Воскресенье, 21.07.2019
×
Миф №3: Активные инвестиции запрещены для людей

Как монетизировать знания?

+2 -0
Аа +
Александр Тимофеев,

руководитель аналитического отдела ИК «Инстант Инвест»

Интернет вещей, электронная Россия и как на этом заработать.

Что такое «Интернет вещей» и как это связано с экономикой?

Что такое «Интернет вещей» (IOT)? Если не вдаваться в сложные технические термины, это вывод всех используемых в быту вещей в Интернет. В итоге, вы будете окружены «умными» приборами, которые смогут как получать, так и отправлять информацию в сеть. Сейчас наша жизнь ограничена лишь «умным телефоном» и максимум «умным телевизором», но это только начало.

В целом, Интернет вещей можно подразделить на три категории:

  1. Вещи, которые собирают информацию и отправляют ее (сенсоры, которые будут помогать нам принимать обоснованные решения).
  2. Вещи, которые получают информацию, и на основе нее начинают действовать (к примеру, принтер или автомобиль).
  3. Вещи, которые и собирают информацию, и получают ее (например, подключенная к Интернету система орошения, которая получает данные по прогнозу погоды и принимает решение, когда стоит поливать, одновременно отправляя фермеру информацию о состоянии почвы).

У данного этапа развития Интернета огромное будущее. Вот почему, многие государства уже включили концепцию информационного развития в свои стратегии, определив перспективы интернета вещей, робототехники, искусственного интеллекта и Big Data.

В Европе эта концепция носит название «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста». Европейская комиссия предлагает пять основных направлений деятельности, в которые входят исследования и инновации, занятость, изменение климата и энергетика, образование и борьба с бедностью.

Японская версия развития общества в цифровую эпоху «Общество 5.0» расписанная до 2022 года, разработана правительством при активном участии японской ассоциации крупного бизнеса «Кэйданрен».

В России план развития «Стратегия 2020» базируется на двух основаниях – новой модели экономического роста и новой социальной политике. Какими бы ни были названия стратегий, все они направлены на один и тот же процесс – трансформацию экономики за счет использования таких цифровых технологий, как Big Data, искусственный интеллект и интернет вещей.

У России свой путь

В России экосистема IOT растет на фоне восстановления экономики наряду с внушительными инвестициями в промышленный сектор и так называемую умную инфраструктуру. Растущая потребность в обеспечении качественной связи в условиях увеличения доли технически грамотного населения подогревает спрос на интернет вещей.

Интернет вещей в нашей стране поделен на девайсы, датчики, актуаторы и платформы. Среди этих составляющих лидирующие позиции занимает сегмент девайсов или устройств, на которые, по итогам 2016 года, пришлась доля рынка в размере 81%. Данный компонент продолжает доминировать по совокупным среднегодовым темпам роста и на сегодняшний день.

В условиях растущего спроса на пользовательские устройства и электронику, базирующиеся на интернете вещей, ожидается, что до 2023 года интерес к так называемым умным датчикам продолжит повышаться. Согласно оценке Research Nester в отчете «Russia Internet of Things (IoT) Market Outlook 2023: Industry Analysis & Opportunity Evaluation 2016-2023», в этот же период актуаторы и платформы интернета вещей вырастут на 25,74% и 21,50% в среднегодовом эквиваленте соответственно.

При этом в нашей стране этот рынок на самом деле еще мало освоен, что создает огромное пространство для развития существующих и разработки новых решений в этой сфере. Этот фактор дает преимущество провайдерам услуг в силу отсутствия конкуренции. К слову, в Казани удалось развернуть сеть LTE оперативнее, чем, например, в Европе, и все благодаря отсутствию других крупных игроков, которые могли бы затормозить процесс прихода 4G.

В рамках стратегии «Электронная Россия» озвучивается необходимость перехода к Интернету 5G. Внедрить его несложно, и, по сути, это счетная задача. В мире есть конкретные компании, которые являются абсолютными лидерами в разработке, тестировании и внедрении 5G-технологий. Одна из таких корпораций – Huawei, которая уже начала активное сотрудничество с локальными сетями.

Перспективы роста рынка

В начале июня корпорация подписала с российским мобильным оператором МТС соглашение о пилотных запусках в России сетей 5G в 2019–2020 гг. и развитии этой технологии. Это сотрудничество может значительно приблизить эпоху 5G в России, которая и заложит ту самую основу для расцвета IoT.

По прогнозам Research Nester, к 2023 году размер рынка интернета вещей в России вырастет на 19,62% и достигнет 74 млрд долларов. Для сравнения: в 2016 году объем рынка составил всего 21,1 млрд долларов.

Уже к началу следующего года Россия имеет все шансы приобрести статус самого крупного потребительского рынка в Европе и четвертого по величине в мире. Поведение российского потребителя зачастую ассоциируется с импульсивной покупкой, исходя из чего в ближайшие годы ожидается внушительный рост в сегментах медикаментов, косметики, бытовых электроприборов и автомобилей. Эти факторы, в свою очередь, должны послужить драйвером развития интернета вещей в стране.

Как монетизировать знания?

Преимущество на рынке IoT состоит в том, что большинству его участников проще не разрабатывать технологии с нуля, а приобрести уже готовые технологические решения.

Устройства рынка интернета вещей генерируют некоторый объем данных, которые могут быть использованы компаниями в качестве дополнительного варианта монетизации. Эти данные носят название малые данные или small data. Их особенность состоит в том, что для сбора и обработки малых данных не требуется большого объема ресурсов, а предназначены они для решения повседневных задач в контексте электронной коммерции.

Для бизнеса это возможность понять поведение потребителя для того, чтобы, прежде всего, увидеть, что его интересует и оценить спрос по регионам. Таких примеров немало по всему миру. За последнее десятилетие британские компании активно следят за лояльностью потребителей, в чем, помимо прочих способов, им помогает обработка малых данных. Это очень полезно для принятия решений по предоставлению дополнительных услуг помимо основной деятельности той или иной компании.

В сфере транспортных услуг анализ малых данных особенно полезен для страховых компаний, поскольку на основе отчетов, собранных посредством телематических решений для транспортных средств, они могут формировать индивидуальные предложения для своих клиентов.

В будущем анализ малых данных будет полезен для сельскохозяйственного сектора. Уже сегодня в этом можно убедиться на примере Беларуси и Казахстана, где в животноводстве используется программа чипирования, и все более широкое распространение получают электронные системы приема зерна. В перспективе монетизация в сегменте малых данных может оказаться весьма внушительной, но в случае с Россией соответствующие усилия должны для начала получить поддержку на уровне государства.

Рынок интернета вещей ежегодно подрастает на несколько десятков процентов, и эта тенденция сохранится в текущем году. Из российских игроков на международную арену в сфере облачных технологий выходят «Яндекс» и Mail.ru. Учитывая перспективы 10-кратного роста рынка в ближайшие пять лет может, у вышеперечисленных компаний огромные шансы занять там достойную нишу.

Соответственно, многообещающие перспективы этих двух компаний повышают привлекательность их акций в качестве инвестирования на более долгосрочный период. А непубличные компании, которые предлагают интересные решения в этом сегменте, по большей части, будут поглощены IT-гигантами, которые уже успели захватить крупную долю рынка и продолжают укреплять свои позиции.

Таким образом, инвесторам стоит держать руку на пульсе и постоянно наблюдать за теми игроками фондового рынка, которые прокладывают свой путь на территории IoT и связанных с ними технологий.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]