Суббота, 18.09.2021
×
TOP-50 вопросов частных инвесторов на канале Finversia. Ян Арт. Часть 2

Ждем «прогресса»?

Евгений Мастерских,

исполнительный директор по стратегии и развитию «Mikhailov & Partners Private Services Group»

С 1 января будущего года в России появляется так называемая «прогрессивная» ставка подоходного налога.

Краткая история вопроса

Налогообложение доходов физических лиц в России имеет довольно долгую историю: впервые подоходный налог был введен еще в 1812 году. При этом на протяжении практически всего периода существования этого налога, за исключением небольшого перерыва в советское время с 1960 по 1984 года, ставка налогообложения была прогрессивной, т.е. размер ставки в долях (процентах) дохода зависел от суммы полученного дохода. Максимальная ставка была введена в 1999 г. и составляла более 32% от полученного дохода при уровне годового дохода в 150 000 уже деноминированных рублей. При этом, напомним, средняя заработная плата в то время составляла около 1500 рублей в месяц.

Однако с 1 января 2001 года с вступлением в силу второй части Налогового Кодекса РФ государство ввело «плоскую» шкалу, когда ставка налогообложения устанавливалась единой для всех налогоплательщиков вне зависимости от суммы налога, за некоторым исключением. «Плоская ставка» составила 13% для всех типов и размеров дохода, а исключениями были:

- ставка для дохода в виде дивидендов – 9% (эта пониженная ставка отменена с 1 января 2015 года);

- ставка в размере 35% для выигрышей в лотереях, азартных играх и для некоторых особых видов доходов, например, таких, как экономия на процентах по займам и кредитам;

Кроме того, повышенная, но единая ставка в размере 30% устанавливалась для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами.

Одновременно с отменой пониженной ставки на дивиденды начались разговоры о том, что необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ. Два из них были инициированы со стороны КПРФ, третий законопроект поступил от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносились в Госдуму и так же регулярно отклонялись ею. Например, такой законопроект, внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

Таким образом, власти показывали желание сохранить плоскую шкалу НДФЛ как наиболее эффективную, ведь много раз говорилось, что благодаря ей наполняемость бюджета улучшилась, и введение прогрессивной ставки привело бы увеличению темпов «бегства капитала» из страны.

Однако в 2020 году, на фоне пандемии COVID – 19 и разрастающегося экономического кризиса, Президентом В.В. Путиным была публично озвучена инициатива об увеличении ставки НДФЛ до 15% на доходы, превышающие 5 миллионов рублей в год – т.е., по сути, о введении «прогрессивной» шкалы с двумя ставками 13 и 15 процентов и одним порогом дохода – 5 миллионов рублей. Важно помнить, что законопроект вступит в силу с 1 января 2021 года.

А как за границей?

В целом мировая практика показывает, что можно успешно использовать так называемую «прогрессивную» шкалу налогообложения доходов физических лиц. Среди государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) плоская шкала налогообложения пока еще действует только, собственно, в России, в Венгрии и странах Балтии. Все остальные страны применяют прогрессивную шкалу.

В таблице приведены примеры налоговых ставок некоторых развитых стран.

Страна

Необлагаемый

годовой минимум

Налоговые ставки

Австралия

18.200 AUD

19; 32,5; 37; 45 %

Австрия

11.000 €

25; 35; 42; 48; 50 %

Великобритания

10.600 £

20; 40; 45 %

Греция

12.000 €

18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 %

Франция

6.011 €

5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 %

США

0 $

федеральные:

10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 %

+ региональные до 11 %

В целом, даже российская увеличенная ставка в 15% зачастую меньше, чем минимальная ставка налога в других государствах, что, очевидно, подталкивает к размышлениям, типа: «Ну, в Европе-то даже минимальная ставка выше, чем у нас, почему бы и у нас ставку налога не увеличить?»

Однако не стоит забывать и о негативном опыте резкого увеличения ставки.

Например, в разгар президентской предвыборной кампании во Франции весной 2012 году лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета повысить с 2013 года до 75% ставку подоходного налога для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год. Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2013 год.

Проект Олланда спровоцировал настоящий «исход» состоятельных людей из Франции. В числе «налоговых беглецов» оказался актер Жерар Депардье, который, в итоге, сменил не только налоговое резидентство, но и стал гражданином России, чтобы избежать нежелательных налоговых последствий на родине.

Зачем нужна прогрессивная ставка?

Применение прогрессивной шкалы налогообложения обусловливается социальной направленностью деятельности государства и желанием внести справедливость в распределение средств. Россия оставалась за рамками данного тренда, в связи с чем и начались обсуждения об изменениях в НФДЛ и об «окрашивании» налогов (то есть придании целевого характера полученным средствам), которые будут взиматься по повышенной ставке.

Как уже было сказано выше, о повышении ставки до 15% для дохода, превышающего 5 миллионов рублей, впервые заявил президент России. По расчетам, такое повышение ставки может дать бюджету порядка 60 млрд руб. в год. При этом, как следует из законопроекта, сохранятся некоторые льготные операции, которые не будут попадать в налогооблагаемую базу по повышенной ставке - доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также, например, страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению.

