При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Акции ведущих китайских производителей аккумуляторов резко упали в пятницу после объявления Пекина о введении новых экспортных ограничений на ключевые компоненты литий-ионных батарей. Это решение усиливает контроль Китая над одной из важнейших технологий современной энергетики — системой накопления энергии и производством аккумуляторов для электромобилей.
Министерство коммерции Китая сообщило в четверг, что с 8 ноября вступят в силу новые правила, требующие разрешений на экспорт целого ряда товаров: высокотехнологичных литий-ионных батарей, катодов и анодов из графита, а также связанного с ними технологического ноу-хау. Таким образом, Китай расширяет список критически важных материалов, подлежащих государственному контролю, на фоне продолжающихся торговых разногласий с США.
Ранее власти Китая усилили контроль за экспортом редкоземельных элементов, что стало частью ответной политики на американские санкции и ограничения на поставки технологий. Новые меры совпали с ожиданием возможной встречи президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина в конце месяца, что добавило политического подтекста данному решению.
Рынок отреагировал мгновенно и болезненно. Крупнейший производитель аккумуляторов в мире Contemporary Amperex Technology Co. Ltd. (CATL) потерял 6,82%, Tianqi Lithium снизился на 7,17%, EVE Energy упал почти на 11%, а гигант BYD — на 2,54%. Одновременно индекс китайских производителей электромобилей (New Energy Vehicles Index) снизился на 6,02%, отражая общую нервозность инвесторов по поводу возможных последствий для всей отрасли.
«Новые меры контроля резко расширяют долю цепочки поставок литиевых аккумуляторов, на которую Китай претендует», — заявил Кори Комбс (Cory Combs), глава отдела исследований критических минералов компании Trivium China. По его словам, иностранные производители и совместные предприятия с китайским капиталом за рубежом теперь окажутся в зоне риска, если Пекин решит затянуть процесс выдачи экспортных лицензий.
Тем не менее, некоторые аналитики не видят в новых мерах признаков жёсткого запрета. Эксперты Zaoshang Securities считают, что нововведение не приведёт к остановке экспорта, а лишь добавит бюрократических процедур, которые, по их оценке, будут проходить быстро.
Они напомнили, что предыдущие раунды контроля, например, на экспорт природного графита, не вызвали существенного снижения поставок и лишь усилили прозрачность операций. Пекин, по их мнению, стремится не ограничить экспорт полностью, а сделать его управляемым инструментом, который можно гибко использовать в торговых переговорах.
Китай остаётся ключевым звеном мировой цепочки поставок аккумуляторов. Китайские компании контролируют значительную часть производства катодов, анодов, электролитов и сырья для литиевых батарей. Даже несмотря на активные усилия Запада по "диверсификации" поставок, зависимость остаётся высокой.
Так, китайские компании продолжают строить и инвестировать в заводы в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. Один из ярких примеров — совместный проект Ford и CATL в США, который во многом опирается на поставки китайских компонентов. Если экспортный контроль начнёт реально ограничивать такие цепочки, это может замедлить развитие глобальной индустрии электромобилей и увеличить себестоимость аккумуляторов.
Дополнительным ударом по рынку стало заявление китайских властей о пересмотре системы налоговых льгот для производителей электромобилей. Новые правила, опубликованные в тот же день, ужесточили критерии получения налоговых послаблений, что вызвало дополнительное давление на акции сектора так называемой «новой энергетики».
В результате инвесторы стали опасаться, что сочетание налоговых изменений и экспортного контроля может замедлить рост внутреннего спроса и усложнить положение производителей, особенно средних компаний, у которых меньше возможностей для адаптации.
Аналитики сходятся во мнении, что экспортные ограничения — не столько экономическая, сколько геополитическая мера. Китай демонстрирует готовность использовать свои преимущества в сфере редкоземельных элементов и аккумуляторных технологий в качестве инструмента внешнеэкономического давления.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Chinese battery shares slide after Beijing imposes export controls over supply chain (Reuters)
обсуждение