Четверг, 20.11.2025
×
В чем

Парад экосистем

Аа +
+3 -0

Как эффективнее взаимодействовать с клиентами-юрлицами, на какие каналы и сервисы сделать ставку, как объединить их в единую удобную для потребителя экосистему? Эти и другие вопросы 31 октября в Moscow Marriott Hotel Novy Arbat обсудили участники конференции «ДБО для юрлиц 2018. Как прокачать систему ДБО для повышения эффективности обслуживания?», организованной компанией Auditorium Conference Group.

С вступительным докладом выступил Алексей Скобелев, генеральный директор Markswebb, который рассказал о ключевых трендах развития ДБО для юридических лиц, а также озвучил результаты рейтинга лучших дистанционных банковских сервисов для малых, микро– и индивидуальных предпринимателей. «Сейчас мы видим, что в рознице налицо явная победа мобильного банкинга. В некоторых кредитных организациях «мобильная» аудитория в пять раз превышает «десктопную». И процесс перетока пользователей продолжается», – сказал эксперт. Он объяснил это тем, что юрлица-«малыши» по своему пользовательскому менталитету близки к физическим лицам, и многие, получая свой доход на счет, например, ИП, затем выводят средства на физлицо, и используют при этом для бизнеса и для себя лично одно мобильное приложение.

Что касается рейтинга от Markswebb, то по словам Алексея Скобелева, тон в сфере лучших практик ДБО для юрлиц по-прежнему задает «сладкая цифровая троица»: банки Точка, Тинькофф и Модуль. «Хотя, в последнее время уже можно говорить о четверке, поскольку полноценным участником лидерской группы стал ДелоБанк (реинкарнация СКБ-Банка), который создает реально классный цифровой продукт для представителей малого бизнеса», – уточнил докладчик. В спину лидерам дышит Сбербанк, который в прошлом году занимал в рейтинге восьмую строчку, а сейчас уже перешел на шестую. «Сбербанк набрал очень хорошую скорость. А учитывая его ресурсы, это большая угроза в плане конкуренции для всех остальных участников рынка», – сказал Алексей Скобелев. Он также отметил банк Открытие, который в прошлом году запустил очень удобный мобильный сервис, демонстрирующий хорошую динамику с точки зрения функциональности и расширения потребительской аудитории, и Почта Банк, который уже имеет продвинутый опыт в части дистанционного взаимодействия с физлицами.

В то же время те банки, которые самостоятельно не развивают сервисы ДБО для ЮЛ, по словам эксперта, сейчас имеют доступ к очень качественным коробочным решениям от вендоров.

«Цифровой банкинг в России последовательно проходит несколько парадигм развития – от повседневного предоставления клиентам возможностей для совершения базовых операций в удаленном режиме до цифрового офиса, когда в принципе весь процесс обслуживания клиента происходит цифровом поле. И для малого бизнеса уже наступила вторая парадигма – целый ряд игроков рынка работает с ним исключительно в виртуальном режиме. На мой взгляд, это хорошо, что банки выступают как «точки сборки» разных ценностей для бизнеса. В других странах банки идут в сторону передачи сервисов сторонним провайдерам – ИТ компаниям. Я считаю, что российский вариант более перспективный и оптимальный», – высказал мнение Алексей Скобелев. При этом он уточнил, что повышение качественного уровня сервисов для клиентов – это не только хорошие возможности для развития банков, но и новые вызовы, связанные с ростом конкуренции.

Давайте меряться

Следующим блоком конференции стал круглый стол, где участники дискутировали на тему эффективности различных форм взаимодействия банков с клиентами-юрлицами.

– Как сами банки видят перспективы развития в сфере взаимодействия с клиентами-предпринимателями? Какие каналы коммуникаций, предоставления сервисов и услуг являются наиболее оптимальными? – спросил у коллег модератор конференции Иван Лебедев, основатель Rebus Lab.

По мнению Андрея Щенникова, руководителя дирекции по развитию электронных каналов малого бизнеса банка Уралсиб, сегодня банки должны стремится к созданию единых интегрированных решений в сфере ДБО для бизнес-клиентов. «В течение полутора лет мы развивали отдельные цифровые проекты – сайт, маркетплейс, интернет-банк и пр. Потом пересобрали систему, назвав ее «экосистемой интерфейсов». Ничего нового, но все проекты теперь обладают единой механикой, которая позволяет клиенту не выходить за периметр приложения. При этом все наши интернет-сервисы выстроены в рамках одной концепции и выдержаны в едином стиле», – рассказал эксперт.

В итоге процесс «заведения» клиента в банке хотят перевести в режим онлайн: с регистрацией бизнеса, с использованием единой электронной цифровой подписи, которой клиент смог бы пользоваться абсолютно везде, сообщил Андрей Щенников. «Сейчас для юридического лица история, связанная с цифровой подписью – это прямо беда-беда. Для регистрации клиент получает одну подпись, в интернет-банке – вторую, для сдачи отчетности в налоговую – третью. Мы пытаемся эту проблему решить», – сказал он. Представитель Уралсиба также согласился с Алексеем Скобелевым по поводу того, что малый бизнес в плане потребительского поведения имеет очень много общего с физическими лицами.

Об экосистеме ДБО для бизнеса, сформировавшейся в Модульбанке, рассказал Антон Липатов, операционный директор этой кредитной организации. «Мы также многие сервисы, которые сейчас разрознены, стараемся интегрировать в промышленную экосистему с единой авторизацией, с бесшовными переходами», – отметил он.

При этом в банке делают акцент на сервисы, которые непосредственно относятся к расчетной функции и к ведению бизнеса. «То есть, в первую очередь это вещи, связанные с регистрацией организации, с помощью бизнесам в привлечении денежных средств. И в меньшей мере мы уделяем внимание вспомогательным опциям, таким, например, как конструктор сайтов, CRM-система и так далее», – поделился опытом Антон Липатов. По его словам, вспомогательные сервисы сегодня в достаточном количестве представлены на открытом рынке, и там есть свои лидеры, решения которых банки могут использовать.

Также Антон Липатов сообщил, что сейчас в Модульбанке активно развиваются два флагманских проекта. Первый – это «Модуль-деньги», который помогает победившим в гостендерах бизнесам очень быстро привлекать денежные средства, причем не только от банка, но и от разных заемщиков, в том числе от других бизнесов. Второе направление – это кредитование с автоматическим принятием решения на основании облачных данных. «Мы уже запустили продукт, который позволяет получить кредит для розницы без предоставления нам документов. Необходимую информацию мы получаем от оператора фискальных данных. В дальнейшем мы будем эту тему развивать и искать другие источники получения данных для скоринга, чтобы еще больше упростить доступ предпринимателям для получения денежных средств», – пояснил Антон Липатов.

– Предположу, что вы тоже строите экосистему, обратился Иван Лебедев к Павлу Голикову, начальнику управления продуктов департамента малого бизнеса Росбанка. – Но что вы вкладывает в это понятие?

– Да, вы удивитесь, но мы тоже строим экосистему, – прозвучал ответ. – И тоже на основе сопряжения сервисов для розницы и малого бизнеса, между которыми мы видим синергию. Сейчас мы запустили программу, которая называется «внутренняя лидогенерация». Есть некая мотивация, когда фронт розницы «генерит» лиды на малый бизнес, и аналогичный процесс происходит в обратную сторону.

Павел Голиков также рассказал, что сейчас в Росбанке создается новая платформа, куда закладываются сервисы для ведения бизнеса с учетом его жизненных стадий: от регистрации бизнеса до более развитых этапов. «В год в России регистрируется порядка 1 млн юридических лиц и ИП. Поэтому это очень интересная для банка история. Пилот платформы у нас появится в ближайшее время, а развитие проект получит в следующем году», – отметил он.

– Мы про эти системы говорим в общих словах уже второй год. Я предлагаю в следующий раз померяться не словами, а конкретными цифрами. Очень было бы интересно посмотреть, кто и что построил, как экосистема ДБО изменила ваши продажи, – вставил реплику Андрей Щенников.

– Действительно, интересно, кто какие метрики использует для оценки эффективности своих экосистем. Это деньги или это счастье пользователя, – поддержал идею Иван Лебедев.

– Где про эффективность? – прозвучало из зала.

– Не вижу смысла меряться абсолютными цифрами по продажам, поскольку есть и другая сторона вопроса – как эти сервисы позволили привязать клиента к банку, продлить его жизненный цикл и пр., – привел свои аргументы Павел Голиков.

– Я вас уверяю, коллеги, что циферки на экране будут гораздо интереснее пространных разговоров, – не отступал Андрей Щенников.

В отличие от коллег Георгий Чирков, руководитель направления развития систем ДБО для корпоративных клиентов ЮниКредит Банка, не стал рассказывать про экосистемы. «Наверное, взгляд на развитие ДБО у нас немножко скорректирован с учетом того, как на это смотрят в Европе, поскольку мы являемся «дочкой» иностранного банка», – сказал эксперт. По его словам, ДБО превращается в чисто сервисную функцию, в средство достижения некоего результата. Но при этом для крупного и среднего бизнеса и для малого и индивидуального предпринимательства это средство очень отличается по форме, хотя по сути они и схожи. «Мы, скорее, смотрим в направлении интеграции нашего ДБО с различными внешними системами: с бухгалтерскими приложениями, маркетплейсами и т. д. Такой подход конкретно для нашего банка представляется более оптимальным, поскольку построение своей собственной экосистемы – это очень большой проект, который требует наличия определенной клиентской базы», – пояснил Георгий Чирков.

