Четверг, 04.12.2025
×
Фондовый рынок, валюты, криптовалюты: виды на зиму 2025-2026. Мнения и прогнозы

Сергей Татаринов: Рубль в «дыму отечества»

Аа +
+3 -0

Война санкций образца 19 века.

Катастрофическое падение объемов товарооборота крайне беспокоило и наших партнеров на берегах Темзы, поскольку объективно подрывало позиции Лондона как центра мировой торговли. Дело в том, что на введение континентальной блокады со стороны Франции, Великобритания приняла ответные меры: «Все гавани в Европе и колониях, откуда исключен был британский флаг, объявлены были в блокадное состоянии, и, вследствие того, суда идущие в такие гавани подвергались осмотру английских крейсеров, отводу в Великобританию и уплате определенного штрафа». (М. Богданович. История Отечественной войны 1812 года, по достоверным источникам.)

Невзирая на имеющиеся неофициальные договоренности, это привело к многочисленным захватам британскими королевскими крейсерами и корсарами судов с российской собственностью. Английские инстанции подтверждали законность этих действий, что приносило огромный убыток российским купцам. Подобные недружественные действия англичан ожидаемо вызывали возмущение последних. Это тем более представлялось несправедливым, что в 1809 г. в порт Санкт-Петербурга прибыло 376 кораблей, по сравнению с 80 судами годом ранее. И «большая часть из них отбыла с грузами в Англию». И «купцы» эти проследовали через порт «беспрепятственно». (Buist Marten G. At spes non fracta. Hope & Co. 1770 – 1815. Merchant bankers and diplomats at work.) Российские власти старались не замечать «Юнион Джек» и некоторых отступлений от правил, в первую очередь, контрабандного вывоза поташа. Но британцы были далеки от подобной деликатности и грабили русских «купцов» «с большой охотою».

В итоге, несмотря на сопротивление Государственного совета, Александр I согласился с предложением министра финансов использовать средства, полученные от реализации британских призовых судов и товаров, задержанных в российских портах в связи с континентальной блокадой, на удовлетворение законных претензий купцов, понесших убытки от действий корсаров. (ПСЗ.) Так что Александр I вольно или невольно повторял ошибки отца.

Началась всеевропейская игра санкций и контрсанкций, от которой страдали обе враждующие стороны. По итогам провала сбыта французских товаров на Лейпцигской ярмарке 1810 г., куда не прибыли российские и польские торговцы, стало очевидно, что континентальная блокада больно бьет и по производителям Франции. В итоге Париж пошел несколько на попятную, установив, что ввозить колониальные товары во Францию можно, но с огромной пошлиной и при условии вывоза французских товаров на такую же сумму. Однако теперь воспротивилась Британия, которая не допускала на свою территорию изделия противника. Как результат, расцвели различного рода незаконные схемы, когда отгруженные в обмен на колониальные товары французские изделия попросту выбрасывались в море. Активно шла торговля фальшивыми таможенными документами, бракованными изделиями, цена которых умышленно завышалась, и т.д. В этой ситуации заколебалось даже руководство Банка Франции, которое, несмотря на необходимость поддержать кредитом местную промышленность и торговлю, столкнулось с реальной угрозой потери собственных капиталов. Однако государственный кредит в той ситуации фактически оставался единственным источником получения ликвидности предпринимателями, поскольку частный капитал просто пропал с рынка. Денег нельзя было найти ни под какое обеспечение, насколько бы солидное оно не было.

Контрабандисты и чиновники-лихоимцы всех флагов и наций процветали. Многие из них, а также подпольные страховщики контрабандных рисков (страховые премии доходили до половины стоимости товара), нажили, пользуясь моментом, огромные состояния. Цены, естественно, рванули вверх. Но допустив вынужденные послабления для собственных торговцев, особенно в плане импорта критического для поддержания производства сырья, Париж требовал от своих союзников неукоснительного соблюдения правил континентальной блокады. Как результат, крупнейшим центром нелегальной торговли стал Кенигсберг, где колониальные товары продавались прямо с бортов кораблей контрабандистов и, следует признать, по весьма умеренным ценам. Русские купцы умело пользовались этим окном, что бесило Наполеона.

При этом французский император как-то забыл, что он сам широко практиковал выдачу «лиценций», т.е. «личных и не подлежащих передаче или переуступке разрешений определенному лицу привезти из Англии» во Францию или любую другую страну определенное количество тех или иных товаров, обремененных обязательством вывезти из империи в Великобританию или иное место эквивалентное количество товаров, определенных французским правительством: вин, водок, шелковых изделий и т.д. Этот порядок ставил французских предпринимателей в преимущественное положение по отношению к другим купцам, хотя и не освобождал их от обязанности платить огромные пошлины, доходившие до 50% стоимости товара. Однако это эгоистичное отступление от правил континентальной блокады позволяло отчасти компенсировать нехватку нужного для производства сырья. Количество подобных «лиценций» исчислялось сотнями в год. «Ну, как не порадеть родному человечку?» Помните, чьи это строки?

«И дым отечества нам сладок и приятен…»

В разделе «Обзор блогов» редакция представляет републикации наиболее интересных постов известных российских экономистов, публицистов, финансистов и экспертов, опубликованных на личных каналах и онлайн-ресурсах авторов. Ссылки на эти ресурсы указаны под обзором. Данные републикации не являются подготовленными специально для Finversia.

Ответственность за информацию, высказанные профессиональные и этические оценки, версии и прогнозы остается на авторах блогов.

Орфография и пунктуация авторов блогов сохранена. Перевод иноязычных блогов – авторы блога.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все обзоры блогов »
+3 -0
780
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Рубль и новый год: не упал Рубль и новый год: не упал Осень закончилась и можно подводить ее главный «валютный» итог: все прогнозы о неизбежной девальвации рубля этой осенью разбиты вдребезги. Фондовые индексы США завершают сессию ростом: макроданные укрепили прогнозы снижения процентной ставки Фондовые индексы США завершают сессию ростом: макроданные укрепили прогнозы снижения процентной ставки Основные фондовые индексы США растут в последний час торгов, во главе с индексом Dow, после публикации свежей серии макроэкономических данных, усиливших ожидания снижения ставки Федеральной резервной системы на итоговом заседании 2025 года. Тем временем Nasdaq Composite прибавляет скромнее на фоне слабости акций Microsoft, оказавшихся под давлением сообщений СМИ о пересмотре компанией планов по росту продаж программного обеспечения на базе искусственного интеллекта. Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Российский финансовый сектор находится на этапе масштабной технологической перестройки ввиду регуляторных требований и ограничений на использование зарубежного программного обеспечения. Ужесточение стандартов ЦБ, в том числе приказ № 683-П, ставит перед банками и страховыми компаниями задачу не только обеспечить высокий уровень информационной безопасности, но и выстроить устойчивую ИТ-инфраструктуру на базе отечественных решений. Вместе с Кириллом Диановым, руководителем направления облачной интеграции «Онланты», обсудили тренд на импортозамещение в финсекторе и проанализировали ряд используемых решений.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)