Пятница, 22.02.2019

ИнвестАрена. Доступный сервис онлайн-инвестиций на мировых финансовых рынках. Читать о финансах и тут же зарабатывать.

Кому это надо?

+5 -0
Аа +
Кирилл Косминский,

исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ

Регулирование операторов инвестиционных платформ: возможности и риски.

В России готовится регулирование краудфандинга. Какие плюсы, возможности, а также риски можно обозначить в связи с готовящимся новым регулированием? Попробуем разобраться на основании последней версии закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (принятой в первом чтении и с учетом поправок, обсуждаемых в экспертном сообществе ко второму чтению).

Прежде всего отмечу, что отрасль краудфандинга для России достаточно новая. Банк России в настоящее осуществляет наблюдение за данным сегментом и собирает добровольную отчетность. По итогам 2017 года объем рынка оценен в 11,2 млрд рублей на основании данных, предоставленных самими участниками. А в первом полугодии 2018 года ЦБ организовал «регуляторную песочницу» – протестировал готовность участников к новому регулированию.

Зачем нужно и чем может быть полезно регулирование? Разберем на примере потребителей, игроков рынка, а также корпораций, которые пока только рассматривают дополнение своей продуктовой линейки услугами в форме краудфинансирования.

Во-первых, для корпораций (как из финансового сектора, так и из других отраслей), которые инвестируют в финтех, кто обдумывает стратегию и оптимизирует услуги для привлечения клиентов или для повышения кросс-продаж. Наличие закона сформирует для них правовую определенность в данной сфере и позволит планировать бизнес модели для развития краудинструментов.

Безусловно, невозможно регламентировать все аспекты деятельности на уровне федерального закона, но закрепление основных понятий в рамках деятельности по привлечению инвестиций, основных прав и обязанностей участников и правил осуществления ими деятельности, повысит инвестиционную привлекательность данного сегмента за счет правовой определенности.

Во-вторых, для потребителей услуг краудплатформ (операторов инвестиционных платформ – в терминологии законопроекта) регулирование упростит жизнь. Они смогут увидеть, какие компании включены в реестр ЦБ, клиентам уже не понадобится тратить массу времени на изучение надежности платформы, в том числе потому, что закон унифицирует перечень раскрываемой ими информации. Закон содержит и механизмы дополнительной защиты прав клиентов (например, использование номинального счета исключает риски перевода средств не на цели, указанные клиентом).

В-третьих, для действующих участников рынка (имея в виду тех, кто будет соответствовать всем требованиям и включится в реестр ЦБ) возникнет повод предложить государству использовать свою инфраструктуру как дополнительную опцию к программам поддержки малого и среднего бизнеса, стартапов, инновационных решений и технологий по аналогии с действующими программами и механизмами для иных участников финансового рынка (банки, МФО), а также обсудить налоговые меры поддержки инноваций на базе краудинструментов.

В-четвертых, для государства снизятся риски нарушения прав потребителей. За счет повышения правовой определенности на этот рынок, как ожидается, придут новые игроки, что позитивно скажется на доступности финансирования малого бизнеса (плавно вместе с ростом возможностей получения финансирования через краудинструменты).

Какие риски можно выделить в связи с новым регулированием?

  1. Риски правоприменения, впрочем, как и во всех сегментах, но на первом этапе это является особенно актуальным – в отсутствии отработанной рыночной практики и в условиях необходимости на уровне подзаконных актов доопределить правила.
  2. Риски избыточной регуляторной нагрузки, когда в попытке получше защитить потребителя могут быть введены непропорциональные по характеру создаваемых рисков требования к игрокам рынка (напомним, отрасль оценивается всего в 11,2 млрд рублей).
  3. Риски создания барьеров для розничных инвесторов (это могут быть излишние запреты в рекламе, когда из нее нельзя будет понять условия инвестиций, или ограничение для инвестора по вложениям в 1 проект или по сумме инвестиций в течение 1 периода).

Здесь важно отметить, что, конечно, непросто найти правильный баланс защиты прав клиентов, но очень важно, чтобы устанавливаемые правила были обусловлены рыночной практикой, были сбалансированы и гибки (то есть могли быть скорректированы на уровне подзаконного акта).

Важно обозначить эти риски уже на текущем этапе до принятия закона, потому что динамика и успешность развития рынка краудфинансирования будет сильно зависеть от качества регулирования, т.е. от правил, требований, которые, как ожидается, в ближайшее время будут установлены для данного сегмента федеральным законом.

Также представляется, что активная позиция и предложения участников рынка, отражающие особенности отдельных подсегментов (краудлендинг, краудинвестинг) позволят управлять обозначенными рисками и будут полезны для регулятора.

В ближайшее время станет известно о планах по принятию закона, после чего мы расскажем более детально о некоторых его аспектах. Следите за дальнейшими публикациями.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Арт-трейдинг с Яном Артом
×
Finversia-TV
 
 

Новости »

Основные курсы и котировки