Среда, 17.12.2025
×
“Грядущие годы таятся во мгле”: как выглядит будущее финансов

Сделка Тинькофф и Яндекс

Аа +
+1 -0
Леонид Делицын,
руководитель направления IPO-аналитики ГК «ФИНАМ»

Первые запросы СМИ об этом событии как о вероятном появились в понедельник, и для меня выбор в качестве цели поглощения банка Тинькофф стало неожиданностью. Хотя то, что Яндекса способен и может приобрести банк, было известно давно. Но я ожидал, что он будет строить бизнес-экосистему (то есть более или менее равноправное содружество нескольких игроков) с участием какого-нибудь другого банка, к примеру – ВТБ.

 

Что касается Сбербанка, то понятно, что Яндекс не смог бы купить Сбер, но и не хотел стать контрабасом в оркестре под его управлением. А равноправное сотрудничество между двумя компаниями, каждая из которых претендует на звание главной ИТ-компании России (у Сбербанка, насколько я знаю, больше программистов, чем у Яндекса), маловероятно.

При этом, хотя мы и привыкли теперь использовать термин «экосистема», но подразумеваем под ним, как правило, просто холдинг с одним хозяином.

Озвучена оценка «Тинькофф» в $5,48 млрд, и появились сведения о том, что половина суммы будет выплачена деньгами, а остальное – акциями «Яндекса». Это снимает определённую озабоченность относительно того, будет ли сделка одобрена. Новый частный акционер, который мог бы претендовать на 15% акций интернет-гиганта, мог бы и не устроить государство. Но если речь идёт лишь о 2,74 миллиардах акциями, что будет составлять только 9% стоимости объединённой компании (капитализацию которой можно оценить в 30 млрд долл.), то сделку могут и одобрить.

Как отреагирует Сбербанк, предсказать сложно, но весьма вероятно, что будет приветствовать сделку и скажет, что развивать рынки станет интереснее. Рынок, определённо, сделку приветствует. Вечером во вторник на Московской бирже акции «Яндекса» подорожали на 8,2% и закрылись на отметке 4 900 рублей, в значительной степени отыграв сентябрьское снижение. Максимальная стоимость была достигнута 1 сентября 2020 года, когда стоимость бумаги достигла уровня 5 177 рублей, после чего снижалась вместе с глобальным хайтеком. На NASDAQ после публикации новости стоимость выросла скачком с $59,5 до $62, после чего росла в течение всех торгов и в итоге достигла $66, что на 11,8% выше цены открытия. Капитализация Яндекса в итоге вчера увеличилась до $24 млрд.

Сегодня в Москве акции пока что выросли до 5100 рублей, хотя мы предсказывали, что могут дорасти и до 5300 рублей.

Сделка важна для «Яндекса», которому необходимо выйти за рамки ограниченного рынка интернет-рекламы объёмом 244 млрд рублей по итогам 2019 года. Хотя доля интернет-рекламы составляет уже 49,4% российского рекламного рынка, и переток бюджетов в онлайн усиливается, но сам наш рекламный рынок ограничен потолком в полтриллиона рублей (494 млрд рублей по итогам прошлого года по данным АКАР). Причём, 121,7 млрд рублей из них уже зарабатывает Яндекс. Поисковик мог бы, конечно, не искать лёгких путей, и вместо «Тинькофф Банка» приобрести какой-нибудь телеканал, но, видимо, решил не раскачивать существующее равновесие. А полтриллиона рублей – это чуть больше выручки только одного оператора связи МТС (476,1 млрд рублей за 2019 год), к которому скоро приблизится «Ростелеком», поглотивший Tele2. То есть российский рекламный рынок – это не очень тяжёлая весовая категория в сравнении с отраслью связи в целом и с электронной торговлей. Кроме того, удар по российскому рынку рекламы нанесла эпидемия Covid-19, убрав с рынка порядка трети рекламных агентств. Перспективы роста рекламного рыка неясны.

