Суббота, 25.06.2022
×
Экономика России - яблоко разбора. Пятничные посиделки: Дмитрий Потапенко и Ян Арт

Прогноз развития мирового автомобильного рынка: ставка на электрокары

+4 -0
Аа +
Андрей Ванин,

руководитель управления аналитики финансовых рынков «ГПБ Инвестиции»

На этой неделе Toyota сообщила, что на время приостановит производство на пяти заводах из-за нехватки микросхем, а Opel еще в середине года объявил об остановке производства до 2022 года. В последнем исследовании Автостат сделал несколько прогнозов: оптимистичный предполагает рост легкового рынка на 5%, а пессимистичный — снижение на 11%. Более широкий прогноз предполагает, что на рынке авто начнется новый суперцикл. С чем он будет связан, и кто может стать лидером?

COVID-19 и его последствия

В 2020 году мировой объем продаж легковых автомобилей сократился на 15,9% год к году из-за пандемии. Больше всего постарадала Европа и Южная Америка, где продажи упали сразу на четверть. России повезло чуть больше — наряду с Японией, продажи в странах упали на 10%.

Уже в первой половине 2021 года продажи удвоились по сравнению с показателями 2020 года. Китай, Европа, Россия показали рост на 27%, США — на 29%. Но это произошло благодаря низкой базе 2020 года, то есть фактически сбой в цепочках поставок так и не позволил превзойти значения допандемийного 2019 года.

Поскольку цепочки поставок пока не восстановились до конца, а рынки находятся под влиянием омикрон-штамма, рассчитывать на скорое восстановление рынка не стоит. Планирование производства обычно закладывается как минимум на полгода вперед, поэтому можно также ожидать, что стоимость автомобилей в перспективе полугода вырастет еще на 5%. Так будет продолжаться, пока заводы по производству чипов, которые необходимы для производства авто, не смогут удовлетворить спрос.

Что запустит новый суперцикл

Изменения рынка автомобилей связаны с новым энергопереходом и целью достижения нулевых выбросов парниковых газов (CO2) к 2050 году. Скорейшему переходу от двигателей внутреннего сгорания к зеленым видам транспорта способствует Парижское соглашение между лидерами 180 стран о сокращении выбросов углерода до нулевого уровня и ограничении роста глобальной температуры не более чем на 2 оС.

Многие страны планируют сократить выбросы парниковых газов на 50–55% уже к 2030 году. Поскольку автомобильный транспорт вносит существенный вклад в выбросы CO2, правительства финансово и законодательно стимулируют развитие зеленого транспорта. Для того чтобы этот переход шел еще быстрее, Европейский союз запретил продажу новых авто на бензине и дизеле уже с 2035 года. Уже 15 стран заявили о своей готовности полностью отказаться от автомобилей с традиционным видом топлива.

Мощная политическая поддержка и инвестиции в развитие зеленой инфраструктуры могут запустить новый автомобильный суперцикл. Ключевыми задачами станут утилизация устаревшего транспорта и электрификация уже производимых моделей.

Пионеры рынка: Китай и Германия

Практически все мировые производители автомобилей адаптируют текущее производство и ставят новые цели по производству электромобилей. С 2030 года Volvo будет продавать только электромобили, а Ford будет продавать только электромобили в Европе. General Motors планирует к 2035 году предлагать только электрокары и гибриды, Volkswagen будет поставлять 70% электромобилей в Евросоюз и всего 30% оставит на машины с традиционным видом топлива.

Один из пионеров рынка — Li ONE из Китая. Он производит внедорожники небольшой мощности, которые стоят на 50% дешевле Tesla Model X и любых аналогов из Европы. Это позволяет Li ONE быть на пике популярности в Китае уже сейчас. Несмотря на то что компания вышла на массовое производство только в ноябре 2019 года, среднегодовой темп роста поставок Li ONE составляет 322% год к году.

Также одним из лидеров рынка может стать NIO — публичный китайский автопроизводитель, производитель моделей, которые могут составить конкуренцию Tesla Model S. Линейка состоит из трех внедорожников — ES8, ES6 и EC6. Их цена начинается с $50 тыс. за базовую комплектацию. Недавно NIO начала поставки в Норвегию, и уже в 2022 году планирует экспансию в Германию. Также компания не исключает создание собственных производств в Европе.

Что касается Германии, Volkswagen, который много лет производит авто с двигателями внутреннего сгорания и управляет десятком брендов, также планирует сокращения традиционных авто и инвестиции в зеленый транспорт. Благодаря своим мощностям и возможностям производства, до 2025 года включительно компания потратит €73 млрд на развитие аккумуляторных электромобилей. План компании — выпускать 70 электромоделей — выглядит реальным на фоне низкой конкуренции автогиганта в своем секторе. Глобальный план Volkswagen включает основное обеспечение Европы электрокарами — компания планирует поставлять около 70% машин.

Как скоро рынок ждет революция

Эксперты итальяно-американского производителя авто Stellantis, управляющие Peugeot, Chrysler, Opel, Citroën, Dodge и другими брендами считают, что автоиндустрия может не справиться с быстрым переходом на электромобили. Цель выйти на нулевые выбросы настолько амбициозна, что заставляет государства и производителей торопиться в разработке и принятии решений. Из-за этого можно упустить что-то важное или допустить ошибки. Так, например, в августе General Motors уже отзывал более чем 140 тыс. моделей Bolt EV из-за проблем с аккумуляторными модулями. Проблемы на производстве сохраняются даже после возмещения ущерба.

С другой стороны, замена транспортных средств будет существенно влиять на рост рынка автомобилей. Уже в 2021 году 56% автомобилей требуют замены, поскольку их выбросы превышают требуемые. Через 5–7 лет с такой необходимостью примерно 25% автовладельцев. И тогда, учитывая экологическую повестку, водители будут вынуждены переходить на новые виды транспорта. Так, к 2040 году общий объема производства автомобилей может увеличиться более, чем вдвое и составить около 3,63 млрд единиц техники. Это гораздо больше, чем готовы покрыть существующие мощности заводов. Это означает, что список автопроизводителей будет пополняться новыми именами и, возможно, некоторые стартапы сумеют либо нарастить мощности, либо стать частью уже существующих автоконцернов.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »