Вторник, 26.01.2021
×
Биржевая неделя: 5 акцентов с Петром Пушкаревым - 26.01.2020

Расходы бюджета на компенсацию высоких ставок по кредитам

Наталья Чуркина,

аналитик, Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ)

Программа льготных ипотечных ставок наглядно показала, что меры по снижению ставок могут поддержать экономическую активность, в данном случае – в строительстве. Роль бюджетных субсидий на компенсации высоких ставок по кредитам в экономике растет, однако потенциал снижения ставок таким способом имеет ограниченный характер.

Доля ипотечных кредитов, предоставляемых в рамках программ субсидирования ставок, стала беспрецедентно высокой в период борьбы с последствиями пандемии

Согласно опубликованной 7 октября Банком России аналитической записке «Жилищное строительство», в этом году объем субсидирования правительством ставок по ипотечным кредитам резко увеличился. При этом, как отмечает ЦБ, такие программы в стране «используются достаточно давно» – в качестве примера приводится программа льготной ипотеки для школьных учителей, представленная в начале 2010-х гг. Однако если ранее программы льготного ипотечного кредитования «носили локальный характер и были ограничены кругом получателей», то сейчас они стали «беспрецедентными по охвату». Помимо программ поддержки семей с детьми (где родился второй и последующий ребенок), появились программы дальневосточной и сельской ипотеки, а также ключевая антикризисная программа этого года – предоставление льготных кредитов для приобретения жилья на первичном рынке с субсидированием ставки, превышающей 6,5% годовых.

В результате, к середине 2020 г. портфель льготных кредитов, по оценке Банка России, составил более 400 млрд руб., или около 5% всего ипотечного кредитного портфеля. При этом в июне-июле этого года доля льготной ипотеки в общем объеме выданных ипотечных кредитов превысила 40%, тогда как в январе-феврале она составляла лишь 10-12%. Это привело к существенному снижению нагрузки на население: как отмечает ЦБ, «месячные затраты населения на обслуживание ипотечных кредитов благодаря этому снизились более чем на 1 млрд рублей». В результате и строительная отрасль начала восстанавливаться: в августе этого года объемы жилищного строительства перешли к росту (на 4,9% в годовом выражении).

Расширение программ субсидирования ставок увеличивает нагрузку на государственный бюджет, отвлекает ресурсы от реализации других мер поддержки и стимулирования экономики, и становится поводом для повышения налоговой нагрузки

«Обратной стороной» расширения доступности ипотечного кредитования «является стремительно растущая нагрузка на государственный бюджет», предупреждает Банк России. По его оценкам, «если в 2019 г. затраты федерального бюджета на субсидирование ипотечных ставок составляли менее 2 млрд руб., то по итогам 2020 г. они приблизятся к 40 млрд руб., а в 2021-2022 гг. этот показатель может вырасти еще в два раза вследствие накопления портфеля кредитов, ставки по которым субсидируются».

При этом такую нагрузку на бюджет создает именно сам Банк России. Ведь в ситуации текущего кризиса, вызванного пандемией, расширяются программы субсидирования ставок не только по ипотечным кредитам. Фактически эти программы за счет бюджетных ресурсов по сути компенсируют избыточную жесткость денежно-кредитной политики ЦБ.

Данные по объемам бюджетных средств, выделяемых на субсидирование ставок, являются достаточно разрозненными. Если учесть только антикризисные меры, введенные в условиях пандемии, на цели субсидирования процентных ставок по кредитам (без учета льготной ипотеки) в 2020 г. было уже направлено как минимум 120-124 млрд руб. расходов федерального бюджета. С учетом льготной ипотеки этот объем составляет порядка 160-164 млрд руб. (см. таблицу). Общий же объем субсидирования ставок по кредитам в экономике, очевидно, выше: не все меры попали в антикризисные планы, и не по всем мерам есть оценки расходов бюджета (например, по льготному кредитованию развития туристской инфраструктуры). По оценкам ИКСИ, общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на обеспечение доступного кредитования, в 2020 г. может достигать порядка 326 млрд руб.

Несмотря на то, что доля этих средств в общих расходах федерального бюджета невелика (0,8% и 1,7% расходов бюджета соответственно), суммы этих расходов вполне сопоставимы с теми, что были направлены на некоторые ключевые меры поддержки населения в период пандемии. Например, на стимулирующие выплаты врачам и медицинским работникам, работающим с больными COVID-19, в 2020 г. предполагается выделить из бюджета 105,3 млрд руб.; на дополнительные пособия семьям с детьми до 3-х лет в условиях пандемии было потрачено, по данным Пенсионного фонда и правительства, около 70 млрд руб. Финансирование нацпроекта «Здравоохранение» предполагается, например, в размере 306,7 млрд руб. в 2020 г.

