При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На фоне усиливающейся геополитической напряжённости и сбоев в цепочках поставок мировые авиаперевозчики скорректировали в сторону понижения свои ключевые прогнозы по прибыли на 2025 год. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) заявила в понедельник, что совокупная прибыль отрасли составит $36 млрд — на $600 млн меньше, чем ожидалось в декабре прошлого года.
Несмотря на это снижение, показатель всё же выше, чем в 2024 году, когда отрасль заработала $32,4 млрд. Умеренные цены на нефть и рекордный пассажиропоток помогают компенсировать негативные факторы, но беспокойство по поводу устойчивости восстановительного роста нарастает.
Один из ключевых факторов, повлиявших на снижение прогноза, — торговая политика президента США Дональда Трампа. Его агрессивные тарифные меры, а также ужесточение пограничного контроля привели к падению доверия со стороны потребителей, особенно в США. Многие путешественники начали либо откладывать, либо сокращать свои планы на поездки, опасаясь экономической нестабильности.
Кроме того, глобальный рост напряжённости в торговых отношениях тормозит экономическую активность и, как следствие, сдерживает спрос на грузовые авиаперевозки. IATA ожидает, что доходы от воздушных грузоперевозок сократятся на 4,7% — до $142 млрд в 2025 году.
Одной из самых острых тем на ежегодной конференции IATA в Нью-Дели стали задержки с поставками новых авиалайнеров. Авиакомпании по всему миру сталкиваются с тем, что не могут вовремя получить заказанные самолёты. Это не только сдерживает рост, но и вынуждает операторов эксплуатировать устаревшие модели, что увеличивает издержки на обслуживание и ремонт.
Генеральный директор IATA Вилли Уолш (Willie Walsh) назвал сложившуюся ситуацию «вопиюще неприемлемой» и подчеркнул, что такие задержки могут продлиться до конца десятилетия. В интервью Reuters он заявил: «Это разочаровывает всех — особенно те авиакомпании, которые либо ждут новые борта, либо не могут вывести на линии уже готовые к полётам самолёты».
Хотя $36 млрд прибыли звучит внушительно, если разделить её на количество пассажиров, получается скромные $7,20 на человека за полёт. «Это крайне тонкая подушка безопасности на случай нового экономического шока или налоговых изменений», — пояснил Уолш.
В то же время расходы отрасли, по прогнозу IATA, достигнут $913 млрд в 2025 году. Это больше, чем в 2024-м, но всё ещё ниже предыдущих ожиданий — в первую очередь за счёт снижения цен на топливо. Однако обслуживание стареющего парка и дефицит запасных частей продолжают увеличивать эксплуатационные затраты.
Одним из самых острых вопросов остаётся — кто будет платить за растущие издержки. Производители могут попытаться переложить последствия тарифов на авиакомпании, что, по мнению Уолша, неминуемо приведёт к росту цен на билеты. «В конечном счёте, эти затраты окажутся на плечах пассажиров», — подчеркнул он.
Глобальная авиаиндустрия, несмотря на сильное восстановление после пандемии, сталкивается со множеством новых вызовов. Торговые войны, сбои в поставках и экономическая неопределённость затрудняют выход на устойчивую траекторию роста. Прогнозы по прибыли остаются положительными, но очень скромными — и отрасль всё чаще говорит не о расширении, а о борьбе за стабильность.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Global airlines trim 2025 profit forecast over trade tensions and supply woes (Reuters)
обсуждение