Понедельник, 01.09.2025
×
Доллар и рубль. Прогноз на сентябрь 2025. Прогноз курса доллара и прогноз курса рубля | Ян Арт

Дефицит редкоземельных металлов парализует мировой автопром

Дефицит редкоземельных металлов парализует мировой автопром
Фото: Qwen

Мировая автомобильная промышленность столкнулась с новой, нарастающей угрозой, способной остановить конвейеры ведущих производителей. Причиной стали жесткие экспортные ограничения Китая на экспорт редкоземельные элементы, минералы и магниты – незаменимые компоненты для производства современных автомобилей. Эта скрытая от глаз потребителя проблема уже вынудила автогигантов приостанавливать выпуск популярных моделей и грозит перерасти в масштабный кризис цепочек поставок.

Волна ограничений, введенных Министерством коммерции КНР в начале апреля как ответ на повышение пошлин администрацией президента США Дональда Трампа, уже наносит ощутимые удары по производству. Американский Ford был вынужден полностью остановить на неделю в мае выпуск своего внедорожника Explorer на заводе в Чикаго. Японский Suzuki Motor приостановила производство своего флагманского хэтчбека Swift с 26 мая, надеясь лишь на частичное возобновление с 13 июня и полное – после 16-го. Два информированных источника напрямую связывают эту остановку с китайскими ограничениями, хотя официально Suzuki комментариев не предоставляет. Европейская ассоциация поставщиков автозапчастей CLEPA 4 июня констатировала, что несколько заводов и производственных линий европейских поставщиков уже прекратили работу из-за дефицита редкоземельных материалов.

Проблема не ограничивается остановленными заводами. Индийский автопроизводитель Bajaj Auto предупредил, что любые дальнейшие задержки в поставках редкоземельных магнитов из Китая могут «серьезно повлиять» на производство электромобилей уже к июлю. Ведущий мировой поставщик автокомпонентов Bosch подтвердил, что перебои с редкоземельными элементами сказываются на его собственных поставщиках, вынужденных предоставлять огромные объемы детальной информации для получения китайских экспортных лицензий. Немецкий гигант ZF признал, что ощущает эффект дефицита у части своей сети поставщиков, хотя сам не закупает сырье напрямую. Даже BMW, заявившая о нормальной работе своих заводов, указала на проблемы в части своей цепочки поставок. Лишь Maruti Suzuki India (дочерняя компания Suzuki) пока не видит немедленного воздействия, но ведет переговоры с правительством.

Автомобильные ассоциации звучат особенно тревожно. CLEPA недвусмысленно заявила, что остановки в Европе уже происходят, и предупредила о новых сбоях по мере истощения складских запасов. Генеральный секретарь CLEPA Бенджамин Кригер (Benjamin Krieger) подчеркнул, что «глубоко переплетенные глобальные цепочки поставок» делают ограничения Китая разрушительными для европейского сектора поставщиков уже сейчас. Главное автомобильное лобби Германии, Ассоциация автомобильной промышленности (VDA), предрекает скорую остановку производства. Президент VDA Хильдегард Мюллер (Hildegard Müller) назвала экспортные ограничения Китая «серьезным вызовом» для безопасности поставок, выходящим за рамки автопрома. Она отметила, что выданных лицензий категорически недостаточно для бесперебойного производства, а медленное таможенное оформление даже одобренных грузов усугубляет кризис. Мюллер призвала власти Германии и ЕС срочно и настойчиво поднять этот вопрос с китайской стороной.

Ограничения Пекина затронули ключевые редкоземельные элементы и магниты, критически важные не только для электромобилей (где они используются в силовых установках), но и для обычных ДВС, а также общих компонентов автомобиля – от стеклоподъемников и аудиосистем до систем помощи водителю. Китай, контролирующий около 60% мирового производства редкоземельных минералов и материалов, использует свое доминирование как геополитический инструмент в ответ на торговое давление США. Данные CLEPA рисуют мрачную картину: с начала апреля поданы сотни заявок на экспортные лицензии, но одобрено лишь около 25%. При этом спрос на редкоземельные элементы будет только экспоненциально расти в рамках глобального энергетического перехода, что усиливает стратегические риски зависимости от одного поставщика.

В ответ на кризис автопроизводители активизируют поиск решений. Mercedes-Benz Group заявил о наличии долгосрочной стратегии по работе с критическим сырьем, включая планы «значительно сократить» количество редкоземельных металлов на один автомобиль. Немецкий автогигант работает над новыми материалами, чтобы полностью отказаться от тяжелых редкоземельных металлов, таких как диспрозий, в своих электроприводах. Volkswagen пока сообщает о стабильных поставках компонентов, содержащих редкоземельные элементы, отмечая, что его поставщики активно работают над получением лицензий и есть сигналы о выдаче ограниченного числа разрешений. Японский Nissan изучает пути минимизации последствий ограничений в сотрудничестве с правительством Японии и Ассоциацией автопроизводителей (JAMA). Генеральный директор по развитию продукции Nissan Иван Эспиноза (Ivan Espinosa) прямо заявил, что воздействие на индустрию уже ощущается, и призвал продолжать поиск альтернатив для будущего, сохраняя гибкость и открытость к различным вариантам.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)