Более того, те суммы, которые сейчас правительство выделяет на субсидирование процентных ставок, сопоставимы и с объемом средств, который Минфин рассчитывает привлечь в бюджет, повысив налоговую нагрузку. Так, за счет роста ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для компаний черной и цветной металлургии, а также производителей удобрений Минфин предполагает обеспечить дополнительные поступления в объеме 56 млрд руб., за счет роста акцизов на табак – 70 млрд руб., за счет роста ставки НДФЛ для россиян, зарабатывающих свыше 5 млн. руб. в год – 60 млрд руб. Таким образом, суммарный объем этих поступлений составляет 186 млрд руб., что сопоставимо с расходами на субсидирование ставок в рамках антикризисных программ.

Сегодня для восстановления и развития экономики необходимо общее снижение процентных ставок и повышение доступности кредитов, а программы льготного кредитования должны использоваться для точечной поддержки отдельных производств и отраслей

Субсидирование льготной ипотеки сейчас является успешным примером антикризисной поддержки экономики – в первую очередь потому, что пока это самая масштабная программа субсидирования ставок. Прочие же отрасли вынуждены жить в условиях дорогого финансирования с ограниченным доступом к доступным кредитам.

Одним из вариантов дальнейших действий властей по стимулированию экономической активности могло бы быть принципиальное расширение программ льготного кредитования за счет средств федерального бюджета. Однако у этого варианта есть ряд негативных последствий. Во-первых, это может привести к пропорциональному сокращению расходов бюджета по другим важным направлениям. Во-вторых, в рамках текущей бюджетной парадигмы для компенсации этих расходов может быть использовано повышение налоговой нагрузки на бизнес и население. В-третьих, дальнейшее расширение программ льготного кредитования означает, что правительство тем самым берет на себя часть функций Банка России, что ведет к перекосам в финансовой системе в целом: программы реализуются через ограниченный круг банков, что дополнительно снижает уровень конкуренции в банковской системе.

Однако успешный опыт реализации программ субсидирования процентных ставок, в том числе по ипотеке, наглядно показывает, что рост доступности кредитования может действительно оказать поддержку и бизнесу, и населению. Но расширять доступность кредитования в целом необходимо в первую очередь не за счет расходов бюджета, а за счет дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики Банка России, что позволит снизить уровень процентных ставок в экономике. Программы же правительства по льготному кредитованию в случае перехода Банка России к мягкой денежно-кредитной политики могли бы сохраниться в качестве адресных стимулирующих механизмов, направленных на поддержку отдельных отраслей и категорий заемщиков. Но будет ли руководствоваться подобными аргументами Совет директоров ЦБ на ближайшем заседании – большой вопрос.

Таблица. Расходы федерального бюджета на субсидирование ставок по кредитам населению и бизнесу в 2020 г.*

 

Мера поддержки

Расходы федерального бюджета, млрд руб.

Комментарии

Субсидирование ипотечных ставок в рамках различных программ

40,0

Оценка Банка России

Предоставление беспроцентных кредитов на неотложные нужды и выплату зарплаты для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях

6,1

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**. Указанная сумма, очевидно, предполагает лишь компенсацию ставок, поскольку соглашений по таким кредитам заключено уже на сумму не менее 102 млрд руб. (по данным Минэкономразвития***)

Предоставление кредитов на зарплату по ставке 2% с возможностью списания при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 г. для организаций наиболее пострадавших отраслей

15,75

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**. Поскольку списание кредитов предусмотрено в 2021 г., то расходы 2020 г. – это исключительно субсидирование ставок по кредитам

«Программа 3 по 1/3», при которой 2/3 стоимости процентных платежей по новым кредитам покрывают государство и банки

1,5

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса под 8,5%

23,7 – 27,6

Расчет произведен, исходя из данных Минэкономразвития*** о выдаче 789 млрд руб. в рамках программы

Реализация программы кредитования по льготной ставке под потребности в оборотных средствах для системообразующих организаций

24,0

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Поддержка организаций гостинично-туристской сферы посредством возмещения 50% платежей по процентам (включая отсрочку по выплате основного долга)

6,7

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Субсидирование процентной ставки по кредитам организаций ЖКХ и предоставление при необходимости государственных гарантий

1,8

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Реализация программ по субсидированию процентной ставки по кредитам застройщиков, в т. ч. на строительство объектов социальной инфраструктуры

12,0

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Программа льготного кредитования покупки автомобилей отечественного производства

23,0

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Субсидирование процентов по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств предприятиями легкой промышленности

1,0

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Разработка и реализация мероприятий по повышению привлекательности условий предоставления образовательных кредитов

0,148

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

Увеличение объемов льготного кредитования сельскохозяйственных производителей и предприятий пищевой промышленности

4,0

Объем финансирования, предусмотренный «Общенациональным планом»**

*В таблицу включены преимущественно меры, которые приводятся в планах по преодолению последствий пандемии. Потенциальный объем субсидирования процентных ставок по кредитам должен быть выше с учетом мер, действовавших ранее, но не упоминаемых в антикризисных планах.

**Согласно «Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения» в версии от 22 сентября 2020 г.

***Согласно отчету «План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции по состоянию на 30.09.2020 г.»

Источники: расчеты ИКСИ на основе данных Банка России, Правительства, Минэкономразвития

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »