При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как отреагируют фондовые рынки?
Китайский юань отыграл потери на Московской бирже к вечеру среды, которая принесла отечественной валюте ослабление примерно на 2,45%. Рубль с начала мая торгуется в диапазоне 80,40–82,40 к доллару на фоне сниженной активности инвесторов перед праздничными выходными и с учетом позитивной динамики цен на нефть, но также слухов о том, что члены китайской делегации, прибывшей в Москву, покупали некоторые объемы юаней на Мосбирже для повышения ликвидности китайской валюты и упрочнения ее статуса как ведущей валюты взаиморасчетов.
Более существенного ослабления рубля можно ожидать с июня, когда объемы репатриации экспортной выручки просядут из-за текущего снижения цен на нефть. В позитивном ключе, впрочем – слухи о том, что США и Россия обсуждают возобновление поставок российского газа в Европу, появившиеся в четверг на «наделавшие много шума». Пока я не склонен закладываться на этот фактор, хотя в случае его валидации прогнозы ослабления рубля большинством экспертов будут наверняка пересмотрены.
Между тем, пара рубль/доллар остается под влиянием ожиданий улучшения параметров внешнеторговых операций, несмотря на замедление прогресса в диалоге между российским и американским правительствами. Индекс доллара США находится на самых низких отметках с сентября 2024 года, что способствует укреплению многих валют в их парах с «американцем».
На последнем заседании ФРС в среду Джером Пауэлл объявил о том, что ставка по Федеральным фондам останется без изменений в диапазоне 4,25–4,50%. Таким образом, на монетарном фронте в паре рубль/доллар мы получили нейтральную картину, т.к. Банк России на последнем заседании также отказался менять ключевую ставку.
Мир сотрясают новые геополитические конфликты, которые усиливают эффект нервозности экономических «тарифных» войн. Текущие военные события на Ближнем Востоке (Йемен) и в Южной Азии (обострение между Индией и Пакистаном), хотя едва ли имеют прямое отношение к прогнозу по курсу рубля или золота, опасны тем, что йеменские хуситы часто используют тактику захвата судов в Персидском заливе. В то же время, ситуация военного конфликта между Индией и Пакистаном опасна тем, что обе страны являются ядерными державами, поэтому общая нервозность будет сохраняться или даже усиливаться до тех пор, пока миру не станет понятен сценарий его окончания.
Я наблюдаю рост пессимизма среди экспертов в том ключе, что рубль может значительно ослабнуть в ближайшие месяцы из-за произошедшего в начале мая падения цен на нефть ниже $60 за баррель. Это, в свою очередь, может привести к недополучению российским бюджетом около четверти доходов от нефтегазового сектора. В этом ключе, как известно, министерство экономического развития России ожидает, что среднегодовая цена российской нефти составит $56 за баррель, что значительно ниже прошлогодних $66 за баррель.
Тем не менее, я не разделяю чрезмерно мрачных ожиданий, ведь на международном рынке нефти картель ОПЕК и существует для того, чтобы худо-бедно контролировать предложением цены выше пороговых рентабельностей нефтедобычи. Понятно, что многие страны (по последним данным, Казахстан) регулярно нарушают квоты, но все же я сомневаюсь, что производители будут продолжительное время торговать себе в убыток. Кроме того, если цены на нефть продолжат падать ниже уровня рентабельности сланцевых производителей в США и Канаде, то многие из них обанкротятся и покинут рынок. Это приведет к ребалансировке объема мирового предложения «черного золота», и цена на нефть вернется к значениям положительной рентабельности.
Впрочем, есть своего рода экстремальный урок эпохи ковида, когда фьючерсы на американскую нефть 20 апреля 2020 года впервые в истории на короткое время стали технически отрицательными (лишь фьючерсы, но не фактическая отпускная цена, да и то – этот казус возник из-за резкого скачка стоимости фрахта нефтетанкеров и глобальной нехваткой объемов нефтехранилищ из-за карантинов). Очевидно поэтому, что это явно был другой случай.
Не стоит полностью игнорировать негативные прогнозы, так как они сами по себе могут оказывать психологическое влияние на курс рубля. Минфин предполагает, что дефицит российского бюджета в текущем году может вырасти и превысить отметку в 3 трлн. рублей, хотя изначально предполагалось, что он составит чуть более 1 трлн. рублей.
В результате, я все же прогнозирую некоторое ослабление рубля с текущего уровня, примерно 81,78 за доллар, до около 85 рублей за доллар. Это, в первую очередь, связано с возобновлением Центральным банком закупок валюты для минфина в соответствии с обновленным «бюджетным правилом». Согласно заявлению министерства, с 13 мая по 5 июня минфин намерен приобретать иностранную валюту и золото в рамках бюджетного правила на сумму 41,6 млрд. рублей, при этом ежедневный объем операций составит около 2,3 млрд. рублей. В период с 7 апреля по 12 мая минфин продавал валюту и золото на сумму почти 36 млрд. рублей, а ежедневный объем операций составлял порядка 1,6 млрд. рублей, что можно расценивать как дополнительный фактор укрепления отечественной валюты. Но теперь картина может развернуться диаметрально противоположно – причем, обещанные объемы покупки вырастут на 44% по сравнению с показателями предшествующих продаж, и это тоже надо учитывать..
Что касается золота, то здесь я также ожидаю положительную динамику, хотя и менее выраженную по сравнению с предыдущими месяцами с начала года. Китай продолжает покупать драгметалл уже 6 месяцев подряд. Кроме того, по данным WGC, притоки средств в золотые ETFы в апреле составили $11 млрд. Положительная динамика продолжается уже 5 месяцев подряд, несмотря на небольшую коррекцию котировок в мае. Страны Азии в апреле закупились золотом на рекордные $7,3 млрд., и для продолжения скупок такими «ударными» темпами оснований предостаточно.
обсуждение