При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ведущие автопроизводители Европы столкнулись с очередным ударом: акции крупнейших компаний региона резко упали после того, как Европейская комиссия объявила о планах ввести новые пошлины и снизить квоты на импорт стали. Это решение, направленное на защиту отечественных металлургов, уже вызвало тревогу среди автопроизводителей, для которых сталь является одним из ключевых компонентов себестоимости.
Во вторник Европейская комиссия представила проект, предусматривающий повышение тарифов на импорт стали и сокращение объёмов беспошлинных поставок почти наполовину.
Согласно предложению, годовой лимит на беспошлинный импорт стали будет снижен до 18,3 млн тонн, что на 47% меньше квоты 2024 года. Всё, что превысит этот объём, будет облагаться повышенной пошлиной — до 50%, что фактически делает дополнительные поставки экономически невыгодными.
По словам представителей Еврокомиссии, меры направлены на создание «сильной и устойчивой защиты» европейской сталелитейной отрасли, которая страдает от глобального перепроизводства и демпинговых цен, в первую очередь со стороны Китая.
Однако для автомобильной промышленности — крупнейшего потребителя стали в Европе — эта политика может обернуться ростом издержек и снижением конкурентоспособности.
Рынок мгновенно отреагировал на новость. Уже к полудню индекс Stoxx Europe Automobiles & Parts упал более чем на 2%, став лидером падения среди отраслевых индексов Европы.
Особенно тяжело ситуация сказалась на немецких автопроизводителях — крупнейших потребителях стали в ЕС. Акции BMW обвалились более чем на 8%, достигнув самого низкого уровня с сентября прошлого года. Падение стало одним из худших для компании за последние двенадцать месяцев.
Помимо BMW, акции Mercedes-Benz, Porsche и Volkswagen также снизились более чем на 2%. Французская Renault потеряли более 2,5%, а котировки Stellantis в Милане упали примерно на 0,5%.
Представители автомобильной отрасли выступили с жёсткой критикой инициатив Еврокомиссии. Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) заявила, что такие меры «займут слишком агрессивную позицию» и приведут к росту стоимости сырья и административных издержек.
Генеральный директор ACEA Сигрид де Фрис (Sigrid de Vries) отметила, что около 90% стали европейские автопроизводители закупают внутри ЕС, а значит, новые ограничения в первую очередь разгонят цены на внутреннем рынке.
«Мы не оспариваем необходимость определённой степени защиты для сталелитейной промышленности, — подчеркнула де Фрис. — Но те параметры, которые предложила Комиссия, слишком сильно ограничивают рынок. Мы выступаем за более взвешенный баланс между интересами производителей и потребителей стали».
Решение Брюсселя об усилении тарифной защиты сталилетейной отрасли стало частью более широкой стратегии по укреплению европейской промышленной базы на фоне глобальных торговых конфликтов и роста издержек. Однако, по мнению экспертов, меры, направленные на защиту металлургов, могут ударить по смежным секторам, прежде всего по автопрому, который обеспечивает миллионы рабочих мест в Европе.
Автомобильная промышленность остаётся одним из ключевых локомотивов экономики ЕС, обеспечивая свыше 6% совокупного ВВП и более 13 млн рабочих мест. Любое повышение стоимости сырья напрямую отражается на себестоимости автомобилей, что может привести к снижению экспортной конкурентоспособности и замедлению восстановления отрасли после трудных постпандемийных лет.
Новые тарифы пока не вступили в силу — проект будет обсуждаться странами-членами ЕС и Европарламентом. Тем не менее уже сейчас очевидно, что баланс между защитой производителей и поддержкой потребителей станет одной из самых острых тем в экономической политике Брюсселя в ближайшие месяцы.
Пока же фондовые рынки ясно дают понять: автопроизводители встревожены, и без корректировки тарифной политики ЕС рискует столкнуться с замедлением целой отрасли, от которой во многом зависит экономическое будущее Европы.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Auto giant shares tumble as European Union’s new steel tariffs spark industry panic (CNBC)
обсуждение