При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
27 августа 2025 года США официально ввели 50-процентные пошлины на импорт индийских товаров – шаг, напрямую связанный с продолжающимися закупками российской нефти Индией. Что будет с экспортом российской нефти в связи с новым витком геополитического ужесточения?
Новый виток давления
Несмотря на пять раундов переговоров между Индией и представителями нынешней администрации США, стороны не достигли компромисса. Вашингтон обвиняет Нью-Дели в «прямом и косвенном» импорте сырья из России, а индийские власти называют меры несправедливыми и политически мотивированными.
До 2022 года доля российской нефти в индийском импорте была минимальной, но к 2024 году она выросла до 35-40%. Это обеспечило сверхмаржинальную переработку и позволило Индии увеличить экспорт нефтепродуктов в ЕС на 70% в 2024 году и еще на 58% в первой половине 2025-го. Теперь же, в связи с усиливающимся давлением со стороны Вашингтона, похоже, начинается настоящая «игра в прятки»: отказ от Urals может обойтись Индии в дополнительные $9-11 млрд в год, учитывая рост цен и логистические сложности с альтернативными поставщиками.
«Возвратно-поступательная» тарифная дипломатия
Как бы то ни было, но даже после удвоения тарифов Трампа позиция Индии в отношении закупок российской нефти остается неопределенной – во всяком случае, точку в этой истории ставить явно преждевременно. Противоречивые заявления индийских чиновников указывают на вероятность формирования стратегии «проб и откатов» – настойчивых попыток нащупать пределы давления и сохранить энергетическую автономию. Полный отказ от Urals маловероятен: Индия будет балансировать между экономической выгодой и внешнеполитическим риском.
На фоне в моменте снизившегося индийского спроса на российские энергоресурсы китайские НПЗ не заставили себя долго ждать и резко увеличили закупки Urals из Балтийского и Черного моря – до 75 тыс. баррелей в сутки в августе, что почти вдвое выше среднего показателя с начала года. Китай, как крупнейший импортер российской нефти, использует преимущество логистики через Дальний Восток, в отличие от Индии, зависящей от западных портов и Суэцкого канала. В общем и целом, если Индия восстановит закупки, это может привести к перераспределению партий, но не к жесткой конкуренции: объемы российского экспорта при базовом сценарии скорее всего останутся стабильными, а премии – гибкими. Это связано в том числе и с особенностями фрахта танкеров, который здесь является отправной точкой.
А что Индия? Похоже, Индия не самоустранилась, а, наоборот, участвует в переговорах в Пекине. Как известно, Китай занял в этом вопросе более твердую позицию и уже намекнул, что готов потенциально абсорбировать любые дополнительные объемы, которые могут остаться после снижения или полного прекращения (маловероятно) индийского импорта.
Кто еще может активизироваться?
Возможен ли такой сценарий, при котором между Индией и Китаем возникнет негласная конкуренция, которая приведет к общему росту объемов российского экспорта энергоносителей в обе страны сразу – вместо ожидаемого инспирированного тарифами снижения? Не исключено. Однако при этом не стоит забывать, что и Индия, и Китай имеют пеструю палитру стран-экспортеров нефти, с которыми обе страны имеют длительные и прочные связи. В их число входят Ирак, Саудовская Аравия и ОАЭ; некоторые объемы поступают и из Бразилии. Новая дорожная карта поставок из США на фоне тарифных войн в настоящий момент лишь перерисовывается.
Поэтому текущее бессистемное тарифное давление со стороны США в первую очередь приведет к существенным трудностям планирования поставок, и в гораздо меньшей мере затронет их ожидаемые реальные объемы. Танкеры с нефтью могут курсировать у берегов одной страны, но, к примеру, получив тактический отказ, смогут без особых проблем найти другого покупателя в лице другой страны – особенно если вопросы предоставления скидок на, так сказать, «горящий товар» будут решаться оперативно, в режиме реального времени. Кто потенциально может войти в круг интересантов в таком случае? В первую очередь, – Турция, которая уже усилила переработку Urals и может нарастить закупки для реэкспорта, особенно в направлении Южной Европы и Ближнего Востока. При этом есть также ОАЭ и Сингапур, которые действуют как трейдинговые хабы, аккумулируя партии для перепродажи (включая поставки в Юго-Восточную Азию). И особенно здесь выделяются Филиппины, демонстрирующие устойчивый рост спроса на нефтепродукты, которые, впрочем, пока предпочитают лишь изучать ситуацию на перспективу.
Также к потенциальным покупателям можно отнести Пакистан и Бангладеш, но их активизация возможна лишь при более глубоких скидках, которые пока не являются необходимыми для России, учитывая стабильный спрос со стороны Китая и Турции.
В итоге ситуация вокруг индийских закупок российской нефти – это не просто эпизод торговой войны, а индикатор глубинных изменений в глобальной энергетической архитектуре. США усиливают санкционное давление, Китай и Турция – укрепляют свои позиции, а Индия ищет компромисс между экономикой и дипломатией. В ближайшие месяцы рынок будет реагировать не столько на объемы, сколько на риторику и новостные сигналы, исходящие от ключевых столиц.
обсуждение