О пользе общения

Выступление Романа Гаврилова, вице-президента Промсвязьбанка, также было посвящено теме создания экосистемы. Как значилось в программе, не простой, а «для клиента с end-to-end автоматизацией». Хотя, как признался спикер, он сам испугался этой «старорусской формулировки». «Давайте, я просто расскажу о своем взгляде на экосистему ДБО для клиента. Сегодня все сервисы практически безоговорочно предоставляются в режиме онлайн. И, наверное, любой клиент, независимо от того, знает ли он, что у банка создана какая-то экосистема или нет, скажет, что если услуги нет в дистанционном режиме, то это уже не очень хорошо. При этом все банки предлагают практически одинаковые сервисы, просто каждый старается сделать свой – быстрее и удобнее», – обрисовал свое видение Роман Гаврилов. Впрочем, «фишкой» банка, которую он сам, по его признанию, активно эксплуатирует для привлечения клиентов, остается большая офисная сеть. «Физическое общение, несмотря ни на что, по-прежнему очень важно. И регулярные встречи с клиентами необходимы, чтобы понимать, чего они реально хотят», – сказал топ-менеджер Промсвязьбанка.

По его словам, только после тщательного изучения запросов клиента на собственном опыте можно строить полноценные экосистемы ДБО. «Знаете, мне очень нравится, как подходят к делу в испанском Caixabank. У него достаточно немного офисов при огромном количестве клиентов. При этом все офисы очень шикарные – с роскошной мебелью, дорогой отделкой. И они признаются, что это маркетинговый ход для тех, кто любит приходить в офис лично. Но при этом в банке постепенно готовят таких клиентов к удаленному обслуживанию: у операционистов нет никакого ПО – все действия они выполняют вместе с клиентом исключительно в его же интернет-банке», – рассказал Роман Гаврилов.

Андрей Щенников, который выступил со следующим докладом, в котором более подробно описал систему, создаваемую в банке Уралсиб, согласился с тем, что все надо делать ради клиента, чтобы ему было хорошо, и ДБО ни в коем случае не должно быть самоцелью.

Дмитрий Бурашников, руководитель развития дистанционных каналов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка, в свою очередь рассказал о перспективах host-to-host (h2h, канал информационного взаимодействия банка и корпоративного клиента) для ЮЛ. В частности, он коснулся темы внедрения системы передачи финансовых сообщений (СПФС) от ЦБ РФ. По его словам, она вызывает повышенный интерес у крупнейших корпораций, но пока участие в ней ограничено из-за очень сложного алгоритма подключения.

Кирилл Сомов, начальник отдела электронного бизнеса департамента малого бизнеса банка ВТБ, рассказал об опыте формирования системы ДБО в его организации. Он напомнил, что в контексте темы диджитализации чаще всего озвучивается две разных позиции. «Кто-то говорит о том, что в будущем банки, возможно, будут выполнять исключительно учетные функции, а помогать клиенту управлять финансами станут другие компании. А кто-то считает, что наоборот банки могут взять на себя лидирующую роль, стать для корпоративных клиентов доверенным лицом, которое будет выбирать ему партнеров и при помощи экосистемы не только подсказывать, как и с кем сотрудничать, но и даже выполнять определенные функции», – сказал Кирилл Сомов. При этом он высказал мнение, что именно второй вариант является для банков более предпочтительным, создает поле для новых стратегических инициатив.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Уроки двух веков Уроки двух веков Deutsche Bank Research Institute проанализировал результаты инвестиций в разных странах мира за последние 200 лет. Какие полезные выводы может извлечь из этого исследования российский инвестор? Фондовые индексы США прибавляют, Nvidia и ставки — в фокусе дня Основные фондовые индексы США демонстрируют рост в последний час торгов — на фоне восстановления акций технологических компаний, импульс которым задаёт Nvidia (NVDA; +2,8%), готовящаяся представить квартальный отчёт после завершения сессии. Настроения на рынке кратковременно пошатнулись после того, как Бюро трудовой статистики США неожиданно сообщило об отмене публикации октябрьского отчёта по занятости. Это заявление вынудило инвесторов скорректировать ожидания по снижению ставки в декабре. Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Российский финансовый сектор находится на этапе масштабной технологической перестройки ввиду регуляторных требований и ограничений на использование зарубежного программного обеспечения. Ужесточение стандартов ЦБ, в том числе приказ № 683-П, ставит перед банками и страховыми компаниями задачу не только обеспечить высокий уровень информационной безопасности, но и выстроить устойчивую ИТ-инфраструктуру на базе отечественных решений. Вместе с Кириллом Диановым, руководителем направления облачной интеграции «Онланты», обсудили тренд на импортозамещение в финсекторе и проанализировали ряд используемых решений.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)