Понедельник, 01.12.2025
×
День благодарения и последний рывок на бирже. Блог Яна Арта - 29.11.2025

Конкурентные преимущества суверенного ESG-банкинга

Аа +
+3 -0
Василий Высоков,
председатель совета директоров банка «Центр-инвест», профессор, д.э.н.

Зачем банкам климатические «навороты»? Двойные стандарты климатической повестки. Технологическая таксономия. ESG-цифровизация. Интеграция ESG-рисков и отчетности. Пруденциальное регулирование банков.

Декабрьский доклад ЦБ РФ «Климатические риски в меняющихся экономических условиях»[1] отражает взгляд регулятора на одну из компонент популярного ESG-банкинга[2].

Исходя из общих рекомендаций зарубежных регуляторов, в докладе приведены общие схемы влияния климатических рисков на традиционные категории рисков: кредитный, рыночный, процентный, ликвидности, операционный, репутационный, страховой. Доклад рекомендует участникам рынка разработать инструменты идентификации, оценки, мониторинга и управления климатическими рисками, проводить стресс-тестирование и анализ их влияния на традиционные банковские риски, отражать в работе советов директоров, исполнительных органов и сотрудников оценки климатических рисков и их влияние на стратегию, бизнес-план, операционную деятельность. Приведенные в докладе примеры результатов внедрения в других странах показали, что далеко не всегда, далеко не везде, далеко не все банки проходят до конца и следуют этим рекомендациям.

В докладе приведен перечень показателей, которые банки должны запрашивать у заемщиков:

– количественных (абсолютные и удельные показатели выбросов парниковых газов, загрязняющих веществ, стоков, отходов и загрязнения земли, а также затрат и инвестиции в охрану окружающей среды);

– и качественных (раскрытие информации о политике и планах по решению экологических проблем и внедрению наилучших доступных технологий).

Вся эта информация должна отражаться в нефинансовой отчётности банков.

В докладе определены также направления учета климатических рисков регулятором на основе принятых в Российской Федерации документов по ограничению парниковых газов с государственной поддержкой климатических объектов, эксперимента по декарбонизации экономики, организации торговли углеродными единицами.

Развивая этот суверенный подход, следует отметить, что национальный EGS-банкинг должен не копировать ошибки и фейки западной бюрократии, а помогать внедрять новые технологии. Суверенитет – это не автаркия, а глобальная конкурентоспособность[3]. Конкурентными преимуществами российского суверенного ESG-банкинга должны стать: суверенная технологическая таксономия, цифровизация и интеграция финансовой и нефинансовой отчётности[4].

Зачем банкам климатические «навороты»? Погода на завтра волнует всех, включая банкиров, больше, чем климат через 30 лет. Банки не финансируют климат, они кредитуют реальные проекты в торговле, сельском хозяйстве, в строительстве, на транспорте и коммунальной инфраструктуре. При этом банки всегда учитывали климатические риски. Банкиры не строили сложных моделей, но в своих оценках для учета погодных, климатических факторов использовали накопленный опыт и экспертные суждения, учитывали технологический прогресс и помогали клиентам: кредитовать посадки лесополос, строительство дамб, оросительных каналов, мостов, укреплений береговых линий, переход к капельному орошению, замену мазута и угля природным газом; переход на замкнутое водоснабжение, автоматизацию работы котельных, ремонты многоквартирных домов.

Накопленный опыт позволяет банкам оставаться «в тренде, в авангарде и в полной боевой готовности» к климатическим рискам. Эта готовность и дисциплина банков вызывает искушение использовать банки и регулятора в очередной раз для решения проблем, которые в принципе лежат за периметром собственно банковской деятельности: если изменение климата влияет на жизнь людей и работу предприятий, то, как говорят математики, необходимо и достаточно: предложить новые технологи и проекты, снижающие новые климатические риски, создать механизмы стимулов и штрафов за переход/отказ от перехода к технологической трансформации. Большинство «зеленых» технологий находятся в стадии внедрения, искусственное ускорение – это недобросовестный маркетинг инноваций и двойные стандартны политиков.

Если банки наказывать штрафными санкциями за невыполнение/недоучет переходных рисков, то самое простое решение банков – остановить кредитование «коричневой» экономки.

В «зеленой эйфории» важно помнить, что никакие регуляторные меры не отменят законы сохранения массы и энергии, что тепло зимой в доме требует топлива, что для зарядки электромобилей надо произвести энергию: сжечь уголь, газ… Кроме фундаментальных ограничений существуют технологические ограничения, связанные с резервированием мощностей и альтернативных источников для сезонных, пиковых, экстремальных нагрузок при неравномерной загрузке солнечных батарей, ветровых генераторов, запасов воды для гидростанций.

Двойные стандарты климатической повестки. Современное обостренное внимание к климату связано c желанием развитых стран сохранить свои конкурентные преимущества под лозунгами преодоления климатических рисков и отвлечь массовое сознания от борьбы с нищетой, голодом, неравенством, болезнями за здоровье, чистую воду, эффективную энергетику, ресурсосбережение, комфортные города, правосудие и партнерство и достижение других Целей устойчивого развития[5]. Именно поэтому в рекламу, информационную поддержку, инфраструктуру исключительно климатической повестки вкладываются несоизмеримо огромные средства.

Санкции быстро вернули западные страны к использованию ископаемых энергоресурсов[6] и наглядно продемонстрировали двойные стандарты к расширению «зеленых» технологий. Список таких технологий должен быть открытым, технологии должны быть доступны и не могут быть объектом санкций. Углеродные налоги должны направляться на инвестиции в зеленые технологии развивающихся стран, а не пополнять бюджеты бывших колониальных держав.

Технологическая таксономия. Правительство утвердило критерии отбора проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации[7]. Если ВЭБ.РФ дополнит эту таксономию показателями рекомендованными в докладе ЦБ РФ, то банкам не понадобится проводить опрос с чистого листа каждого клиента. Достаточно будет обратиться к справочнику и получить в автоматическом режиме все данные, которые волнуют регулятора: своеобразный «зеленый KYС[8]« для банков. Кроме того, существуют справочники Наилучших доступных технологий[9], которые содержат информацию о том, какие технологии являются передовыми в каждой отрасли. Эту информацию также полезно дополнить показателями, рекомендованными в докладе. Проблему межведомственного взаимодействия надо решать, используя цифровые технологии с учетом интересов всех банков, кредитующих реальную экономику.

Для внедрения новых технологий государство вправе вводить целевые задания, лимиты, налоговые стимулы и штрафы, субсидии и компенсации. Без мер государственной финансовой поддержки разговоры об углеродной нейтральности, снижении выбросов парниковых газов останутся декларациями, благими пожеланиями или станут фундаментом мошеннических схем. Банки подключают к этим процессам именно потому, что подготовка нормативной базы не успевает за политическими декларациями.

ESG-цифровизация. ESG-банкинг без цифровых технологий невозможен, а цифровизация без ESG не имеет смысла[10]. Дело не только в том, что информационные технологии способны обработать огромное количество данных о климате и тем самым создать иллюзию научной обоснованности принимаемых мер по «управлению» климатом. Цифровизация позволяет проверить на достоверность EGS-хайп и трансформировать климатические призывы, слоганы и лозунги в алгоритмы, процедуры и программы. Поэтому нормативная и регуляторная база для учета климатических рисков должна разрабатываться на основе цифровых технологий и направляться банкам в форме программных продуктов и сервисов, а банковский надзор осуществляться автоматически.

Физические климатические риски связаны с неблагоприятными погодными явлениями, переходные риски – с регуляторными требованиями для клиентов банка. Вряд ли банкиры глубоко погружались в особенности экстремальных явлений, они просто аппроксимировали климатические детали общей оценки рисков и корректировали эту общую оценку по мере роста частоты природных катаклизмов даже без учета роста проблем в результате увеличения средней температуры. Если известно распределение вероятности ущерба от неблагоприятных климатических явлений, то рассчитать риски убытков для конкретного проекта, финансируемого банками, не составляет труда. Далее, в рамках управления рисками, банки вместе с клиентами легко определяют затраты по предотвращению климатических рисков конкретного проекта.

Климатические риски – не новость для банков, банки всегда их учитывали, идентифицировали, использовали количественные оценки (экспертные, тестовые) и накопили опыт управления такими рисками. Новость лишь в том, что у государства и бизнеса нет надежных оценок физических рисков, а попытки создать при отсутствии таких оценок нормативную базу для регулирования повышают переходные риски для работы компаний и банков на международных рынках. Как показано в докладе, формирование надежных оценок физических рисков – глобальная проблема, которую пытаются решить разные регуляторы в разных странах на основе рекомендаций разных международных организаций (GRI, TCFD, SASB, UN Global Compact, CDP, UNCTAD, ОЭСР и другие).

Интеграция ESG-рисков и отчетности. Нефинансовая отчетность компенсирует недостаток финансовой грамотности отдельных заинтересованных сторон. Но финансовую отчетность никто не отменял, рано или поздно ESG-факторы и риски должны учитываться в финансовых показателях и биржевых котировках. Этот процесс уже начался: Международный совет по стандартам в области устойчивого развития (ISSB) представил базовые требования и первые стандарты по раскрытию информации: IFRS S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации, связанной с устойчивым развитием»[11] и IFRS S2 «Раскрытие информации, связанной с изменением климата»[12]. Пока сложно говорить о раскрытии механизмов влияния климата на финансовые показатели. Но это не отменяет и не откладывает стремление использовать главные преимущества суверенного ESG-банкинга: находить креативные решения для нового спектра рисков и нового горизонта планирования, согласовывать рискованные мечты о светлом будущем с текущими реалиями. ESG-банкинг заставляет решать эту задачу, используя новые альтернативы, новые возможности, новые инструменты для новой адаптации к новым вызовам.

Пруденциальное регулирование банков предусматривает стимулирование крупных компаний раскрывать информацию о подверженности климатическим рискам, что позволит банкам оценивать климатические риски заемщиков и только после выхода из регуляторных послаблений. С точки зрения международного опыта в докладе справедливо подчеркнуто, что:

– «на глобальном уровне пока отсутствуют согласованные подходы к учету климатических рисков в капитале финансовых организаций»;

– «полученные результаты пока не приводят к введению дополнительных микро‐ и макропруденциальных мер»;

– «существующее пруденциальное регулирование не в полной мере учитывает климатические риски»;

– «ни один из существующих макропруденциальных инструментов не может быть применен для снижения системных климатических рисков без предварительной калибровки».

В этой ситуации можно приветствовать концепцию Банка России в отношении «зеленых» и адаптационных проектов на основе технологического суверенитета и структурной адаптации экономики:

– банки должны финансировать проекты устойчивого развития;

– регуляторные стимулы проекта должны зависеть от вклада в достижение целей устойчивого развития;

– объем стимулов должен ограничиваться способностью банка самостоятельно восстанавливать капитал.

Для внедрения регуляторных стимулов ESG-трансформации потребуются участие Правительства и профильных министерств. В перспективе индикатором кредитного риска может быть независимый кредитный рейтинг проекта. Банки должны актуализировать оценку кредитных рисков заемщиков с учетом влияния на их деятельность климатических факторов, в оценках вероятности дефолта и достаточности капитала.

 

[2] ESG (англ. Environmental, Social, and Corporate Governance) - Экологическое, социальное и корпоративное управление.

[8] KYC - Know Your Client (знай своего клиента)

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Российские финансы: обзор важнейших событий ноября 2025 года Российские финансы: обзор важнейших событий ноября 2025 года Вклады теряют привлекательность. Кредитование восстанавливается. IPO ДОМ.РФ. Минфин разместил рекордный объем ОФЗ. Коррекция на рынке драгметаллов. Рубль наказал спекулянтов. Банки против маркетплейсов. Google представила мощную версию ИИ Gemini 3. Самые распространенные схемы криптовалютного мошенничества. «Альфа-КИБ»: индекс Мосбиржи вырастет на 40-48% в будущем году «Альфа-КИБ»: индекс Мосбиржи вырастет на 40-48% в будущем году Аналитики корпоративного-инвестиционного Альфа-Банка выпустили инвестиционную стратегию по каждой отрасли отечественной экономике, а также по глобальным рынкам и конечно, прогнозы по будущей динамики индекса Мосбиржи. Экономическая статистика 1-7 декабря 2025: ожидания Экономическая статистика 1-7 декабря 2025: ожидания Мировые рынки, выступления, отчеты, анонсы событий.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)