Суббота, 20.07.2019
×
Александр Мурычев: Со вступлением в силу ФЗ-238 для экономики начинается фактически новая эпоха

О, спорт – ты бизнес

+4 -1
Аа +

Как заработать на спортивных достижениях, не являясь арабским шейхом или Романом Абрамовичем? Разбираемся вместе с Finversia.ru.

В настоящее время спортивные состязания привлекают внимание колоссального количества людей. Например, Чемпионат мира по футболу, прошедший в 2014 году, посмотрело более 3 млрд человек, а летнюю Олимпиаду, завершившуюся несколько недель назад, – не менее 4 млрд человек. Это создает огромный, но при этом довольно специфический рынок (по самым скромным оценкам, емкость «спортивного» рынка составляет около 500 млрд долл.).

Тем не менее, инвестирование в спорт до сих пор остается «уделом избранных». Более 97% всех осуществляемых спортивных инвестиций приходится на крупные компании, в том числе и государственные, и состоятельных инвесторов, преимущественно из списка Forbes. На долю же розничных частных инвесторов приходится всего 3%, хотя, как полагает Дмитрий Навоша, генеральный директор издания Sports.ru, в целом «спортивный бизнес – это интересная и модная тема», обладающая большим инвестиционным потенциалом.

Спорт номер один, два, три…

Первый вопрос, встающий перед частным инвестором, намеревающимся инвестировать в спорт: какой вид спорта выбрать?

На самом деле ответить на этот вопрос не так и просто: сейчас существует более 3000 видов спорта (и их количество продолжает неуклонно расти), однако мировое признание получили лишь некоторые из них, в частности, в программу летних Олимпийских игр вошла 41 спортивная дисциплина, а зимних – всего 15.

Пожалуй, единственным видом спорта, получившим действительно всеобщее признание, является футбол. Разнообразные социологическое опросы, проводимые в последние годы, свидетельствуют о том, что к этому виду спорта неравнодушны примерно 4,0-4,3 млрд. человек, хотя «ярыми болельщиками» можно назвать не более четверти из них.

С остальными видами спорта все намного сложнее: их популярность той или иной стране зависит от множества факторов и нередко обусловлена исторически. Так, если посмотреть на «топ-10» самых популярных в мире видов спорта, то для российского любителя спорта, мягко говоря, не совсем привычны регби, бейсбол и крикет, хотя последний стабильно входит в тройку самых распространенных видов спорта на планете.

Помимо «исторических корней» на «национальное признание» конкретного вида спорта огромное влияние оказывают природно-климатические условия, в частности, хоккей справедливо считается «национальной игрой» в странах с холодным климатом.

В процессе выбора объекта инвестирования добавляют неопределенности как быстрая «трансформация» спортивных предпочтений (одним из наиболее ярких примеров в этой области можно считать «футбольную истерию» в Китае), так и регулярное появление новых видов спорта (так, только в 2015 году их появилось более 20, причем динамичнее всего развиваются новые направления в киберспорте).

Тем не менее, для частных инвесторов базовым правилом можно считать вложения в те виды спорта, которые уже получили широкое признание во всем мире: баскетбол, бейсбол, большой теннис, велосипедный спорт, волейбол, гольф, крикет, легкая атлетика (прежде всего, бег), настольный теннис, плавание, регби, футбол, хоккей, а также различные виды спортивных единоборств.

«Инвестиционная ставка» на национальные виды спорта, как правило, не подходит для большинства частных инвесторов, предполагая чрезвычайно длительный период инвестирования, – 25-30 лет и более.

Как показывает практика, национальному спорту требуется много времени, чтобы «дорасти» до глобально масштаба. В этом отношении очень показателен пример керлинга: огромные усилия по его популяризации прилагались в 50-х годах прошлого века, а на «мировую арену» он смог выйти лишь в 90-х годах. Многие же национальные виды спорта, несмотря на длительную историю своего существования (например, аргентинское пато или афганское бузкаши), так и не смогли перешагнуть национальные границы.

Купить клуб или спортсмена?

Вариантов вложения денег в спортивную индустрию достаточно много, однако подавляющее большинство из них не подходит для частных инвесторов по причине очень высокого «входного порога».

Одной из весьма распространенных инвестиционных стратегий среди состоятельных инвесторов является покупка спортивного клуба. Ее общая логика предполагает выстраивание более эффективной системы управления и перепродажу клуба через 5-7 лет (к сожалению, всемирная известность спортивного клуба совершенно не гарантирует блестящих финансовых результатов, поэтому большие долги и «хроническая дефицитность» клубного бюджета являются весьма распространенными проблемами во многих видах спорта.)

Подобные сделки начинаются от 5-10 млн. долл. даже в том случае, если клуб практически никому не известен (традиционно клуб приобретается вместе с инфраструктурой), при этом цена известных спортивных клубов может быть в десятки раз выше. В частности, в 2016 году при продаже группе китайских инвесторов итальянский футбольный клуб Милан был оценен в 740 млн. евро.

Очевидно, что для частных инвесторов эта инвестиционная стратегия не доступна (помимо покупки спортивного клуба необходимы приличные средства на его содержание), хотя институциональные инвесторы, располагающие достаточными средствами, могут выстраиваться за ними в очередь. Так, по мнению Фенг Сина, исполнительного директора китайской компании Baofeng, специализирующейся на спортивных медиатрансляциях, «футбольные клубы – это очень редкие, трофейные активы».

Еще один вариант инвестиций – это «выращивание» спортсмена. Он предполагает, что в ходе постоянного мониторинга детских и юношеских команд частный инвестор сможет «разглядеть» будущего чемпиона и взять его под свое крыло, т. е. выступить в качестве профессионального спортивного менеджера, а также обеспечить финансирование определенного этапа карьеры «выращиваемого» спортсмена.

Эта стратегия может принести феноменальную доходность, однако она отличается чрезвычайно высоким уровнем риска (согласно многолетней статистике, в среднем из 30 профессиональных спортсменов серьезных успехов достигает лишь один) и их концентрацией (по сути, успешность инвестирования целиком зависит от спортивных достижений одного спортсмена). Кроме того, в зависимости от выбранного вида спорта сам процесс «выращивания» может потребовать от 0,2 до 2,0 млн. долл., а в «дорогих» видах спорта его стоимость может превысить 5 млн. долл.

В отдельных случаях частным инвесторам доступно инвестирование в акции спортивных клубов.

Необходимо заметить, что публичность характерна далеко не для всех видов спорта: чаще всего, акции спортивных клубов обращаются на национальных рынках, причем в некоторых видах спорта случаи выхода «спортивных» эмитентов на биржевой рынок акций единичны (кстати, на облигационном рынке спортивные клубы можно «встретить» несколько чаще).

Одним из наиболее «публичных» видов спорта можно считать футбол: на мировом рынке обращаются акции 22 футбольных клубов (интересно, что все они являются европейскими). Существует даже специальный европейский «футбольный индекс» – STOXX Europe Football Index, однако его доходность за последние 12 месяцев нельзя назвать впечатляющей: она составила немногим более 4%.

Помимо этого биржевого индекса к «условно спортивным» индексам можно отнести STOXX Global Grand Prix, ориентированный на автоспорт и, прежде всего, на Формулу 1, однако база расчета этого индекса является более широкой по сравнению с «футбольным» индексом: как минимум, в нее входят акции компаний, являющиеся спонсорами автогонок.

Основным преимуществом данного варианта инвестирования можно считать его доступность: для того, чтобы стать миноритарным акционером «спортивной» компании достаточно 100-200 долл., а для создания «спортивного» инвестиционного портфеля, обладающего хотя бы минимальным уровнем диверсификации, достаточно 1500-2000 долл., но при этом все инвестиционные операции совершаются на зарубежных финансовых рынках.

Наконец, частные инвесторы могут воспользоваться возможностями коллективного инвестирования и вложиться в «спортивные» инвестиционные фонды.

Данный вариант инвестирования также является довольно демократичным, предполагая стартовую сумму инвестирования в районе 10000-15000 рублей (к примеру, при инвестициях в паевые инвестиционные фонды), но при этом он подразумевает и более высокий уровень транзакционных издержек (порядка 3-5% ежегодно).

Вложения в спорт через инвестиционные фонды позволяют повысить уровень диверсификации портфеля, как минимум, за счет вынужденного выхода подобных фондов на внешние рынки, так как на отечественном рынке ценных бумаг этот сектора фактически не представлен. Однако в подавляющем большинстве случаев подобные фонды, сталкиваясь с острым дефицитом качественных эмитентов, вынуждены частично уходить в «околоспортивные» виды бизнеса, т. е. их инвестиционные приоритеты смещаются с «большого спорта» на развитие всей спортивной индустрии в целом.

Например, инвестиционная цель паевого фонда «КапиталЪ – Мировая индустрия спорта» сформулирована следующим образом: «Цель фонда – предоставить инвесторам возможность участвовать в росте доходов компаний, занимающихся игровыми видами спорта, производством спортивных товаров или одежды и трансляцией спортивных мероприятий».

Отличительной особенностью «спортивных» инвестиционных фондов, особенно ориентированных на глобальную спортивную индустрию, является достаточно низкий уровень их корреляции с другими финансовыми активами. По мнению Вадима Соскова, генерального директора «Управляющая компания «КапиталЪ», такие фонды дают возможность частным инвесторам «пройти через участок волатильности с наименьшими потерями».

Неспортивные риски

«Спортивное» инвестирование обладает целым рядом отличительных особенностей по сравнению с «классическими» вариантами вложения средств.

Во-первых, в отличие от других, изменение стоимости «спортивных» активов определяется не столько динамикой их фактических или ожидаемых финансовых показателей, сколько успешностью спортивных выступлений, т. е. в нем очень велика роль эмоциональной составляющей или даже случайных факторов (травма спортсмена).

Во-вторых, практически для всех спортивных клубов характерна значительная волатильность доходов и расходов, адекватно спрогнозировать которую практически невозможно (в частности, крайне проблематично смоделировать их трансферную составляющую, а также размер спонсорских контрактов).

В-третьих, в целом спортивная индустрия не отличается высоким уровнем информационной прозрачности: многие спортивные клубы, особенно частные, предпочитают работать «в режиме полного молчания».

Резюмируя все сказанное выше, можно сказать, что пока возможности частных инвесторов войти в мир «большого спорта» существенно ограничены: наиболее привлекательные варианты инвестирования им недоступны в силу крайне высокого «входного порога», а более «демократичные» варианты отличаются очень скромным набором финансовых инструментов, ориентированных в основном на вложения в футбол.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]