При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Голландская компания Nexperia, ключевой игрок на рынке базовых полупроводников, оказалась в эпицентре острого корпоративного и геополитического кризиса. Ситуация, длящаяся уже несколько месяцев, создаёт прямую угрозу глобальным цепочкам поставок, прежде всего для автомобильной промышленности, и может привести к неизбежным остановкам конвейеров.
Nexperia, являющаяся дочерней структурой китайской Wingtech, предприняла беспрецедентный шаг, опубликовав открытое письмо к своему же китайскому подразделению. В нём компания заявляет, что все попытки наладить прямой диалог через обычные каналы полностью провалились. Европейское руководство прямо предупреждает о «неизбежных остановках производства» у своих клиентов по всему миру.
Несмотря на заверения китайских властей о готовности содействовать возобновлению экспорта чипов с фабрики в Дунгуане, реальные поставки так и не наладились. Это подтверждает, что кризис вышел за рамки корпоративного конфликта и превратился в полномасштабную геополитическую проблему.
Последствия кризиса уже ощущают на себе ведущие игроки автопрома. О критических рисках для производства заявили: японская Nissan, крупнейший мировой поставщик автокомпонентов Bosc и концерны, входящие в Немецкую ассоциацию автомобильной промышленности (VDA): Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW.
По данным VDA, пока удаётся избегать полномасштабных сбоев на сборочных линиях, но ситуация с доступностью компонентов остаётся крайне неопределённой, особенно на перспективу первого квартала 2026 года.
Кризис разразился в сентябре, когда правительство Нидерландов, ссылаясь на закон времён холодной войны и озабоченность США вопросами безопасности, ввело внешнее управление над Nexperia. Целью было предотвратить перевод ключевых активов и технологий в Китай.
Ответ Пекина был жёстким и незамедлительным: власти КНР заблокировали вывоз готовой продукции с заводов Nexperia в Китае. Это вызвало шок на рынке, поскольку компания производит миллиарды простых, но абсолютно незаменимых компонентов — транзисторов, диодов, элементов управления питанием. Эти чипы критически важны для работы автомобильной электроники, датчиков, тормозных систем и множества других функций.
На прошлой неделе появилась надежда на разрядку: Гаага приостановила своё вмешательство после переговоров с китайскими властями. Однако очень скоро ситуация вновь зашла в тупик.
Китайское подразделение Nexperia заявило, что более не признаёт полномочия европейского менеджмента, назвав действия Нидерландов «экспроприацией». Фактически, внутренняя корпоративная коммуникация была полностью разорвана. В ответ европейская сторона прекратила отправку в Китай кремниевых пластин — основы для производства чипов — сославшись на неуплату.
Хотя Пекин частично ослабил экспортные ограничения, цепочка поставок остаётся под сильным давлением. Аналитики проводят параллели с ограничениями на экспорт редкоземельных металлов: европейская промышленность критически зависит от китайского производства, и сейчас непонятно, кто из клиентов и в каком объёме сможет получать чипы.
Китай и ЕС на высшем уровне призвали разрешить спор на корпоративном уровне. В ходе переговоров министра коммерции КНР Ван Вэньтао и исполнительного вице-председателя Европейской комиссии по торговле и экономической безопасности Мароша Шефчовича стороны поддержали идею урегулирования, которое восстановит управление и нормальный поток продукции.
Однако отчаянное открытое письмо Nexperia свидетельствует об обратном: переговоры с китайскими «дочками» заблокированы, а риски для мировой автопромышленности продолжают неуклонно расти.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- What’s going on at Nexperia? Dutch chipmaker issues urgent plea to its China unit (CNBC)
- Dutch chipmaker Nexperia urges Chinese units to help restore supply chain (Reuters)





















обсуждение