Пятница, 21.09.2018

ИнвестАрена. Доступный сервис онлайн-инвестиций на мировых финансовых рынках. Читать о финансах и тут же зарабатывать.

Проблемы дешевеющей «жизни»

+4 -0
579
Аа +
Владимир Черников,

генеральный директор компании «Ингосстрах-жизнь»

Основные проблемы инвестиционного страхования жизни – мисселинг и высокие комиссии банкам-посредникам. Решить проблему могут как изменение банками своей бизнес-модели в этом сегменте, так и регуляторные новации на рынке.

Сегмент страхования жизни и в особенности продукты с инвестиционной составляющей (ИСЖ) в последнее время вызывают особое внимание регулятора. Это внимание — признание того, что «жизнь» стала по-настоящему крупным сектором страхового рынка. Мы неоднократно говорили о том, что именно «жизненное» страхование в последние годы является драйвером страхового рынка: два года подряд (в 2015-2016 гг.) темпы его ежегодного прироста составляли не менее 40%. Прошлый год лишь подтвердил этот тренд.

Общие сборы страховщиков жизни по итогам 2017 года выросли на 44% по сравнению с 2016 годом, достигнув 356,3 млрд рублей. С 2011 года объём рынка ИСЖ совокупно превысил 500 млрд рублей. При этом страхование жизни впервые обогнало по сборам такие виды, как добровольное медицинское страхование и ОСАГО, учитывая что последнее является вменённым видом страхования. В итоге сегодня на страхование жизни приходится порядка 20% всех собираемых страховых премий.

Логичным шагом для сохранения темпов развития отрасли и поддержания её стратегической значимости является появление стандартов, которые должны позволить сделать страховые компании и их продукты более транспарентными для клиентов, снизив риски мисселинга.

Как я уже отмечал, стремительный рост «жизни» был бы невозможен без банковского канала продвижения. На него сегодня приходится порядка 90% продаж полисов в сегменте.

С точки зрения банков эта ситуация объясняется просто: избыточная ликвидность банковского сектора и низкая кредитная активность банков приводят к тому, что депозиты населения – источник пассивов для банковской системы – теряют свою привлекательность для кредитных организаций. Но есть и обратная сторона медали. При продаже инвестиционного страхования некоторые банковские сотрудники (вольно или невольно) допускают так называемый мисселинг, когда клиентов не полностью или некорректно информируют об условиях договора. Чаще всего эти ситуации возникают в сегменте с невысоким уровнем финансовой грамотности.

Стандартизируй это

На эту проблему обратил внимание и регулятор. Так, Комитетом по стандартам деятельности страховых организаций при Банке России была утверждена дорожная карта по разработке базовых стандартов для страховщиков в сегменте страхования жизни.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) уже готовит соответствующий стандарт. В частности, для корректного информирования клиента предлагается вынесение самых важных пунктов договора страхования на отдельную страницу крупным шрифтом (речь о выкупной сумме, отсутствии гарантии инвестиционного дохода и т. д.).

Контроль за его соблюдением со стороны саморегулируемой организации будет жестким. Нарушение стандартов повлечет за собой штрафы (от 600 тысяч рублей) и, в качестве крайней меры, исключение из членов ВСС. Это означает автоматическое лишение страховщика лицензии.

Однако введение стандарта, который затрагивает только страховые компании, без включения туда агентов-юридических лиц, будет полумерой, так как зачастую непонимание клиентами сути продукта возникает именно на этапе продажи. Поэтому важно, чтобы регулятор поддержал мнение страховщиков по поводу обязательной аттестации лиц, предлагающих страхование жизни с инвестиционной составляющей. «Банк России считает целесообразным проведения аттестации посредников. Рассматривается возможность реализации данного вопроса с участием СРО», — говорится в сообщении регулятора. Таким образом, в ближайшее время может появиться механизм аттестации страховых агентов, посредников, в том числе сотрудников банков-агентов.

Кроме того, регулятор рассматривает и более жесткие варианты решения проблемы мисселинга. Банки могут обязать стать членами ВСС, чтобы придерживаться разрабатываемых им стандартов либо же принять собственные стандарты продаж ИСЖ банковскими объединениями (Ассоциацией российских банков и ассоциацией «Россия»). Еще одна возможность — принятие стандартов на законодательном уровне. Надеюсь, что это позволит снизить количество случаев мисселинга.

Однако остается другая сложность. Дело в том, что ситуация с доходностью на рынке инвестиционных страховых продуктов будет усугубляться: регулятор неоднократно подчеркивал, что в этом году продолжит последовательное снижение ставки рефинансирования. Это повлечет опережающее снижение доходности банковских депозитов и высоконадежных облигаций — самых востребованных групп активов, используемых страховщиками для инвестирования по продуктам ИСЖ.

На этом фоне приемлемые ранее комиссионные вознаграждения начинают ощутимо сказываться на потенциале доходности ИСЖ для клиента. В случае если не произойдет их пропорционального снижения, страховой рынок применительно к продуктам с инвестиционной составляющей может ожидать заметное сокращение его объемов, поскольку доходность ИСЖ — ключевой фактор с точки зрения клиента (при наличии гарантии возврата основной суммы). Решить эту проблему могут только сами банки, изменив модель продаж на более умеренную.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+4 -0
579

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
×
Finversia-TV

Новости

Основные курсы и котировки