Вторник, 25.01.2022
×
Что происходит на фондовом рынке. Дмитрий Потапенко - Владимир Левченко

Александр Абрамов: Невиданные высоты инфляции

- -
Аа +

Хотелось бы формирования реально конкурентных рынков.

В НОЯБРЕ 2021 г. мой любительский Индекс продуктовой инфляции Т-12 (цены 12-ти стандартных товаров в трех московских супермаркетах) достиг 26,1% - совершенно невиданных высот (красная кривая на графике 1). Показатель пробил все самые пессимистические инфляционные ожидания, фиксируемые в опросах Банка России (см. зеленые кривые на графике). Я бы даже не поверил, что так бывает, если сам бы не ощупывал каждый товар на прилавке и не фотографировал ценники. За год к ноябрю прошлого года цены выросли: +83,5% морковь (хотя ее цены очень разные в разных супермаркетах), + 50,5% самый дешевый батон белого хлеба в магазине, +46,3% самая дешевая курица, + 29,3% - упаковка селедки Матиас, + 25,6% конфеты «Мишка косолапый», + 20,3% сок апельсиновый, + 13,8% молоко «Простоквашино».  Мой показатель очень локальный, не претендую на альтернативное видение официальных индикаторов, но это реальный показатель.

Заметил интересную реакцию на растущую инфляцию многих людей. Они говорят, «мы в домике», наша инфляция импортирована из других стран, да и внутренние производители столкнулись с такими-то объективными трудностями. А в целом у нас все хорошо, импортозамещение идет, все разрешится само собой.

Здесь бы я обратил внимание на пару рассуждений, вытекающих из двух других моих любительских индексов инфляции – «Овощная тарелка-12» и «Фруктовая тарелка-15», которые отражают динамику цен на  12 разных овощей и 15 фруктов в одном из крупных московских супермаркетов (см. график 2).

По поводу импортирования инфляции. Цены на ФРУКТЫ, входящие в показатель «Фруктовая тарелка-15» в ноябре 2021 г. снизились по сравнению с их уровнем в ноябре прошлого года на 11,9% (!), в том числе на грейпфруты «минус» 56,5%, хурму – 43,7%, Киви -28,6%, Апельсины – 19,5%, Лимоны – 18,2%, яблочную корзину – 15,3%, виноград белый – 15,3%. А ведь во фруктах доминируют импортные товары. То есть здесь импорт помогает снизить внутреннюю инфляцию.

И еще – интересная закономерность с овощными ценами в этом супермаркете. В ноябре 2021 г. стоимость овощной тарелки выросла по отношению к ноябрю прошлого года на 22,2% (в том числе - +155,7% капуста белокочанная, +56,3% кабачки, + 53,9% свекла, + 20,0% лук репчатый, + 14,3% картофель). Это много, но в октябре овощная инфляция по нашему показателю составляла целых 50%. То есть овощная инфляция в этом магазине резко замедлилась!

Что же произошло? Всего за месяц, несмотря на наступление зимы, цены (по состоянию на 2 декабря к 2 ноября текущего года) снизились – на баклажаны на 32,1%, на помидоры и огурцы в среднем на 30%, картофель белый на 24,8%, картофель красный на 32,0%, морковь на 22%, капусту цветную на 16,7% и белокочанную на 12,7%, перец красный - на 13,3%. На 99% это снижение обеспечили внутренние производители: баклажаны из Дагестана, помидоры из Московской обрасти, Мордовии и Саранска, огурцы из Московской области, капуста белокочанная из Тульской области, цветная из Ростова-на Дону… Впервые за 6 лет наблюдений я увидел в этом магазине зимой перец оранжевый из Краснодарского края или баклажаны из Дагестана. Согласитесь, странно, ведь что-то произошло, чтобы случился такой приток дешевых на треть продуктов от широкого спектра российских производителей.

Не знаю точного ответа, но мне бы хотелось думать, что это результат реакции торговой сети и ее поставщиков на обратную связь от общества, на резко отрицательную реакцию людей и СМИ на цены. Это заставило предпринимателей искать решение, и оказалось, что резервов снижения цен на овощи на треть за месяц вполне достаточно просто за счет расширения географии внутренних поставщиков. На мой взгляд (хотя могу и ошибаться) это позитивная история о ценностях обратных связей в экономике. В идеале, конечно, хотелось бы чтобы такие частные ситуации в итоге приводили бы формированию реально конкурентных рынков, где производители не перекладывают всех своих проблем на потребителей. Но в сегодняшних реалиях об этом можно только мечтать. Да и для тех, кто «в домике» это тоже может быть уроком. Чтобы проблемы хоть как-то решались, их надо обсуждать с учетом несовершенств сложившейся экономики. Если обсуждаешь и ищешь решения баклажаны и помидоры будут стоить на треть дешевле.      

И последнее. Также по нашим наблюдениям в ноябре 2021 г. цены на яйца куриные выросли на 27,3% (невероятный рекорд), цены на бензин (по двум заправочным станциям) – на  9,3%.

График 1

График 2

Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/ae.abramov

В разделе «Обзор блогов» редакция представляет републикации наиболее интересных постов известных российских экономистов, публицистов, финансистов и экспертов, опубликованных на личных каналах и онлайн-ресурсах авторов. Ссылки на эти ресурсы указаны под обзором. Данные републикации не являются подготовленными специально для Finversia.

Ответственность за информацию, высказанные профессиональные и этические оценки, версии и прогнозы остается на авторах блогов.

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод иноязычных блогов – авторы блога.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
- -
754
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Этих помоем или новых наделаем? Этих помоем или новых наделаем? По официальным данным, население Москвы насчитывает сегодня более 13 миллионов человек. Если добавить область, да ещё кучу «понаехавших» без регистрации – то и 20 миллионов будет минимальной цифрой. Особенно если учесть, что каждый год здесь добавляется от 350 до 400 тысяч жителей (это тоже по официальной статистике). Volkswagen и Bosch совместно разработают ПО для автономного вождения Volkswagen и Bosch совместно разработают ПО для автономного вождения Cariad, дочерняя компания Volkswagen, занимающаяся разработкой программного обеспечения, и поставщик автокомпонентов Bosch объединяются для разработки программного обеспечения для автоматизированного вождения, которое будет использоваться в автомобилях Volkswagen. Вениамин Каганов: «Единственный способ справиться с мошенниками – постоянно формировать финансовую культуру» Вениамин Каганов: «Единственный способ справиться с мошенниками – постоянно формировать финансовую культуру» Финансовые потери россиян от действий мошенников оцениваются в миллиарды рублей ежегодно. Помогает «социальным инженерам» не только то, что они работают на опережение, постоянно совершенствуя свои методы, но и недостаточная финансовая грамотность россиян. Вениамин Каганов, директор Ассоциации развития финансовой грамотности, рассказал о мероприятиях, призванных повысить осведомленность россиян в области финансов. Отдельно эксперт остановился на инвестиционной грамотности и аккредитованных Ассоциацией программах крупных игроков рынка по её повышению.

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »