Пятница, 18.10.2019
×
Новости экономики Финансовый прогноз (прогноз на сегодня) 18.10.2019

В океане с опасными рыбами

+2 -0
Аа +

Цифровая грамотность нуждается в не меньшем внимании, чем грамотность финансовая. К такому выводу пришли в НАФИ по итогам исследования «Цифровая грамотность для экономики будущего». Результаты проекта были презентованы на пресс-конференции 20 июня в МИА «Россия сегодня».

На обложке брошюры Национального агентства финансовых исследований о цифровой грамотности, которую все желающие могли изучить на пресс-конференции, был изображен человек в маске, ластах и с аквалангом. Внутри – иллюстрации с изображением подводного мира. Как потом выяснилось, эти образы выбраны не случайно: они символизируют погружение человека в цифровое пространство, не такое уж безобидное, как кажется на первый взгляд. Без специальных навыков и экипировки здесь не обойтись.

Гонка за цифровым лидерством

Модерируя встречу, директор НАФИ Гузелия Имаева напомнила, что в 1919 году в РСФСР был принят Декрет о ликвидации безграмотности. На данный момент впору принимать подобный документ в отношении ликвидации цифровой безграмотности.

- Сегодня в России огромный интеллектуальный потенциал. Если мы обратимся к международным сравнениям, то мы являемся лидерами в области базовых навыков – счета, чтения, письма. Но при этом отстаем по цифровым компетенциям, - констатировала Гузелия Имаева, начиная свою презентацию.

В рейтинге базовой грамотности Россия занимает 9-е место среди ведущих стран мира, в рейтинге цифровой грамотности – только 20-е. Последние два года между странами идёт гонка за лидерство в цифровом пространстве, продолжила свою мысль Гузелия Имаева. В этой гонке принимают активное участие такие страны, как Сингапур, США, Эстония. Те страны, которые не работают в данном направлении, станут лишь потребителями технологий.

А что население? По данным исследования НАФИ, индекс цифровой грамотности россиян составляет 52 пункта из 100 возможных. Высокий уровень цифровой грамотности имеют 26% граждан нашей страны.

- Мы здесь не говорим про знание языков программирования и другие очень сложные вещи. Речь о базовых знаниях, - пояснила Гузелия Имаева.

Самое страшное – отсутствие рефлексии

Уязвимыми в цифровом пространстве являются даже юные соотечественники, о которых иногда говорят, что они «в интернете с рождения». По словам Гузелии Имаевой, рождение в цифровую эпоху не гарантирует цифровой грамотности. Обучение этой «дисциплине» должно проводиться независимо от возраста.

Цифровая грамотность, помимо прочего, включает в себя понимание роли информации в интернете, умение ее анализировать, а также осознавать пользу и вред, который она может нанести. Каждый второй россиянин, опрошенный НАФИ, признаёт, что не задумывается о пользе или вреде информации, которую находит в интернете. «Самое опасное – это когда нет рефлексии… - прокомментировала директор НАФИ. – Необходимо развитие компетенций критического мышления как такового. В школах много внимания уделяется знанию материала как такового, но очень мало – его осмыслению».

Опять-таки, каждый второй россиянин считает, что защита персональных данных не является его проблемой, и что о ней должно заботиться государство. Людям все меньше интересны технические характеристики компьютеров, они не осознают важности обновления антивирусных программ, не понимают риска при использовании публичных сетей WI-FI и т.д.

Больше половины респондентов – 51% – при получении информации из медиа не сопоставляет сведения из разных источников. Информационный шум мешает людям сосредоточиться и более критично воспринимать информацию. Такой показатель, как подиндекс медиаграмотности, составляет, по измерениям НАФИ, 65 пунктов из 100 возможных.

А вот подиндекс коммуникативной грамотности россиян равен 46 пунктов из 100. Молодые люди не воспринимают интернет-среду как пространство, где применимы те же нормы этики общения, что и в реальной жизни. Для России очень актуальна проблема кибер-травли.

Гузелия Имаева подчеркнула, что высокий уровень цифровой грамотности повышает конкурентоспособность на рынке труда. Один из хороших каналов повышения цифровой грамотности людей – работодатели. Но не все работодатели готовы вкладываться в эту область, с сожалением отметила директор НАФИ.

В ходе исследования не выявлено гендерных различий по уровню цифровой грамотности россиян.

Вместо роботов - дельфины

В заключение директор НАФИ подвела основные итоги исследования. Бездумное потребление информации ведёт к огромным рискам для отдельного человека, для компании для государства в целом. К одним из самых серьёзных угроз, которые нас ожидают в ближайшие годы, относятся кибер-угрозы. Необходимо развивать этику межличностной коммуникации в цифровой среде, социальную ответственность медиа-компаний, а также популяризировать инновации в формате Edutainment (от англ. Education – образование + Entertainment – развлечение).

