При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Над Федеральной резервной системой США (ФРС) сгущаются тучи, и центральные банкиры по всему миру с тревогой наблюдают за разворачивающейся драмой. Политический шторм, инициированный Дональдом Трампом, грозит выйти за национальные границы и подорвать устои глобальной финансовой системы, основанные на независимости монетарных властей.
Поводом для растущего беспокойства стали беспрецедентные атаки президента США на Федеральную резервную систему. Раздраженный юридической защищенностью руководства ФРС и длительными сроками полномочий членов Совета управляющих, которые должны пережить любое президентство, Дональд Трамп оказывает интенсивное давление на председателя Джерома Пауэлла, призывая его уйти в отставку, и добивается смещения другого члена совета, Лизы Кук.
Опасения международного сообщества центральных банкиров заключаются в том, что если самая влиятельная центральная банковская система в мире поддастся этому давлению или если Трамп найдет способ сместить её ключевых фигур, это создаст крайне опасный прецедент. От Европы до Японии устоявшиеся нормы независимости денежно-кредитной политики могут столкнуться с новой волной атак со стороны местных политиков. Как отметил на полях ежегодного симпозиума в Джексон-Хоуле член правления Европейского центрального банка Олли Рен, политически мотивированные атаки на монетарные власти могут распространиться на остальной мир.
Именно поэтому Рен и его коллеги так активно поддерживают Пауэлла в его стремлении стоять на своём. Даже после того как глава ФРС дал сигнал о возможном снижении процентных ставок в сентябре, он был встречен овациями, когда вышел на трибуну. Для мирового финансового истеблишмента он стал символом сопротивления.
Беседы с десятками глав центральных банков на протяжении мероприятия выявили глубокую озабоченность. Сценарий, при котором способность ФРС бороться с инфляцией будет поставлена под угрозу из-за потери независимости, воспринимается как прямая угроза их собственному статусу и, в более широком смысле, глобальной экономической стабильности. Последствиями, по их мнению, станут серьёзные потрясения на финансовых рынках: инвесторы начнут требовать большей премии за владение американскими облигациями и пересмотрят статус казначейских ценных бумаг как жизненной силы мировой финансовой системы.
Центральные банки по всему миру уже начали готовиться к последствиям, рекомендуя поднадзорным им кредитным организациям внимательно следить за своими рисками, связанными с американской валютой.
Что ещё более фундаментально, капитуляция ФРС положит конец эре, которая принесла относительную ценовую стабильность и длилась, по крайней мере, с тех пор, как легендарный Пол Волкер покончил с высокой инфляцией 40 лет назад. С тех пор всё больше центральных банков следовали модели ФРС, основанной на политической независимости и сосредоточенности на своем мандате — для большинства это удержание инфляции на уровне около 2%. Президент Бундесбанка Йоахим Нагель подчеркивает, что это напоминание о том, что независимость нельзя воспринимать как данность, и она является непременным условием ценовой стабильности.
Пока что рынки не проявляют глубокого беспокойства по поводу независимости ФРС. Американские фондовые индексы демонстрируют рост, а резкого скачка доходности казначейских облигаций или инфляционных ожиданий, которые символизировали бы риски для ФРС, не произошло.
Однако испорченные отношения Трампа с ФРС, происходящие в стране, воспринимаемой как оплот сильных институциональных и правовых традиций, заставляют других центральных банкиров остро осознавать, насколько хрупкой может быть их собственная независимость.
Даже ЕЦБ, чья автономия от правительств еврозоны закреплена в договорах ЕС, вынужден был отчаянно бороться, чтобы её отстоять. Его обвиняли в финансировании правительств во время запуска масштабной программы покупки облигаций, и он пережил множество судебных разбирательств. Правые и левые партии в Италии, Германии и Франции также периодически критикуют европейский центральный банк.
В других странах процесс назначения глав центральных банков превратился в политический футбол. Глава центробанка Латвии Мартиньш Казакс столкнулся с критикой за то, что не не пошел навстречу пожеланиям правительства во время его переизбрания. В Словении из-за межпартийных склок пост главы центробанка остается вакантным с января. В Японии покойный премьер Синдзо Абэ критиковал тогдашнего управляющего Банка Японии Масааки Сиракаву за бездействие в борьбе с дефляцией и лично назначил Харухико Куроду в 2013 году, когда Сиракава ушёл в отставку за несколько недель до окончания срока полномочий.
Трамп, заявивший, что окончание срока Пауэлла в мае не может наступить достаточно быстро, и публично начавший процесс выбора преемника, по мнению некоторых осведомленных источников, мог взять на вооружение тактику Абэ. В свою очередь, действия Трампа могут воодушевить правительства по всему миру и побудить их установить больший контроль над своими центральными банками. Это может заложить основу для глобально более высоких темпов инфляции и повышенной волатильности на рынках.
Как отмечает старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона и бывший главный экономист МВФ Мори Обстфельд, захват контроля над ФРС стал бы крайне негативным примером для других правительств. Трудно смотреть на то, что происходит в Соединенных Штатах, которые считались оплотом системы сдержек и противовесов и верховенства права, и не сделать вывод, что другие страны являются более легкой мишенью.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- World's central bankers fear being caught in Fed's storm (Reuters)
обсуждение