При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На фоне введения 18-го пакета санкций ЕС против России и нестабильности цен на нефть мировые рынки вновь сталкиваются с угрозой энергетического дисбаланса. Что будет с экспортом российской нефти с введением нового пакета санкций.
Хрупкое равновесие
Важно понимать, что стабильность на мировом рынке нефти сохраняется лишь в пределах определенного ценового диапазона – от $60 до $70 за баррель. Как только стоимость нефти надолго уходит ниже $60, это запускает цепную реакцию: с рынка начинают уходить компании с высокой себестоимостью добычи, особенно сланцевые производители в Северной Америке. Дело в том, что им просто не выгодно продавать нефть по такой низкой цене. Как следствие, их уход автоматически сокращает объем предложения, способствуя возвращению цен к более высокому уровню. Несмотря на это, конкуренция на рынке поставок нефти нарастает – количество игроков растет.
Однако когда производство нерентабельных игроков прекращается, создается дефицит, который толкает цены вверх. В отдельных случаях котировки не просто возвращаются в диапазон, а пробивают верхнюю границу в $70, формируя новый виток роста. Однако такой тренд носит скорее инерционный характер и не гарантирует устойчивости: при слишком высокой цене на нефть спрос ослабевает, и в мировой экономике начинают проявляться признаки замедления. Таким образом, цена нефти будет отставать от мировой инфляции.
Санкционное давление и глобальная волатильность
Россия стабильно входит в тройку крупнейших мировых производителей нефти, добывая около 10,75 млн баррелей в сутки, когда во всем мире свободных мощностей способных нарастить добычу практически столько же – 10 млн. баррелей в день. А мировая геологоразведка снижается, что говорит о том, что дальнейшие развитие нефтедобычи будет оставаться на уровне сегодняшнего состояния.
На фоне этого любые попытки искусственно ограничить ее экспортную активность с помощью санкций немедленно вызывают ценовые колебания: рынок реагирует ростом еще до фактического сокращения поставок. То же самое может произойти и из-за новых ограничений – 18-й пакет санкций, введенный совсем недавно, предполагает снижение цен на нефть с $60 до $47,6 и внедрение автоматического и динамичного механизма для ее обзора в будущем.
Особенно остро волатильность цены будет ощущаться в европейских странах, которые сами и выступили инициаторами ограничительных мер. Подобные шаги, вероятнее всего, для них же обернутся ростом цен на сырьевые товары, усилят и так растущую инфляцию и повлекут за собой рост рисков рецессии.
Повторяющийся паттерн
Опыт предыдущих санкций показывает: их эффективность снижается. Причем дело не в недостаточной жесткости, а в ухудшении экономических условий в странах, которые эти меры инициируют. Под давлением внутренних проблем контроль за соблюдением санкций постепенно ослабевает. Некоторые страны блока по-прежнему недоумевают, почему вместо российской нефти они должны переходить на более дорогие варианты во вред своему бюджету. Кроме того, российская экономика уже настолько сепарировалась, что может жить по своим правилам, не имея зависимости от иностранных ограничений.
Поэтому даже если и последует новый виток ограничений – формально более строгий, результат будет все тот же: рынок адаптируется, а санкционная схема войдет в привычный цикл. Именно поэтому, несмотря на все разговоры вокруг 18-го санкционного пакета ЕС и то, что он считается «самым жестоким» из всех, нет объективных причин ожидать, что его влияние на ситуацию будет отличаться от предыдущих санкций.
Дополнительный фактор неопределенности связан с позицией Индии – второго по величине импортера российских энергоносителей после Китая. Более 35% нефти в Индию поступает из России, и это уже вызывает некую тревогу у западных партнеров. ЕС, конечно, может ввести дополнительные меры по ограничению экспорта нефтепродуктов из Индии, однако далеко не факт, что они будут действенными. Страны могут попросить подтверждать источник происхождения переработанного сырья, но на практике это крайне трудно реализовать.
Однако по заявлениям индийского министра нефти, страна не испытывает внешнего давления и продолжит закупки нефти «откуда угодно», лишь бы обеспечить свои нужды.
Россия давно привыкла и адаптировалась к такому давлению. Чтобы обойти давление, страна используются танкеры других государств, которые не соблюдают санкции, а также другие меры, позволяющие продавать нефть как в Европе, так и за ее пределами. Поэтому все же большая часть экспорта «черного золота» легко сможет справиться с новыми ограничениями.
обсуждение