Зато очевидный драйвер роста выручки Яндекса и конкурирующей экосистемы Сбербанка, Mail.Ru и партнёров – это электронная коммерция. Этот гибрид информационных технологий и традиционной торговли (от оборота которой составляет пока лишь 16,1%) выиграл, а не пострадал в результате пандемии. По прогнозу российской Data Insight, он будет расти на 33% в год и достигнет 7,2 триллиона рублей в 2023 году. Яндекс будет развивать маркетплейс на основе «Маркета», доставку, логистику, потребительское кредитование и другие финансовые сервисы. Наличие банка в экосистеме является важным для IT-холдинга, который хочет быть полноценным конкурентом на рынке электронной коммерции. Во-первых, многие маркетплейсы кредитуют поставщиков и быстро развивают краудлендинг. Во-вторых, кредиты требуются и потребителям, ибо хотя новый iPhone пока так и не выпущен, но всё-таки может появиться, другие гаджеты тоже требуют средств, да и для пущего удовольствия от гейминга в изоляции нужны недешёвые аксессуары.

Аудитории Яндекса, в особенности тем, у кого всё хорошо с кредитной историей и вообще, можно начинать готовиться к роли активных онлайн-шопперов, завсегдатаев маркетплейса и ценителей изысканных финансовых продуктов. Яндекс, накопивший за двадцать лет петабайты знаний о том, чего мы ищем в жизни, способен значительно улучшить качество скоринговых процедур, то есть тех, которые решают, давать ли нам кредит и какую яхту предлагать – тридцатиметровую или покороче. Хотя и не контролирующий пока мобильную операционную систему, поисковик очаровывает нас своими незаменимыми мобильными приложениями, и, в общем, знает о нас то же, что и операторы сотовой связи. Банки операторов быстро растут, а банк Яндекса будет расти ещё быстрее, и, возможно, утечки в СМИ по поводу регистрации товарных знаков, вроде «Я.Банк», были допущены неспроста. Хотя, вполне возможно, что кредиты он будет выдавать строже, чем другие новые банки – но не только потому, что его скоринг будет лучше, а и потому, что многие уже и так глубоко закредитованы. Бренд «Тинькофф» в случае, если поглощение состоится, займёт своё почётное место в истории российского бизнеса.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Спрос на продукты повседневного спроса помог General Mills улучшить результаты Спрос на продукты повседневного спроса помог General Mills улучшить результаты Американская компания General Mills, один из крупнейших производителей продуктов питания, представила результаты за второй квартал финансового года, которые превзошели ожидания аналитиков по выручке и прибыли. Более устойчивый, чем предполагалось, спрос на продукты для домашнего питания помог компании компенсировать давление со стороны инфляции и неопределённости на рынке труда. Xiaomi бросает вызов OpenAI и DeepSeek Xiaomi бросает вызов OpenAI и DeepSeek Китайский технологический гигант Xiaomi, известный прежде всего как производитель смартфонов и электромобилей, представил новую модель MiMo-V2-Flash с открытым исходным кодом. Компания позиционирует её как конкурентоспособную альтернативу современным решениям от DeepSeek, Moonshot AI, Anthropic и OpenAI, подчёркивая сочетание высокой производительности, низкой стоимости и широкой универсальности. Lennar теряет прибыль на фоне снижения спроса на покупку жилья Lennar теряет прибыль на фоне снижения спроса на покупку жилья Один из крупнейших застройщиков США, компания Lennar, отчитался о более слабых, чем ожидалось, финансовых результатах за четвёртый квартал, что вновь привлекло внимание инвесторов к проблемам американского рынка жилья. Прибыль компании оказалась ниже прогнозов аналитиков с Уолл-стрит на фоне продолжающегося снижения спроса на покупку домов, обусловленного проблемами с доступностью жилья и неуверенностью потребителей. На этом фоне акции Lennar снизились более чем на 4% на премаркете в среду.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)