Как же будет работать новая ставка?

Например, налоговый резидент Антонов Антон Антонович в 2021 году получил совокупный доход в 18 млн рублей, состоящий из:

Дохода от продажи квартиры, которой он владел два года, размер дохода составил 10 млн. рублей;

Прочие доходы – заработная плата, дивиденды от бизнеса и доход от продажи ценных бумаг – составили 8 миллионов рублей.

В упрощенном виде расчет налога для господина Антонова А. А. будет выглядеть следующим образом:

18 000 000 - 5 000 000 (доход, облагающийся по 13%) = 13 000 000

13 000 000 - 10 000 000 (доход от реализации имущества, облагается по 13%) = 3 000 00

Итого налог составит:

5 000 000 * 13% = 650 000 руб.

10 000 000 * 13% = 1 300 000 руб.

3 000 000 * 15% = 450 000 руб.

Общая сумма налога: 2 400 000 рублей.

Если бы ставка оставалась плоской, то общая сумма налога г-на Антонова составила бы 2 340 000 рублей.

Дополнительные средства (а для нашего примера – это разница между фактической суммой налога в 2,4 миллиона и суммой в 2,34 млн, которая была бы рассчитана по ставке в 13%, т.е. всего 60 тысяч рублей) будут «окрашены» и целевым образом направлены на лечение детей с тяжелыми хроническими и орфанными (редкими) заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.

А в чем, собственно говоря, дело?

Параллельно с принятием законопроекта о повышении ставки НДФЛ до 15% Государственной Думой во втором чтении, среди экспертов по налогообложению вновь разгорелась дискуссия о необходимости и возможности введения в России полноценной прогрессивной шкалы НДФЛ. Некоторые эксперты предположили, что полноценная прогрессивная шкала может быть введена с 2024 года.

Дискуссия началась с того, что 20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Эксперты центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова считают, что прогрессивный НДФЛ у нас рано или поздно появится. Но, чтобы сделать этот шаг разумным и эффективным, необходимо сначала решить следующие вопросы:

  1. Усовершенствовать и автоматизировать налоговое администрирование процедуры получения налоговых вычетов по НДФЛ на образование и медицину
  2. Снизить нагрузку на ФОТ примерно до 20 %, что приведет к дальнейшей легализации части теневых доходов
  3. Обсудить крайне умеренный рост ставки НДФЛ на реально высокие доходы (от 6 или даже 12 млн руб./год) с той категорией населения, которая эти доходы получает. В формате, например, глубоких социологических исследований.

Исходя из этого, страна пока не готова к введению действительно эффективных изменений и переходу к полноценной прогрессивной шкале.

Мало того, масла в огонь этой дискуссии подлил и доклад экспертов ВШЭ (Высшая школа экономики) с предложением Минфину идеи, которая позволит найти дополнительные ресурсы для пополнения бюджета. Речь идет о повышении НДФЛ и Налога на прибыль организаций. Экспертами была предложена ставка налога 20–24% для доходов физлиц свыше 12 млн и 24 млн руб. в год и возврате к ставке 24% (или даже к увеличению этой ставки до 30%) по налогу на прибыль организаций (сейчас 20%), но в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета, т.е. если «сверхвысокий доход» инвестируется в экономику, то он освобождается от налогообложения, а если нет – то облагается повышенными ставками.

Однако Минфин публично заявил, что ни вопросы дальнейшего повышения НДФЛ, ни вопросы повышения налога на прибыль сейчас не рассматриваются.

Так что же будет в итоге?

Мировая тенденция сейчас действительно такова, что прогрессивная шкала налогообложения преобладает в большинстве из развитых стран. Такая система в основном решает два вопроса:

Первый – это фискальный вопрос, пополнение бюджета;

Второй – регулятивный вопрос, создание некой социальной справедливости в обществе в отношении перераспределения национального богатства.

И грядущее повышение ставки до 15% в принципе отвечает на оба этих вопроса: благодаря ожидаемому увеличению ставки в РФ, состоятельные россияне становятся «благотворителями поневоле», при этом государство решило показать, куда именно будут тратиться дополнительные средства и, таким образом, смягчить возможное недовольство налогоплательщиков тем, что средства пойдут действительно на благое дело. Остается только вопрос прозрачности и контроля над расходованием дополнительных средств.

Кроме того, за последние 5 лет государством была проделана огромная работа по борьбе со стандартными инструментами уклонения от уплаты налогов, поэтому многим действительно будет проще заплатить повышенный налог, чем искать способы уклонения.

Но, с другой стороны, экономика России сегодня явно в кризисной ситуации и люди будут искать любые способы уменьшения своих расходов, в том числе и налоговых. Все, конечно, очень индивидуально и зависит от уровня дохода, но одна из базовых идей «налогового планирования» — это смена налогового резидентства, но и новые схемы по «планированию» некоторые налогоплательщики продолжат искать.

Будем наблюдать за развитием событий и ждать заявлений от Минфина или других официальных лиц о возможном «прогрессе» в налогообложении.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »