс. ед., из которых большинство приходится именно на MAX 8. В настоящий момент было произведено и поставлено менее 500 самолетов.

Таблица 1. Технические характеристики лайнеров модели 737 MAX

 

737 MAX 7

737 MAX 8

737 MAX 9

737 MAX 10

Пассажировместимость

458

537

593

622

Длина

35,5 м

39,5 м

42,2 м

43,8 м

Размах крыла

35,9 м

Высота

12,3 м

Крейсерская скорость

842 км/ч

Дальность полета

7038 км

6704 км

6658 км

6238 км

Тип двигателя

CFM International LEAP-1D

Стоимость лайнера

$96 млн

$117,1 млн

$124,1 млн

$129,9 млн

Источник: данные компании, расчет QBF

В новых самолетах серии 737 MAX была произведена замена двигателей на более мощные и более эффективные с увеличенным диаметром турбины. Из-за их большого размера двигатели было невозможно установить на место прежних, поэтому они были вынесены немного вперед и закреплены выше. Данная техническая особенность привела к тому, что центр тяжести у самолетов оказался нарушен. Для исправления дефекта инженеры компании разработали специальную систему увеличения характеристик маневрирования (MCAS), но о ее существовании разработчики ничего не сообщили: до индонезийской катастрофы в октябре 2018 года об этой системе не знали ни пилоты, ни технические службы, ни руководители авиакомпаний. Руководство Boeing знало о том, что конструктивные особенности самолетов 737 МАХ изменили поведение машин в воздухе и только система MCAS может обеспечить безопасность полета. Тем не менее изначально сигнализация о неисправности датчиков системы MCAS устанавливалась на самолетах только по желанию заказчика в качестве дополнительной опции.

Согласно источникам The Wall Street Journal, эксперты, которые изучали данные черных ящиков, пришли к выводу, что именно из-за ошибки в работе системы MCAS произошли обе упомянутые выше катастрофы. ФБР и Министерство юстиции США инициировали расследование, каким образом новые лайнеры Boeing были сертифицированы Федеральной авиационным управлением США (FAA), имея такие серьезные нарушения. После катастрофы в Эфиопии в компании официально признали, что виной произошедшему стала ошибка ПО и что разработка обновления началась еще в октябре сразу после инцидента с индонезийским лайнером.

В течение апреля-мая Boeing провела около 100 тестовых полетов для проверки обновленного ПО, и в мае апдейт официально был завершен. Однако глава Boeing Деннис Мюленбург не сообщил, когда модернизированную систему MCAS установят на самолеты для прохождения сертификации. Сначала планировалось, что 737 МАХ вернутся в небо в июне, затем сроки продлевались до августа, октября, декабря, но, судя по всему, что лайнеры возобновят полеты не раньше 2020 года. Компания планирует предоставить в FAA окончательный отчет по исправлению неполадок к сентябрю-октябрю, а окончательная сертификация пока откладывается в связи с необходимостью полной проверки отдельных моделей серии 737.

Последствия для компании

С 1 по 22 марта акции Boeing просели на 17,7% с $440 до $362 за акцию, что привело к снижению капитализации компании более чем на $40 млрд. В марте Bank of America Merrill Lynch прогнозировал возможные потери авиаконцерна в 2019 году в размере $2,4 млрд, если Boeing будет вынужден приостановить производство самолетов или если авиакомпании начнут отменять свои заказы. Несмотря на то, что лайнер 737 МАХ 8 в данный момент не слишком распространен, его производство распланировано на годы вперед. Boeing получает предоплату заказов перед началом производства, поэтому размер портфеля заказов имеет существенное значение. По предзаказу стоимость одного самолета $45-50 млн, без предзаказа – $100-120 млн. Авансы составляют немалую часть доходов компании.

В апреле Boeing объявил о сокращении производства самолетов 737 МАХ с 52 до 42 ед. в месяц, чтобы иметь возможность сосредоточиться на сертификации обновленного программного обеспечения. Всего во II квартале авиаконцерн поставил 90 лайнеров по сравнению с 194 ед. во II квартале 2019 года, из них только 24 самолета модели 737 – это почти в 6 раз меньше чем годом ранее. За I полугодие концерн поставил 239 самолетов, тогда как годом ранее показатель составлял 378 самолетов, из них 113 самолетов модели 737 против 269 лайнеров годом ранее. С апреля по июнь не было поставлено ни одного самолета серии 737 МАХ. Глава Boeing рассказал, что компания не исключает, что производство лайнеров 737 MAX может быть приостановлено, если FAA не одобрит возобновление эксплуатации этих самолетов до конца текущего года.

Источник: данные компании, расчет QBF

Почти 500 самолетов серии 737 MAX вынуждены простаивать в ангарах по всему миру, только в Китае их насчитывается 96 ед. В среднем, простой одного самолета обходится в $14,4 тыс. в сутки. Американская авиакомпания Southwest Airlines теряет из-за простоя около $8,5 млн каждый месяц, а компании American Airlines запрет полетов Boeing 737 MAX может обойтись в $400 млн по итогам 2019 года. Большое число авиакомпаний обратились к концерну лично или в судебном порядке с требованием возместить убытки. В результате в финансовом отчете за II квартал Boeing зафиксировала единовременный убыток после налогообложения в размере $4,9 млрд как результат предварительной оценки возможных льгот и уступок заказчикам, связанных с прекращением полетов лайнеров серии 737 МАХ и сопутствующих поставок этой модели.

Несомненно, что Boeing понесет и другие расходы, которые в общей сложности могут составить около $3 млрд: компенсации семьям погибших и пострадавших, судебные издержки, затраты на переобучение пилотов и обновление ПО. Кроме того, в июне компания потеряла заказ на 50 самолетов от лоукостера Flyadeal из Саудовской Аравии на общую сумму $5,9 млрд. Мажоритарные акционеры Boeing подали групповой иск к компании, поскольку, по их мнению, менеджмент был осведомлен о наличии проблем с безопасностью 737 MАХ, но скрывал данную информацию.

Последствия для отрасли

Как бы ни обстояли дела с запретом полетов лайнеров 737 МАХ, простоем самолетов и сокращением производства, сложившаяся ситуация никак не изменит положения дел в авиастроительной отрасли в долгосрочной перспективе. И даже возможная отмена заказов, и переход авиакомпаний на самолеты Airbus не пугают представителей компании Boeing. Производственные мощности Airbus загружены по максимуму для обеспечения поставок по уже существующим заказам, таким образом, французский авиаконцерн Airbus не обладает достаточными мощностями, чтобы заменить самолеты Boeing 737 MAX. На начало марта 2019 года объем заказов самолета Airbus A320 Neo составлял около 5800 ед. С учетом того, что в месяц производится около 60 самолетов, компании понадобится десяток лет, чтобы выполнить свои заказы. В случае, если авиакомпании захотят переключиться с самолетов Boeing на лайнеры Airbus, они будут вынуждены ждать своих заказов значительное время.

Кроме того, переход от одних самолетов к другим влечет за собой необходимость переподготовки пилотов. Приборы и системы управления на самолетах Boeing и Airbus существенно отличаются друг от друга, а пилоты в обязательном порядке проходят сертификацию на одном из самолетов. Таким образом, пилоты не могут управлять тем типом самолета, на котором они не обучались, за редким исключением, когда обучались на обоих типах лайнеров.

Тем не менее котировки акций резко отреагировали на временное лидерство Airbus, и аналогичная динамика, вероятно, сохранится до полного разрешения ситуации. Пока Boeing считает многомиллиардные убытки, Airbus представила на редкость хороший отчет по итогам II квартала. Выручка европейской компании выросла на 23,6% г/г и составила 30,9 млрд евро, а чистая прибыль увеличилась практически в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее до 1,2 млрд евро. Оба показателя оказались выше консенсус-прогнозов аналитиков.

Источник: Investing.com, расчет QBF

Красной пунктирной линией обозначена дата авиакатастрофы в Эфиопии

Говоря об американских авиакомпаниях, не все из них понесли равнозначные потери в связи с запретом эксплуатации самолетов 737 МАХ. Из шести крупнейших авиакомпаний США Delta Airlines и JetBlue Airways не делали заказ на самолеты данной модели, а потому оказались в выигрышном положении. Авиакомпания Alaska Airlines имеет предзаказ только на самолеты 737 МАХ 9, поставки которых должны были начаться только в 2019 году, но, по всей видимости, были отложены с целью всесторонней проверки и обновления ПО. Больше всего убытков понесли Southwest Airlines и American Airlines, в парке которых более 20 самолетов 737 МАХ 8, а весь объем заказов составляет 250 и 100 лайнеров соответственно. American Airlines решила не ждать у моря погоды, и сделала заказ на 50 самолетов у компании Airbus, но свой заказ у Boeing пока отменять не стала.

Таблица 2. Американские заказчики самолетов Boeing 737 MAX

Авиакомпания

737 MAX 8

737 MAX 9

737 MAX 10

American Airlines

100 (24)

-

-

Delta Airlines

-

-

-

United Airlines

14 (14)

21

100

Southwest Airlines

250 (26)

-

-

JetBlue Airways

-

-

-

Alaska Airlines

0

32

0

Источник: данные компании, расчет QBF

В скобках указано, сколько самолетов из заказа уже было поставлено

Динамика акций авиакомпаний США прямо пропорциональна количеству самолетов в их ангарах. С момента второй авиакатастрофы акции Delta Airlines, JetBlue Airways и Alaska Airlines прибавили около 20%, бумаги United Airlines выросли на 10%, акции Southwest Airlines остались на том же уровне, а American Airlines – снизились.

Источник: Investing.com, расчет QBF

В глобальном масштабе большинство авиаперевозчиков смогли реорганизовать свою деятельность, найдя замену выведенным из эксплуатации самолетам 737 MAX, несмотря на сезон летних отпусков и необходимость увеличить количество рейсов. Однако есть и такие авиакомпании, которые столкнулись с трудностями. В частности, Norwegian Airways пришлось использовать на трансатлантических маршрутах более крупные самолеты Boeing 787 за неимением других свободных, каждый из которых заменяет собой два самолета 737 MAX, что привело к изменению расписания полетов и объединению рейсов. В случае если полеты 737 MAX будут приостановлены на более длительный срок, например, в следующем году, то компании могут столкнуться с необходимостью продления сроков эксплуатации старых самолетов или расконсервации ранее выведенных из эксплуатации лайнеров, что значительно увеличит стоимость эксплуатации авиатехники и, соответственно, операционные издержки.

Альтернативным решением для авиакомпаний может стать аренда самолетов у лизинговых компаний на период высокой нагрузки. Это может быть аренда "под ключ" с экипажем, эксплуатацией и страховкой, которая обходится в $3-3,3 тыс./час за старые модели самолетов, или без экипажа и без эксплуатационных расходов по цене $230-300 тыс./месяц. Но даже это приведет к повышению операционных расходов перевозчиков.

Что дальше

Большинство экспертов склонно считать, что приостановка полетов лайнеров 737 MAX возобновится в 2020 году, поскольку все неполадка были улажены компанией, а программное обеспечение обновлено. По завершению проверок Boeing осталось получить официальное одобрение и сертификацию Федерального авиационного управления США. Как уже стало понятно, авиаконцерн понесет многомиллиардные убытки в связи с компенсационными выплатами, но в долгосрочной перспективе компания имеет шанс вернуть себе былое величие. Большой объем заказов на лайнеры 737 MAX означает, что данные самолеты имеет стратегическое значение не только для самой корпорации, но и для всей отрасли в целом, потому что компенсировать новые самолеты нечем. Таким образом, после отмены запрета на полеты 737 МАХ поставки лайнеров возобновятся в полном объеме.

Стоит отметить, что приостановка полетов Boeing 737 MAX – это не первый подобный случай временного снятия самолетов с эксплуатации по соображениям безопасности. В 2013 году были приостановлены полеты лайнера Boeing 787 Dreamliner из-за возгораний аккумуляторных батарей. Инженерам удалось устранить неполадки: данная модель самолета до сих пор пользуется спросом, и число заказов на нее не снижается.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]