Гузелия Имаева попросила обратить внимание на дизайн брошюры НАФИ о цифровой грамотности: «Здесь нет картинок с роботами, с летающими дронами. Мы хотели подчеркнуть, что на развитие цифровой грамотности очень сильно влияет среда, в которой мы живём». Вместо роботов и дронов на многочисленных иллюстрациях изображались представители морской фауны – дельфины, акулы, черепахи…

Презентация и обсуждение результатов исследования НАФИ, посвященного уровню цифровой грамотности населения
Презентация и обсуждение результатов исследования НАФИ, посвященного уровню цифровой грамотности населения
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Не перегнуть палку

Вслед за Гузелией Имаевой слово взял заместитель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, председатель Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям Дмитрий Сазонов. Он напомнил, что ранее было объявлено о подготовке в текущем году около 50 законопроектов, касающихся развития цифровой экономики. Эксперт признался, что критически смотрит на подобные заявления, и призвал «не перегибать палку». По словам председателя Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, «переварить» такое количество документов, проанализировать их финансово-экономическое обоснование не представляется возможным. По его мнению, в приоритетном порядке должны быть приняты законопроекты, позволяющие устранить ненужных посредников, а также касающиеся удалённой идентификации, в том числе биометрической.

Юлия Алфёрова, советник министра экономического развития Российской Федерации, рассказала про работу с малым и средним бизнесом, про программы поддержки этой сферы, про сервисы и агрегаторы, которые помогают малому бизнесу оптимизировать издержки.

- Цифровизация нам помогает легализовывать бизнес, в том числе многочисленные интернет-магазины, которые открываются через социальные сети, - поделилась Юлия Алфёрова.

Она тут же пояснила, что речь не идёт о закрытии проектов, которые приносят доход. Задача, напротив, состоит в стимуляции легализации малого бизнеса, в том числе за счёт снижения некоторых пошлин.

Судьба земноводных в руках государства

Директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрей Сельский отметил: несмотря на то, что частные компании обеспечивают рост цифрового сектора, институциональные изменения находятся в руках государства. Он рассказал об уже реализуемых программах массового обучения населения цифровой грамотности. В рамках двадцати с лишним программ планируется просветить более 5 миллионов человек. Программы имеют чёткие KPI – 40% населения России к 2024 году должны обладать высоким уровнем цифровой грамотности.

По мнению Андрея Сельского, «новое поколение» в цифровом пространстве ощущает себя как рыба в воде. Они являются так называемыми digital natives (пер. с англ. коренные жители цифрового общества). «Поэтому необходимо делать акцент на цифровой грамотности земноводных – то есть на нас с вами, в особенности на возрастной группе 55+», - отметил Сельский. Между уровнем грамотности разных возрастных групп наблюдается троекратный разрыв, добавил он.

Гузелия Имаева решила продолжить аналогию, которую привёл Андрей Сельский:

- Да, детям действительно комфортно в этой среде, но они всё равно ещё в аквариуме. Для того чтобы плавать в большом океане с опасными рыбами, нужно сформировать правильные установки и понимание, зачем это нужно.

Кому нужна цифровая грамотность?

Принципиально иную позицию занял исполнительный директор НКО «Ассоциация электронных торговых площадок», представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по вопросам цифровой экономики Илия Димитров. Он подчеркнул, что ни одна страна мира пока не перешла в цифровую экономику, поскольку в этом случае был бы зафиксирован экономический рост на десятки процентов. То, что происходит на наших глазах — это лишь информатизация текущих проектов.

Илья Димитров призвал учить людей не бездумно «тапать по кнопкам», а мыслить. Куда важнее, по мнению представителя Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по вопросам цифровой экономики, обучать не цифровой грамотности, а математике, лингвистике, программированию, визуальным образам, аналитике и этике. «Это – самое важное, если мы хотим, чтобы эта вещь (искусственный интеллект, - прим. ред.) нас не сожрала», - подчеркнул Илия Димитров. Он добавил, что цифровая экономика, о которой так много говорят – это не более чем управление прогнозами. «С её помощью можно лишь спрогнозировать, сколько можно заработать и сколько можно сэкономить», - пояснил Димитров и оказался единственным из выступающих, кто удостоился аплодисментов зала.

В завершение пресс-конференции выступила руководитель образовательного проекта QIWI Finteen Елена Луценко. Она заверила, что контент, повышающий цифровую и финансовую грамотность, очень востребован детьми и подростками. Компания продолжит проводить работу в направлении повышения уровня финансовой грамотности и цифровой грамотности граждан.

Москва.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »

фото события

+2 -0
419

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Проверить каждого! Проверить каждого! К чему приведет политика Центробанка по ограничению выдач розничных кредитов. В США насчитывается 618 000 миллионеров из поколения миллениалов В США насчитывается 618 000 миллионеров из поколения миллениалов Согласно отчету Coldwell Banker Global Luxury and WealthEngine, опубликованному в 2019 году, в США насчитывается около 618 000 «миллионеров миллениалов», собственный капитал которых превышает 1 миллион долларов. Миллениалы - рожденные в период с 1982 по 1996 года, или люди, чей возраст составляет от 23 до 37 лет в настоящее время. Финансовая грамотность – для всей семьи Финансовая грамотность – для всей семьи Каждый год осенью проходит Всероссийская неделя сбережений, объединяющая мероприятия по финансовой грамотности. В этом году ее ключевым событием в Ярославской области станет Финансовый семейный фестиваль, организаторами которого выступают Министерство финансов Российской Федерации в лице АНО «Национальный центр финансовой грамотности» и Правительство Ярославской области. Что нас ждет интересного и полезного на фестивале и почему он важен и нужен для всех и каждого, мы узнали у куратора – заместителя губернатора Ярославской области Ильи Баланина.

[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]