Понедельник, 01.12.2025
×
Грядет год больших потрясений. Олег Вьюгин - Алексей Мамонтов

Яков Миркин: Социальная рыночная экономика

Аа +
- -

В ней – будущее России.

Разве рыночная экономика может быть социальной? Разве капитализм может быть милостивым? Разве могут объединяться «рыночный» и «социальный» в одной фразе?

Да, могут. Это так называемая «социальная рыночная экономика» (или «континентальная модель»). Она – царство среднего класса. В Германии доля малого и среднего бизнеса – 55% ВВП (у нас 20–22%). Рыночные свободы, либерализм сочетаются с самыми глубокими сетями социальной поддержки.

Образование – бесплатное (т.е. за счет налогов). Есть, конечно, и платное, если вам очень хочется. Все виды обязательного страхования – пенсионное, медицинское, от безработицы. Источники – за счет личных взносов, платежей работодателей и государства (налоги). Часть взносов платят семьи, но зарплаты велики и их размер учитывает эти расходы.

Есть все виды выплат – «больничных», по материнству, инвалидности, овдовевшим и сиротам и т.п. За счет государства – выплаты жертвам войн, преступлений, потерпевшим при исполнении служебных обязанностей, пенсионные схемы госслужащих.

А что еще? Если в собственности государства до 10–15% бизнеса, люди предпочитают долги и депозиты, а капиталы поделены между крупными держателями – значит, вы в Германии, Австрии. Население не слишком любит риски, в отличие от англо-саксонской модели, не настолько мобильно, как в обществах эмигрантов. Не так обожает всё новенькое, медленнее, чуть жестче, иерархичнее в структурах, которые создает. Больше требует социальных сеток безопасности (пенсии, медицинское страхование, соцобеспечение и т.п.).

Всё это – социальная рыночная экономика. Консервативнее, спокойнее, выше роль банков и кредитов. И много мелких бизнесов, по размеру почти лавочек, масса социальной поддержки от государства.

Кто еще в «континентальной модели»? Нидерланды, Бельгия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, страны Балтии. Да кто угодно в континентальной Европе. В такой экономике возникает «золотое сечение», баланс между частным и общим.

С одной стороны, сильная социальная защита и большая роль государства. С другой – энергичное, самодеятельное население, крупнейший средний класс, малый и средний бизнес с долей в экономике до 40–50%.

В результате – независимость человека и семьи, к которой так стремился Людвиг Эрхард, автор германского экономического чуда («Благосостояние для всех»). Семья готова выживать сама, а государство помогает ей в этом всеми стимулами.

Будущее России и других постсоветских стран – социальная рыночная экономика («континентальная модель».

Если, конечно, они смогут это сделать.

Telegram канал автора: https://t.me/ymirkin

В разделе «Обзор блогов» редакция представляет републикации наиболее интересных постов известных российских экономистов, публицистов, финансистов и экспертов, опубликованных на личных каналах и онлайн-ресурсах авторов. Ссылки на эти ресурсы указаны под обзором. Данные републикации не являются подготовленными специально для Finversia.

Ответственность за информацию, высказанные профессиональные и этические оценки, версии и прогнозы остается на авторах блогов.

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод иноязычных блогов – авторы блога.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
- -
193
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Цифровое поветрие Цифровое поветрие В средние века Европу опустошали эпидемии чумы и прочей заразы, в новом времени по миру прошлась сперва «испанка», а совсем недавно – коронавирус, он же ковид. Два года жили как на вулкане, потом ничего, рассосалось… А вот эпидемии всяких экономических и тем более финансовых инфекций сами собой не проходят. Хуже того – усугубляются и плодят себе подобных. Азиатские фондовые рынки завершили торги разнонаправленно Азиатские фондовые рынки завершили торги разнонаправленно Азиатские фондовые рынки завершили торги понедельника разнонаправленно. На динамику повлияли макроэкономические данные, ожидания по денежно-кредитной политике и корпоративные события. Инвесторы реагировали на слабые данные PMI из Китая, рост ожиданий повышения ставки Банком Японии и возможное ужесточение политики в Австралии. Дополнительное влияние оказывали колебания в корпоративных секторах — от технологий до недвижимости. Настроения также менялись под воздействием движений на валютных рынках, изменения доходностей облигаций и ожидания важных экономических публикаций на этой неделе. Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Российский финансовый сектор находится на этапе масштабной технологической перестройки ввиду регуляторных требований и ограничений на использование зарубежного программного обеспечения. Ужесточение стандартов ЦБ, в том числе приказ № 683-П, ставит перед банками и страховыми компаниями задачу не только обеспечить высокий уровень информационной безопасности, но и выстроить устойчивую ИТ-инфраструктуру на базе отечественных решений. Вместе с Кириллом Диановым, руководителем направления облачной интеграции «Онланты», обсудили тренд на импортозамещение в финсекторе и проанализировали ряд используемых решений.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)